Вожди и демоны

Ленин, Троцкий и другие вершители Октябрьской революции «ожили» к столетию великого «слома эпох»

8 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4229 (168) от 8 нояб. 2017

В канун 100-летия революции, которая в советские времена именовалась Великой Октябрьской социалистической, на центральном телевидении состоялись премьеры громких проектов. На Первом канале это многосерийный фильм «Троцкий», а на канале «Россия» – «Демоны революции».

Оба сериала сняты с особой исторической тщательностью, ведь создатели проектов отдавали себе отчет, что среди телезрителей немало тех, кто пусть не сам, но от первоисточников – своих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек – знает подробности того драматического периода. А главная заслуга телеканалов в том, что они сняли табу на обсуждение одной из самых закрытых тем российской истории – революции 1917 года.

Актерский состав в картинах уникальный и безукоризненный. Ленина в «Троцком» играет Евгений Стычкин, в «Демонах революции» – Евгений Миронов. Роль Троцкого исполняет Константин Хабенский. Кроме того, кинематографисты явили миру еще одного участника судьбоносных событий – Александра Парвуса. Кто он – революционер, немецкий шпион, авантюрист, поджигатель революционных событий в царской России? И почему о нем так мало известно даже сегодня? Об этом и многом другом рассказывают актеры и создатели обоих сериалов.

Чтобы история не повторилась

– Хорошо, что есть такие проекты, как «Демоны революции», – говорит Евгений Миронов. – Это миссия. По соцопросам, 50 процентов молодежи не знает, что такое репрессии. А в 90-е годы, когда об этих событиях стали говорить, им не было дано никакой оценки. То есть мы все не покаялись. И выросло целое поколение, которое ничего об этом не знает, и мы все в этом виноваты. Наша картина создана для того, чтобы люди знали правду и сделали все, чтобы таких моментов в нашей истории не повторилось.

Нам с режиссером Владимиром Хотиненко хотелось достоверно рассказать о каких-то деталях, которые касаются образа Владимира Ильича. Сейчас ведь много информации, в том числе и совсем новой, и вся она интересная. А что в детстве я знал про Ленина? У моей тети над кроватью всегда висели две иконы: Иисус Христос и Ленин. Вот с этим мы, наверное, все жили в свое юношеское время. А сегодня мы начали серьезный разговор исходя из того материала, который появился.

Начиная работу над ролью, я понимал, что Ленин – человек необыкновенных способностей. Но я хотел разгадать загадку: каким образом, когда, в какой момент мальчик, у которого случилось беда (казнили брата), мальчик воспитанный, из семьи учителя, вдруг стал тем, кем стал? И я понял, что такого момента не было. Это было в нем всегда.

Это существование, в основе которого – абсолютная заточенность на основную идею, при всем том, что она была благородной изначально. Она возникала не только у Ленина, но и у многих его учителей: Чернышевского, Плеханова. Но Ленин был изначально заточен на то, что все нужно решать только революционным путем. Что только так можно освободить человечество от ига капитала.

Я подключился к этой истории потому, что она касалась периода до революции 1917 года. Это потом Ленин из теоретика превратился в практика. Он наверняка не ожидал, что многое ему придется решать по ходу дел. Но мы рассказываем пока еще про теоретика…

Ильич – только в профиль

Для большей документальности создатели картин постарались подобрать актеров, которые действительно внешне похожи на исторические личности, которых им придется «оживить». Но им самим тоже пришлось дорабатывать образы своих персонажей.

– Я смотрел и хроники, и работы великих актеров, ведь фильмов о Ленине снято много, – говорит Евгений Миронов. – Я для себя решил, что в отличие от Щукина (один из первых советских актеров, воплотивших на сцене и в кино образ Ленина и заложивших традиции исполнения этой роли. – Прим. «В»), который мог сниматься анфас, мне этого делать не надо. Мне важно в кадре профиль держать. А все остальное… Я не знаю, как Смоктуновскому удалось сыграть Ильича. Это же был человек без рефлексии абсолютно! Помните, самый нелюбимый автор Ленина – Достоевский, «блевотина рефлексирующая», по его словам…

У каждого артиста рождался свой Ленин. И я тоже ни у кого ничего не украл. А вот выходить из роли оказалось сложнее. Я же играю в театре, и в определенных ролях начинал даже как-то говорить по-другому…

Актер Евгений Стычкин, который необыкновенно похож на классический типаж Ленина, так рассказывает о своей работе над ролью:

– Я отталкивался от того, что мне нужно играть просто человека. Ведь он, по сути, ничем не отличается от остальных, какой бы знаковой фигурой для истории он ни был.

Циничный, наглый, косолапый

Сложнее других пришлось актерам, которым досталась роль самого загадочного персонажа в истории революции – Александра Парвуса. Известно, что он был очень харизматичной личностью, поэтому в сериалах его играют весьма харизматичные артисты: Михаил Пореченков в «Троцком» и Федор Бондарчук в «Демоне революции».

