Владивостокский Голливуд
Как киношники превращали Ленинскую в Светланскую и цунами смывало Владивосток
Продолжение. Начало в номере за 18 октября
«В» напоминает своим читателям о наиболее известных кинолентах, которые полностью или частично снимались во Владивостоке и Приморье.
Фактура для материала представлена сотрудником отдела краеведческой библиографии библиотеки им. Горького Натальей Гавриловой и старшим научным сотрудником музея им. Арсеньева Дмитрием Рыкуновым. Сведения они собирали на основе книг и периодических изданий из фонда ПКПБ, архивов музеев и других источников.
«Пароль не нужен» (1967)
Работу над фильмом о разведчике Исаеве, будущем Штирлице, по книге Юлиана Семенова «Пароль не нужен» поручили режиссеру Борису Григорьеву. А так как начинал свою карьеру Исаев во Владивостоке, то и снимать картину решили здесь.
Исаева играл Родион Нахапетов, командарма Блюхера – Николай Губенко, маклера Чена – Василий Лановой.
Сам Григорьев отправился во Владивосток еще до съемок. «Никто из нас толком, в подробностях истории тех мест не знает, – сказали ему на киностудии им. Горького. – Походи там, поройся в архивах. Разыщи людей, которые что-то еще помнят». Первыми во Владивосток приехали декораторы и художники. Они «переодели» Миллионку, украсив ее вывесками с дореволюционной орфографией, китайскими и японскими иероглифами. Улице Ленинской на время вернули название Светланская, а советская гостиница «Челюскин» вновь стала буржуйским отелем «Версаль», где Исаев проживал и познакомился со своей будущей женой.
«Местные власти с энтузиазмом нам помогали, – вспоминал Григорьев. – Большую помощь, причем совершенно безвозмездную, оказали военные. Когда снимали большой эпизод встречи атамана Семенова, которого привезли из Токио во Владивосток японцы, командование ТОФ представило нам 11 старых кораблей. Их втянули в бухту Золотой Рог. Одним пароходом загородили телевышку на горе. Другим закрыли новостройки Эгершельда. На двух кораблях снимали. Для связи использовали катер».
Для съемок требовалось много японцев и китайцев. Но китайцев в тогдашнем Владивостоке было только двое, а японцев вовсе не было. Людей с характерной восточной внешностью нашли среди солдат, призванных из Киргизии и Казахстана. В съемках было занято до четырех тысяч человек массовки. В одном из эпизодов снялся Ефим Звеняцкий, нынешний худрук театра имени Горького.
Двухсерийный фильм «Пароль не нужен» посмотрели около 22 млн зрителей.
«Внимание, цунами!» (1969)
Кинобум 1960-х во Владивостоке продолжился с прибытием сюда в 1968 году команды режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича для съемок первого советского фильма-катастрофы.
План съемок совместили с учениями Тихоокеанского флота. По морским вопросам кинематографисты консультировались с Героем Советского Союза вице-адмиралом Владимиром Алексеевым. Тексты песен написал Владимир Высоцкий.
Получилось кино про море, оно здесь повсюду вместе с кораблями, звуком рынды, тельняшками и навигационными картами. Зрителям понравился образ романтичного Владивостока в фильме: лето, парни в фуражках, красивые девушки, кинотеатр «Океан», знакомства, свидания.
По сюжету на острове в Тихом океане расположен отдаленный пост оповещения, в том числе и по природным катаклизмам. Там на берег часто обрушиваются цунами, сметая все на своем пути. Предупредить людей о надвигающейся опасности – обязанность моряков-гидрологов. Они должны фиксировать подземные толчки, которые могут спровоцировать цунами, и они же первыми подвергаются опасности. Едва ребята успевают сообщить о стихии на Большую землю, как сильный ураган разрушает наблюдательный пункт и радиоаппаратуру. Остров начинает погружаться в океан…
Некоторые эпизоды снимались в нашем городе: на сопках, на Шаморе и на одном из фортов крепости, где жители укрывались от цунами. Да, в фильме разрушительная 40-метровая волна цунами настигает и Владивосток! Дома складывались как карточные домики. Все население эвакуировалось на самые высокие сопки.
Владивостокцы вновь участвовали в массовых сценах и, когда фильм вышел на экраны, побежали смотреть на себя в кино. Премьера состоялась в новом кинотеатре «Океан». Был аншлаг: очередь за билетами занимали с шести утра, а во время сеанса владивостокцы внимательно вглядывались в экран, выискивая знакомых.
«Полтора часа до объятий» (1969)
Самым необычным праздником во Владивостоке в прошлом веке был ритуал встречи китобоев антарктической флотилии «Советская Россия». Трогательный фильм об этом снял известный приморский документалист Олег Канищев. В нем представлена уникальная кинохроника возвращения китобойной флотилии домой после девятимесячного плавания и Владивосток во всей красе.
