Заманчивые внеуличные связи

Транспортное будущее приморской столицы – за автомобильными тоннелями, городскими электричками и ВКАД

25 окт. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4222 (161) от 25 окт. 2017
92e0bb39910a547d132ebd6406724aa9.jpg

Общественные слушания по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа (ВГО), а также Правила землепользования и застройки на территории ВГО заняли целую неделю. Что вполне закономерно: когда речь идет о будущем города, в котором нам всем жить, вопросов, возражений и предложений не может быть мало. 

С рассказом об изменениях в Генплане перед горожанами выступили авторы документа – специалисты института территориального планирования (ИТП) «Град» из Омска.

– Владивостоку отводится особая роль в современном развитии России. И обсуждение таких важных вопросов, как Генеральный план и Правила землепользования и застройки, имеет большое значение, – отметила главный архитектор ИТП «Град» Ирина Стуканева. – Предыдущий Генплан был принят в 2008 году и по многим параметрам требует актуализации: изменилась инфраструктура города, изменились его потребности и цели. Все это мы постарались учесть при планировании.

Автотранспортная инфраструктура

Итак, авторы проекта предложили реконструировать автодорогу федерального значения А-370 «Уссури» (Владивосток – Хабаровск) до высшей категории. То есть создать магистраль с несколькими широкими (3,75 м) полосами движения в обоих направлениях с увеличенными радиусами поворота и более широкими обочинами, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность и безопасность движения.

Также, по словам начальника транспортного отдела ИТП «Град» Николая Дудко, предполагается строительство автодороги регионального значения от А-370 до трассы Владивосток – Находка – Порт Восточный. Это будет южный обход города Артема вдоль Уссурийского залива. Еще одно предложение – соединить автомобильным мостом Владивосток и полуостров Песчаный.

Железнодорожное сообщение

В дальней (или даже очень дальней) перспективе омские проектировщики предлагают построить дополнительный ж/д мост вдоль низководного моста с Де-Фриза на Седанку.

– А на полуостров Песчаный лучше сразу проложить ж/д мост, совмещенный с автомобильным. Также у нас есть предложение по созданию железнодорожного пути на Русский, – рассказал Дудко. – Концепция развития острова предполагает рост его населения до 150 тысяч человек, поэтому понадобятся скоростные внеуличные связи, например городская электричка.

Портовая инфраструктура

Архитекторы предложили вынести за городскую черту угольные терминалы, а количество контейнерных, наоборот, увеличить и довести грузооборот до 5 млн тонн в год.

– Что касается развития угольных терминалов, то для них отводится бухта Суходол, где планируется перевалочная база мощностью 20 млн тонн. Предусматривается также строительство терминала сжиженного природного газа проходимостью до 15 млн тонн в Хасанском районе. Таким образом, порт Владивосток должен аккумулировать в себе только контейнерные перевозки и выполнять функции логистического центра, – уточнил проектировщик.

Улично-городская сеть

Проанализировав ситуацию на дорогах Владивостока, омские специалисты выделили участки, техническое состояние которых не соответствует их функциональному назначению. Например, магистраль городского значения должна иметь четыре полосы, по факту же их три, а кое-где и вовсе две. Отсюда и пробки. К примеру, из-за отсутствия поперечных связей перегружен широкий, казалось бы, проспект 100 лет Владивостоку. Центр города тоже вызвал у разработчиков нарекания из-за слаборазвитых дорог-дублеров. Самыми проблемными были названы улицы Бородинская, адмирала Горшкова, Русская, Снеговая и Шилкинская и проспекты «Красного знамени», Океанский и Острякова.

– В этих местах отсутствует достаточная связанность, поэтому в первую очередь считаем логичным доразвить и реконструировать участки, которые не отвечают нормативным требованиям, – сказал Николай Дудко. – Следующий этап – строительство новых магистралей общегородского значения.

ВКАД – истинная панацея

Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), проект которой предложил глава города Игорь Пушкарев, может заметно разгрузить дороги города, а первой очередью в ее строительстве может стать объездная трасса вдоль Амурского залива с функцией дублера проспекта 100 лет Владивостоку. Можно будет также разгрузить Океанский проспект, проведя магистраль к объездной трассе над ж/д путями в районе станции Первая Речка.

– Еще одну магистраль мы предлагаем провести севернее Светланской, от улицы Всеволода Сибирцева до Луговой. Это усилит поперечные связи, которых так не хватает в городе. А над ж/д тоннелем имени Сталина можно возвести автомобильный, соединив 3-ю Рабочую и Луговую. Еще один автотоннель позволит соединить Светланскую с улицей Гоголя (в районе Жариковского сквера), создав тем самым транспортный обход центра города. И завершающим штрихом может стать тоннель или мост, соединяющий Эгершельд и мыс Чуркина, – поразил перспективами Николай Дудко.

