Михаила Павина выдает склонность к экс­пе­римен­там

Известный фотохудожник отметил свой юбилей сразу на двух площадках

2 нояб. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4227 (166) от 2 нояб. 2017
a9254098de0f961b48e8eb7223e512a2.jpg

Автобиографичной назвали искусствоведы открывшуюся во Владивостоке выставку «ХХХ лет в подвалах чердака» фотохудожника Михаила Павина.

Работы мастера выставлены сразу на двух экспозиционных площадках. И если бы не один и тот же автор, то неискушенному зрителю могло бы показаться, что он познакомился с творчеством двух разных людей. Ведь даже названия у выставок разные. Первая разместилась в муниципальном центре современного искусства «Артэтаж», а вторая – «Осевая симметрия» – в галерее «Арка».

– Михаил многогранен и постоянно ищет новые формы для выражения своего творчества. К тому же он пропускает через себя события, происходящие в городе, ведь Владивосток ему очень дорог. Павин здесь родился, сформировался как личность, приобрел известность, – отметила директор галереи современного искусства «Арка» Вера Глазкова. – Он уникальный человек, идеи которого иногда кажутся совершенно нереализуемыми. И тем любопытнее увидеть окончательный результат: интересные и совершенно необычные произведения.

Михаил Павин известен не только во Владивостоке и Приморье, его работы экспонировались во Франции, Германии, Австрии, США, Японии, Корее и Китае. Всего более 100 выставок за 30 лет работы.

Увидеть малое в большом

Открывая выставку в «Артэтаже», заместитель главы администрации Владивостока Игорь Ткаченко поздравил собравшихся с новым культурным событием в жизни города.

– Михаил Юрьевич человек активный и неравнодушный, он занимается не только фотоискусством, но и музыкой, вся его жизнь – на острие творческого процесса, – отметил Игорь Ткаченко. – Творчество Михаила Павина по-настоящему владивостокское, оно выражает дух нашего города. Все работы наполнены смыслом, среди них нет случайных кадров. Желаю вам долгих-долгих лет творческой жизни.

Большую часть экспозиции заняли фотографии, на которых запечатлены различные виды и люди приморской столицы. Рассматривать каждую можно по несколько минут, подмечая вслед за автором каждую деталь. Но когда переводишь взгляд на серию графических листов «Ракушки имени Андрея Камалова», то невольно делаешь несколько шагов назад, чтобы взглядом охватить все работы сразу. Собранные вместе, они создают единый ансамбль и, как сейчас модно говорить, message (посыл) от автора.

Исторически ретроспективными выглядят работы, выполненные в необычном и крайне редком стиле – монотипия.

– Это отпечаток изображения с формы, которая при печати мгновенно разрушается. Повторить, то есть сделать вторую копию, при всем желании невозможно, – рассказал Павин. – При изготовлении монотипа я использую несколько разных техник. Я не слышал, чтобы у нас в городе кто-то еще этим занимался, потому как это весьма затратно. Из 50 форм только одна получается в приемлемом качестве, остальные – в корзину. Обычно монотипией я занимался с 1 января до начала февраля, пока заказов мало. Сейчас и времени на это не хватает, и расходники жаль тратить, ведь работы пока никто не купил.

Художник, рисующий музыкой

Творческий путь автора не ограничивался фотографией и графикой. Михаил теперь не только снимает видеофильмы, но и пишет к ним музыку. Познакомиться с кинотворчеством Павина можно в галерее «Арка», там его фильмы крутятся в режиме нон-стоп, а музыка создает настрой для всей выставки. Кстати, фотографии, выставленные здесь, автор посвятил памяти друга и учителя, на них изображены красоты и красотки с острова Большой Пелис (Хасанский район), места, на несколько десятилетий ставшего мастерской настоящего человека-легенды художника Виктора Федорова.

– Некоторые фотографии специально сделаны нерезкими, таков авторский замысел, – признался Павин. – Ночной снимок острова специально делал на большой выдержке, снимая с рук, чтобы «шевеленка» смазала и размыла скалы. Мне не нужна была документальность, хотелось, чтобы камень, торчащий из воды (в народе известен как Палец), не бросался в глаза, а угадывался лишь при внимательном рассмотрении. На мой взгляд, чуть подразмытое изображение делает снимок лиричным.

На выставке представлено и новейшее увлечение мэтра – 3D-объекты и инсталляции из них.

– Новое в технике меня всегда привлекало. И я убедился, что 3D-принтер – это достаточно просто и доступно. Многие про этот аппарат пока только слышали, не все знакомы с его возможностями. Хочу, чтобы как можно больше людей о нем узнало. Это как с компьютерами – лет через 10 такой принтер будет в каждой десятой семье. Люди будут на них печатать себе одежду, башмаки и еду.

Предвосхищая вопрос зрителей о названии выставки, организаторы разместили на входе плакат, на котором можно прочесть следующие строки: «Так бывает: живет себе человек, поживает, и вдруг – раз! – бросает любимую работу, переселяется на чердак или в подвал и начинает делать какие-то не всем понятные картинки. Так произошло и с Михаилом 30 лет назад, в далеком 1987 году. Многое изменилось за это время. Изменилась страна, изменился город, изменился и Павин. Одно осталось неизменным: интерес к новому, склонность к экспериментам, любовь к фотографии. Только само понятие «фотография» теперь трактуется гораздо шире, от фотограммы (изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата) до традиционной тиражной графики и монотипии.

Выставка «ХХХ лет в подвалах чердака» будет работать до 26 ноября, «Смешанная техника» – до 15 ноября. Среда – пятница – с 10 до 19 часов, суббота – воскресенье – с 11 до 18 часов. Вход свободный.

    

Автор: Вадим КОЧУГОВ