– Парвус – достаточно хитрый человек, который выманивает деньги у германской разведки, пытается «пройти по краешку», – рассказывает Михаил Пореченков. – Роль небольшая, лишь эпизод в большой истории сотворения и экспорта революции. Но при этом Парвус – один из тех, кто все это задумал. Он революционный делец. И даже его костюм работал на этот образ: все эти «ботиночки и войлочные сапожки сверху», пудовые бобровые воротники – ужасно неудобно, но ничего не поделаешь, приходилось надевать. Мы сегодня почти летаем в наших легких пуховиках. А тогда все было по-другому: и одежда, и походка, и манеры. Все движения были приземистыми, медленными, плавными…

– Ничего сложнее в своей жизни я не играл, – признается Федор Бондарчук, рассказывая о вхождении в роль Парвуса, «продюсера революции», который долгое время оставался в тени истории. – Но это действительно подарок! К примеру, мы с Женей Мироновым редко пересекались в кадре, у нас немного общих сцен, но, когда неожиданно сталкивались, это было страшно, очень страшно – это как реально столкнуться с Лениным, настолько он похож был на него! А как выглядит Парвус, мало кто знал.

Я залез в Интернет, там есть две его фотографии крупным планом. Если мне добавить мешков под глазами, сделать немного другую конструкцию на голове, я вправду на него похож. Но он был тучный, полный – мы ушли от этого. Потом мне режиссер показал фотографию, на которой видно, что Парвус косолапый. И у моего героя появилась косолапость. От товарищей из Петербурга, колыбели революции, я взял слово «что» – там именно «чтокают», а не «штокают». Я посоветовался с Владимиром Хотиненко, и он сказал: давай, только меру нужно найти, чтобы это не выглядело неким фокусом.

Я признаюсь, что Парвус проклятый из меня выходил месяца полтора – и это «чтоканье», и все остальное. Такое, наверное, первый раз в моей жизни было.

Мне кажется, что Парвус – первый в истории реальный политик, и политик продвинутый: он использовал синематограф, музыку, медиаресурсы. По масштабам наглости, циничности, дерзости, видению перспективы ему не было в то время равных!

Троцкий – герой рок-н-ролла

Первый канал решил детально, через лупу, рассмотреть личность Льва Троцкого.

– Троцкий, безусловно, знаковая фигура ХХ века, – считает генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст. – Он был реальным продюсером Октябрьской революции. И мы делали сериал о нем не только как о политике, но и как о рок-звезде. Бронепоезд, кожаный плащ, летные очки, мотоциклы. Только электрогитары не хватает! В отличие от Ленина Троцкий выглядит настоящим героем рок-н-ролла. И вся его жизнь – тюрьма, революция, должность военного министра, изгнание, любовь Фриды Кало и убийство – это истинная драма…

В фильме отражены ключевые события жизни Троцкого: тюрьма, ссылка, побег, эмиграция, знакомство с Лениным, революция 1905 года, съезд в 1906-м, Октябрьский переворот 1917 года, Гражданская война, Брестский мир, «философский пароход» и 1940-й в Мексике.

Как утверждают создатели «Троцкого», все, что зритель видит в фильме, происходило в реальности. Художественный вымысел имеет отношение лишь к разговорной речи героев. Создатели фильма изучили огромное количество материалов, воспоминаний Троцкого, его современников, работали в архивах. Главным источником информации были мемуары, в частности, книга «Моя жизнь», которую Троцкий издал в эмиграции.

– Образ Троцкого вышел противоречивым, что неудивительно, – объясняет сценарист Олег Маловичко. – Он из тех исторических фигур, что не останавливались перед большой кровью во имя своих свершений. Мы пытались показать и черные стороны его характера, и белые, и трансформацию, и серые зоны. Как мне кажется, образ вышел сложным и полнокровным.

Константин Хабенский уже играл Троцкого в сериале «Есенин» 12 лет назад, но тогда это была эпизодическая роль, а на этот раз – главная.

– Одна из черт Троцкого – эпатажность, – говорит актер. – И мы отталкивались от этого во всем: в одежде, в фигурах речи. Мы создавали образ как с человеческими, так и с античеловеческими гранями.

Буквальной правды нет…

Создатели сериалов не отрицают, что их работы – это еще один шаг на пути к объективности. Ведь долгое время какие-то темы были полностью закрыты для обсуждения, а какие-то подменены мифами и легендами.

– Нужно понимать, что буквальной правды – как это было на самом деле, нет, – говорит Владимир Хотиненко, режиссер «Демонов революции». – Но есть представления, точки зрения. Я недавно был в программе, где обсуждали личность Ленина. Мнения были диаметрально противоположными: от «Ленин – мерзавец» до «Ленин – герой». Но мы в своем проекте хотели показать, что это были живые люди, не фантомы. Не надо снимать, как Ленин искал папироску для тещи, мамы Надежды Крупской (они играли в карты, кончились папиросы, и он бегал там где-то: «Папироски не найдется»?»). Не надо это снимать, но это надо знать…

Понятно, почему Ленин для церкви – исчадие ада. Если бы он принял мораль Достоевского, он бы лишился своих орудий, он не смог бы совершать многие поступки, которые совершил…

Автор: Лариса ЗЕЛИНСКАЯ, Валерия ХВАЩЕВСКАЯ (ИА «Столица»)