Все эти проекты, по замыслу архитекторов, позволят создать во Владивостоке два автомобильных кольца: внешнее, выполняющее транзитные функции, и внутреннее – для скоростного передвижения внутри города. По их мнению, после реализации предложенных решений протяженность улично-дорожной сети увеличится фактически в два раза.

Общественный транспорт

– Если мы будем думать только о развитии улично-дорожной сети, то создадим условия, более привлекательные для автомобилистов, и еще сильнее загрузим транспортную сеть. Поэтому необходимо создавать альтернативу в виде общественного транспорта. До сих пор в городе есть жилые районы, находящиеся на значительном удалении от остановок транспорта, – подчеркнул Дудко. – Общественный транспорт при своей большей проездной способности в сравнении с личным автотранспортом занимает меньшие площади (к примеру, автобус, перевозящий 50 человек, занимает всего 5 метров дороги, а если все пассажиры пересядут на личный транспорт, пробка растянется по всему Золотому мосту. – Прим. ред.). А если пустить по центру Владивостока электроавтобусы, воздух на Светланской станет заметно чище, а сам город – привлекательнее для туристов.

Тише едешь – раньше будешь

– Прежде проблемы организации дорожного движения решались локально, что еще больше запутывало систему проезда. Назрела необходимость создания комплексного проекта с внедрением интеллектуальных транспортных систем, умеющих подстраиваться под транспортные потоки, – подытожил проектировщик.

По его словам, доказано, что снижение скорости транспортного потока до 40–50 км/час значительно увеличивает пропускную способность автотрассы, поэтому этот опыт стал широко применяться во всем мире. Похоже, пора и нам отказаться от быстрой езды.

Как неоднократно подчеркивали авторы нового Генплана, главная задача всех предлагаемых изменений – сделать Владивосток из города для автомобилей в город для людей, где удобно жить и приятно отдыхать.

Слово предоставляется…

Главный архитектор «Града» Ирина Стуканева отметила активность жителей Владивостока.

– Граждане звонили нам в институт, писали, выступали со своими предложениями, – рассказала она. – И это очень хорошо. Горожане для нас – лучшие коллеги.

Общественные слушания также прошли при высокой явке горожан, ежедневно на них присутствовало более 100 человек. Люди отпрашивались с работы или брали отгулы, представители старшего поколения тоже не остались в стороне. Вопросов и предложений вносилось так много, что заседания продолжались, что называется, от рассвета до заката. Детально обсуждались вопросы территориального и функционального зонирования: где предусматривается жилая застройка, общественно-деловая, промышленная, транспортная и другие зоны.

Одним из самых активно обсуждаемых стал вопрос развития рекреационных зон: парков, скверов, пляжей и т. п. Во что превратились актуальные дискуссии по вопросам сохранения (или несохранения) в городе зеленых насаждений и чем в итоге завершились слушания по этому направлению, читайте на стр. 13.

P.S. Если у читателей «В» остались вопросы по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостока, ответы на них можно найти на официальном сайте администрации города (vlc.ru) и на сайте ИТП «Град». 

Справка «В»

Напомним, что обсуждение «Концепции внесения изменений в Генеральный план ВГО» было проведено администрацией города еще в 2015 году. Тогда проектом занимались специалисты Российского научно-исследовательского и проектного института урбанистики (Санкт-Петербург). Питерские архитекторы провели масштабный анализ исторического и культурного наследия, сложившейся градостроительной ситуации ВГО, собрали предложения специалистов, изучили важнейшие документы перспективного развития Владивостока, включая Стратегию и стратегический план развития ВГО до 2020 года, проекты краевого и федерального значения, учли опыт многих городов России и мира. В итоге получился проект красивого, многоликого, гостеприимного и солнечного морского города, в котором предлагалось сохранить видовые площадки и дворики и не менее 40 % территории отдать под парковые зоны, рекреацию и природоохранные комплексы.

Работа была оценена высоко, хотя был высказан и ряд замечаний. Например, гендиректор ДНИИМФ Ярослав Семенихин отметил, что в проекте не хватает проработки перспектив экономического развития города.

Но затем в дело вмешались иные силы. В связи с перераспределением властных полномочий функция подготовки Генерального плана Владивостока перешла к администрации Приморского края. И хотя мэрия передала туда весь наработанный питерскими архитекторами материал, в начале 2017 года краевые власти заказали аналогичный проект другой организации – ИТП «Град». И специалисты омского института заново провели всю работу! После чего горожане нашли массу несоответствий в новом документе, а на общественных слушаниях половина времени ушла на предложения привести различные участки города в проекте в соответствие с реальным положением вещей.   


Автор: Вадим КОЧУГОВ