Спорное наследство,
или От кого из родителей можно получить ума палату
Недавно в Интернете появилась прямо-таки революционная информация: интеллект, ровно как и идиотизм, передается от отца к дочери, от матери – к сыну. Причем девочка получит от родителя только половину ума. Или идиотизма. А вот уже дочь оставит своему сыну весь набор умственных способностей – со знаком «плюс» или «минус».
И отсюда авторы материала делают интересные выводы: гениальных женщин почти не существует, как и не существует стопроцентных женщин-идиоток. Зато мужчин-гениев и мужчин-тупиц очень много. Отсюда и поколение неудачников-алкашей, матерей-одиночек, а также тот факт, что нобелевские лауреаты почти все мужчины. Поэтому совет отцам: чтобы спрогнозировать умственные способности своего сына, гляди на тестя (если он академик, то твой сын тоже будет интеллектуалом), хочешь умное поколение – мечтай о дочери.
Интересно? Настолько, что вы тут же бросились просчитывать генеалогическое древо, пытаясь выяснить уровень своей гениальности и, конечно же, то, насколько гениальными получились (получатся) ваши дети? Не спешите, поскольку информация не проверена, источники не даны, более того, ученые, которые пришли к этим результатам, анонимны. А известные нам практикующие генетики разбили эту теорию буквально в пух и прах!
– Примеры, подтверждающие теорию, где? – задается вопросом врач-генетик Валентина Воронина. – Можно, конечно, вспомнить семью Бехтеревых – Владимира Михайловича и дочь его Наталью, большую умницу, надо сказать. Но ведь сын Натальи Владимировны ничем таким значимым не отличился! Разумеется, наследственная связь между интеллектом родителей и интеллектом детей есть, и никто ее оспаривать не будет. Вот только возлагать на кого-то одного ответственность за наличие (или отсутствие) ума у ребенка неправильно. И тем более нельзя утверждать, что существует некий один ген, определяющий интеллект. Видите ли, умственные способности – это очень сложный, широкий спектр свойств, куда входят в том числе способности воспринимать, запоминать, анализировать. За все это отвечают определенные гены. Да что там интеллект! Возьмите обычный человеческий рост – его определяют сотни генов.
Подагра как признак гениальности
Ученые в течение десятилетий пытаются отыскать признаки гениальности. Одно из последних (из широкоизвестных) исследований строилось на изучении 400 известных своими умственными способностями личностей. Изучались их родословные, их внешние данные и даже их заболевания. И, представьте, ученым все же удалось выделить общие признаки гениальности.
Итак, что получилось. Один из объединяющих внешних признаков – гигантский лоб (не путать с лысиной). Эволюция человека шла по пути развития лобных долей, соответственно, вместе с ними росла и черепная коробка. Но принимать размер головы как один из очевидных признаков гениальности тоже будет неверно, – сразу же предупреждает генетик. – Судите сами: мозг Ивана Тургенева весил 2,5 килограмма (ну так никто в его таланте и не сомневался!), а вот мозг не менее гениального Анатоля Франса, автора «Острова пингвинов», весил всего-то 893 грамма – почти как у приматов.
Еще один интересный объединяющий фактор: многие гениальные (или просто высокоинтеллектуальные) люди болели подагрой. Многие, но не все. И этому можно найти объяснение: подагра, как правило, появляется у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Надо сказать, свойственный людям науки либо писателям. Так что здесь, вероятно, речь идет не о причинах, а о следствии…
Были в исследуемой группе и дамы. У многих из них обнаружен синдром тестикулярной феминизации. Если совсем кратко, то женщины с этим генетическим заболеванием имеют мужской кореатип 46 XY, у них мужской набор хромосом. Но, слава богу, и этот генетический дефект не показатель того, что его носитель обладает повышенным интеллектом.
– Дело здесь, конечно, не в наборе генов, отвечающих за интеллект и присущих лишь мужскому полу, а в эволюции, – поясняет Валентина Георгиевна. – В процессе эволюции именно мужчинам приходилось вертеться, защищать свое племя, поэтому естественный отбор шел в нужном направлении. Женщинам же на протяжении веков были доступны лишь 3 «К» – Kinder, Kiiche und Kirche (дети, кухня, церковь). Да что там говорить, вплоть до начала XX века в России, например, было запрещено женщинам поступать в высшие учебные заведения. Поэтому вполне естественно, что старт их интеллектуального развития начался несколько позже.
