Добро на добычу камня получено
Владивостокский бутощебеночный завод возобновил работу в полном объеме благодаря помощи врио губернатора Андрея Тарасенко
Первого ноября департамент природных ресурсов и окружающей среды администрации Приморского края отменил свой приказ о приостановлении действия лицензии Владивостокского бутощебеночного завода на добычу андезитов (строительного камня) на Первореченском месторождении. И, как следствие, с предприятия были сняты все претензии, выдвигаемые этим же ведомством на протяжении почти двух лет.
Подобный и, надо отметить, закономерный финал конфликта между краевыми чиновниками и АО «ВБЩЗ» стал возможен лишь после личного вмешательства в скандальную ситуацию врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко.
Коллективу грозила безработица
Затяжное противостояние Владивостокского бутощебеночного завода (ВБЩЗ) и департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации края не раз освещалось прессой. В том числе газетой «Владивосток». Напомним, что эта история началась в 2015 году после внеплановой выездной проверки специалистами департамента природных ресурсов карьера ВБЩЗ, расположенного в районе улицы Выселковой. За первой проверкой последовала вторая, затем – третья. Всего за последние два года было шесть внеплановых проверок. И после каждой ревизоры выдавали предписания, написанные как под копирку.
В феврале 2016 года в результате систематических набегов проверяющих на Северный участок Первореченского месторождения департамент природных ресурсов издал приказ о приостановлении действия лицензии ВБЩЗ на право пользования недрами. Срок действия санкции неопределенный – до устранения выявленных нарушений. Для предприятия, которое за почти 60 лет работы не конфликтовало ни с экологами, ни с Ростехнадзором, ни с другими контролирующими и проверяющими организациями, данное решение было сродни приговору к крайней мере: завод вдруг стал злостным нарушителем экологии.
Все эти годы бутощебеночный обеспечивал и обеспечивает работой 200 жителей края, поставляет щебень различной фракции на стройки города, на ремонт дорог. И, что немаловажно, стабильно платит налоги, а это более 170 млн рублей в год.
Необходимо добавить, что последняя проверка АО «ВБЩЗ», проведенная в период с 29 марта по 25 мая 2017 года Росприроднадзором по Приморскому краю, подтвердила соответствие деятельности завода всем экологическим нормам и не выявила ни одного нарушения.
Основным камнем преткновения в конфликте между ВБЩЗ и департаментом природных ресурсов стал технический проект, на основе которого предприятие добывало андезиты в карьере Первореченского месторождения. И который, по мнению краевых чиновников, почему-то оказался несоответствующим современным требованиям. Хотя проектную документацию для ВБЩЗ, как уже писал «В», разрабатывал в Санкт-Петербурге ОАО «Гипронеруд» (институт по проектированию горнодобывающих предприятий с открытым и подземным способами разработки), существующий с 1948 года. В 2013 году представители этой организации приезжали во Владивосток и лично согласовывали документацию с Комитетом по геологии и использованию недр Приморского края. И тогда никаких вопросов не было. В 2014 году срок действия лицензии на добычу андезитов был продлен до 2034 года, оставалось лишь пройти пересогласование в департаменте природных ресурсов. Но чиновники не захотели признавать обновленную техническую документацию.
Шесть раз руководство ВБЩЗ пыталось согласовать проект, и каждый раз в департаменте находили какие-то несоответствия, причем в одном и том же документе. Это было сродни хождению по кругу. На вопрос, почему завод не может работать, ответ чиновников был однозначным: «Все через губернатора». На тот момент главой Приморья был Владимир Миклушевский. После хождения в администрацию края в роли просителей у руководства ВБЩЗ сложилось мнение, что департамент природных ресурсов – это инструмент для уничтожения промышленности в крае. После приостановки лицензии предприятие оказалось на грани закрытия, а его коллективу грозила безработица. Завод попытался доказать свое право на существование в судебных инстанциях, но все судебные решения были не в его пользу.
Все претензии сняты
Точку в этом затянувшемся противостоянии поставил врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, вступивший в эту должность в начале октября. Новый глава региона изучил ситуацию, вник в проблему, и его мнение, высказанное на встрече с руководством завода, было однозначным:
– Предприятия, которые предоставляют рабочие места, стабильно платят заработную плату и пополняют бюджеты налогами, должны работать.
При этом Андрей Тарасенко поручил руководителям бутощебеночного завода встретиться с жителями улиц Карьерной и Снеговой, соседствующих с карьером Северного участка Первореченского месторождения, чтобы обсудить создание благоприятных условий проживания граждан. Что и было впоследствии сделано. На встрече с горожанами руководство завода гарантировало продолжить работу по снижению негативного воздействия предприятия и, в частности, карьера на экологию. Кроме того, ВБЩЗ взял шефство над домами улицы Карьерной, обязуясь помочь гражданам в благоустройстве и озеленении придомовой территории.
В свою очередь, директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Коршенко услышал мнение врио губернатора, высказанное на встрече с руководством завода, и без проволочек согласовал технический проект – основной документ, в соответствии с которым предприятие осуществляло добычу природного камня. Это историческое событие произошло 30 октября. А еще через день департамент отозвал свой приказ на приостановку действия лицензии у ВБЩЗ, после чего предприятие возобновило добычу андезитов на Первореченском месторождении. Тогда же, будто по взмаху волшебной палочки, с завода были сняты все остальные претензии, ранее выдвигаемые департаментом. И с 1 ноября текущего года АО «Владивостокский бутощебеночный завод» осуществляет свою деятельность, как и прежде, в полном объеме и предоставляет своим клиентам полный перечень продукции в необходимых количествах.
Остается добавить, что за время приостановки добычи полезных ископаемых телефоны на ВБЩЗ были буквально раскалены от звонков покупателей продукции предприятия. Граждане интересовались, когда можно будет приобрести щебеночную продукцию по приемлемой цене. Поскольку доставка щебня из ближайших карьеров во Владивосток обходится дороже более чем на 1000 рублей с машины. Эта накрутка бьет по карману и строителей, и, соответственно, заказчиков. А оно, как говорится, нам надо?
Автор: Сергей КОЖИН