Фильм снят в репортажной манере. В нем слились воедино образы города и людей, вернувшихся и встречающих. Канищев снял кино даже не о возвращении флотилии, а о любви. И не нашел в его 13 минутах места для руководства партии и отчетов о килограммах добытого китового жира. Советское время и «Советская Россия» стали лишь декорациями, на фоне которых – буря эмоций, масса людей и крепкие объятия.
Фильм заставляет задуматься над тем, что принято называть трудным рыбацким счастьем. Камера пристально вглядывается в лица ожидающих долгожданной встречи женщин, детей, отцов и матерей. Какая гамма чувств разыгрывается на них, как красноречивы их взгляды, движения рук!
Фильм Олега Канищева вошел в золотой фонд отечественного телевизионного кино.
«Дерсу Узала» (1975)
В середине 1970-х о городе Арсеньеве узнал весь культурный мир. Именно в его окрестностях знаменитый японский режиссер Акира Куросава снимал фильм «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева.
«Мне кажется, – писал режиссер, – книги Арсеньева дают возможность поставить актуальнейшую тему: природа и человек, их взаимоотношения. Героев Арсеньева я сначала хотел снимать на Хоккайдо, но потом понял, что природа этого острова бедна и не может сравниться с Уссурийским краем».
Сценарий написали сам Куросава и писатель Юрий Нагибин. На роль Арсеньева режиссер взял Юрия Соломина, играть Дерсу выпало Максиму Мунзуку, народному артисту РСФСР и Тувинской республики.
Первые кадры были отсняты в мае 1974-го, последние – в январе 1975 года. Это были восемь месяцев напряженного труда, с выездами далеко в тайгу, порой на военных тягачах, с гнусом летом и морозами зимой, когда приходилось греться у костров – точно так же, как и самому Арсеньеву в его экспедициях.
Фильм снимали в Анучинском и Яковлевском районах. Золотую приморскую осень запечатлеть на пленку не удалось – она была на редкость краткой, и осеннюю тайгу позже создали искусственно, нацепив тысячи листков на голые ветки. Получилось очень натурально. Эпизод переправы через реку Такему, когда Дерсу чуть не погиб, снимали в Ольгинском районе на реке Аввакумовке. Встречу с амбой пришлось доснимать на «Мосфильме» с участием дрессированного тигра.
Жители Арсеньева по праву считают себя причастными к созданию фильма, который заставил зрителей всего мира восхищаться Уссурийской тайгой и дружбой офицера-исследователя и его проводника-азиата. Исполнители главных ролей Юрий Соломин и Максим Мунзук, а также Акира Куросава стали почетными гражданами Арсеньева.
Премьера фильма состоялась 26 октября 1975 года в кинотеатре «Океан» Владивостока. «Дерсу Узала» стал общепризнанным мировым шедевром и собрал рекордное количество наград, в том числе золото Международного кинофестиваля в Москве (1975) и премию «Оскар» (1976).
«Замри, умри, воскресни!» (1989)
По мнению многих кинокритиков, самым успешным фильмом времен позднего СССР стала картина «Замри, умри, воскресни» режиссера Виталия Каневского, который снял предельно жесткое, но при этом чрезвычайно романтическое кино о послевоенном детстве.
Это автобиографическая психологическая драма одного человека – самого Каневского. Он родился в Партизанске в 1935 году. Фильм художественный и не претендует на историческую достоверность, хотя на кадрах мелькают узнаваемые виды Партизанска и Владивостока.
По сюжету двое подростов, Валерка и Галия, живут после войны в маленьком шахтерском городке Сучане. Неподалеку от шахт находится зона с военнопленными японцами. Валерка растет без отца, хулиганит. Став виновником крушения паровоза, он сбегает во Владивосток и прибивается к банде уголовников. Однако Галия, каким-то чудом разыскавшая Валерку, уговаривает его вернуться в Сучан. Но зэки решают избавиться от малолеток как от нежелательных свидетелей. Валерке удается бежать, а Галия погибает.
Фильм снят в жанре арт-хауса, и в нем немало эпатажных сцен, неприятных и непонятных массовому зрителю. Его маргинальные герои живут у «врат ада» – в гнилых вонючих бараках, где круглосуточно сквернословят, дерутся и пьют. И в то же время фильм, основанный на эмоциональной памяти, каким-то чудным образом превращается в поэтическое воспоминание о первой любви.
В 1990-м его увидел Никита Михалков и отправил на конкурс в Канны, где фильм получил престижный приз за режиссерский дебют – «Золотую камеру». Фильм и после был отмечен серьезными наградами.
Окончание следует
Автор: Николай КУТЕНКИХ