Идиотизм – не сервиз, по наследству не передается
Человек имеет целый набор генов, которые отвечают за размеры и структуру мозга. Когда врачи начали делать УЗИ головного мозга, выяснилось, например, что в некоторых случаях мозжечок (отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. – Прим. ред.) может иметь неправильную форму, и в этом случае человек не сможет стать пилотом…
И с наследованием, пардон, идиотизма все не менее сложно.
Начнем с того, что идиотизм (или, правильнее сказать, идиотия) – всего лишь крайняя степень слабоумия. Которое, знаете ли, не сервиз, чтобы достаться в наследство от кого-то из родителей! Ну разве что в довесок к наследственному сифилису.
– Есть, впрочем, моногенные заболевания, способные вызвать слабоумие, – поясняет Валентина Георгиевна. – И все равно один признак определяют всегда два гена – один от матери, другой от отца. Например, заболевание фенилкетонурией (при этом заболевании ребенок не может есть пищу, богатую белком, в противном случае у него развивается слабоумие). Несмотря на то что у больного ребенка вроде бы оба родителя здоровы, они – носители дефектного гена, которые и получает ребенок.
Кроме того, на развитие мозга влияет слишком много факторов, чтобы мы могли надеяться на какой-то один ген. Например, заболевание желтухой новорожденного. И если человек даже получил гены гениальности, но на них повлияли разные факторы (например в течение длительного времени был повышен билирубин), то гениальным он не будет. Более того, тяжелая форма желтухи может спровоцировать слабоумие ребенка.
Далее. Допустим, ты по-прежнему обладатель гена гениальности, но мать у тебя курит. И не дай бог во время беременности: кора головного мозга при кислородном голодании погибает первой. Да даже если родительница будет дымить рядом с коляской, последствия не намного лучше. Слабоумие, конечно, ребенку не грозит (опять же не факт), но давно известно: дети курильщиц учатся хуже, чем дети некурящих родителей.
От мамы – гемофилия, от папы – дальтонизм…
Несомненно, есть определенные гены, которые мы получаем или от матери, или от отца. Здесь речь идет в основном о заболеваниях. Например, синдром Хантера (наследственное заболевание, при котором характерны задержка роста, макроцефалия, деформация костно-суставного аппарата, поражение кожи, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушение слуха, умственная отсталость). Передают его и матери, и отцы. Вот только от матери его получают и дочери, и сыновья, от отцов – только дочери.
Или более известная гемофилия (нарушение свертываемости крови). От отца заболевание может получить только дочь, но она лишь будет ее носительницей (женщины не болеют гемофилией, только передают ее по наследству). Но все мальчики от больного гемофилией отца будут здоровы. А вот сыновья женщины – носительницы заболевания будут больны. Правда, не все, а половина из них. Характерный пример – последняя чета Романовых, у которых девочки были здоровы, а сын болен. Но вот роди Александра Федоровна второго мальчика, он, скорее всего, был бы здоров.
Еще одно наследственное заболевание, передающееся в шахматном поряке, – дальтонизм. Если отец – носитель больного гена, то сыновья у него родятся здоровыми, а вот девочки – дефектными. Но дальтонизм – не слабоумие, согласитесь?
Где взять ген трудолюбия?
– Конечно, если родители были одаренными или даже гениальными, у их детей больше шансов получить в наследство гениальность, – уверена Валентина Воронина. – Но все же главное – в какой среде будет расти и воспитываться ребенок. Человек может иметь вполне себе средние способности, но если вокруг него были очень хорошие репетиторы, воспитатели, если он сам рос в интеллектуальном окружении, если привык трудиться, то его интеллект превзойдет таланты того разгильдяя, о котором учителя в школе говорят «умный, но ленивый». Недаром говорят, что успешный человек – это 1 процент гениальности и 99 процентов труда. Поэтому для будущих успехов полезней все-таки ген трудолюбия, от кого бы он вам в наследство ни достался…
Автор: Лика ТКАЧЕНКО