Начали с себя
Приморские педагоги прошли финансовый ликбез
В России школьники начали изучать финансовую грамотность – на сегодня правила обращения с деньгами осваивают примерно в 250 из 44 тысяч школ нашей страны. С 1 сентября этого года в совместном проекте Центробанка и Минобразования РФ участвуют старшеклассники и двух владивостокских школ.
Пока занятия проходят в форме факультатива. Через год-два предмет станет самостоятельным и обязательным, уверяют эксперты – как финансисты, так и педагоги.
Первые считают, что дальнейшее развитие финансового рынка страны напрямую зависит от повышения финансовой грамотности ее населения.
Вторые уверены: современный уровень экономики требует формирования финансовой культуры в человеке уже со школьной скамьи.
Интересы банкиров и педагогов сошлись в утвержденной правительством РФ стратегии по повышению финансовой грамотности населения, рассчитанной на 2017–2023 годы. В ее рамках руководители Центрального банка РФ и Минобрнауки подписали соглашение о совместной работе в этом направлении. В частности, в разработке новой концепции преподавания естествознания в школе принимают участие и банкиры. А в уже действующую образовательную программу в раздел экономики внесен модуль «Основы финансовой грамотности», подкрепленный учебным пособием, рассчитанным на 34 урока.
Учебник, кстати, подготовлен по инициативе и при поддержке Банка России. И он же взял на себя миссию подготовить и преподавателей, которым предстоит обучать российских школяров науке разумного финансового поведения.
Так, на днях в Находке и Владивостоке прошли семинары для учителей «Основы финансовой грамотности», которые провел экономический советник службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Вячеслав Крылов.
В краевом центре лекция финансиста вызвала повышенный интерес педагогов – в зале в Приморском краевом институте развития образования (ПКИРО), где прошла встреча с представителем Банка России, не было пустых мест.
– Во всей стране происходит формирование новой экономической модели, и человеку необходимо владеть соответствующими знаниями, чтобы выжить в современном обществе. Необходимо не только уметь зарабатывать, но и, как показала реальность, тратить с толком, учиться противостоять сонму мошенников, которые, пользуясь доверием и экономической неграмотностью потребителей, выманивают у них деньги. Учителя, как никто, понимают важность этих знаний для детей, для их будущей взрослой жизни. Поэтому проявлен такой интерес преподавателей к этому семинару, – комментирует советник при ректорате по научной и образовательной деятельности ПКИРО Татьяна Волкова.
По ее словам, культуры обращения с деньгами дети не получают ни в семье, ни в школе. К сожалению, школьные учебники обществознания дают общее представление об экономике. Подростки понимают, что такое, к примеру, бюджет страны, имеют общее представление о банковских продуктах, но нет в учебной программе раздела, который объяснял бы, что такое экономическая составляющая каждой семьи, что такое личный бюджет и как его планировать. И далеко не в каждой семье чадо приучают к осмысленным тратам, чтобы не стал жадиной или бездумным транжирой. Родители снабжают детей определенной суммой – до тысячи рублей – на мелкие расходы. Те их тратят в основном на удовольствия – шоколадки, жвачку, чипсы, соки.
– Их покупки чаще спонтанные, чтобы удовлетворить сиюминутное желание. Мало кто старается копить деньги, выбирать не из предложенного ассортимента, а сознательно искать, где лучше выбор, – отмечает Татьяна Волкова. – Очень мало детей, которые умеют ставить перед собой финансовые цели – приобрести, например, компьютер. Даже заработав на каникулах некую сумму, причем много больше, чем родители дают на ежедневные расходы, ребенок опять-таки тратит ее неразумно – на моментальные желания. Сохранить и приумножить – такого рода намерения мало кем из школьников озвучиваются, а уже реализуют их единицы…
С таким скудным опытом обращения с деньгами дети, получив среднее образование, пытаются жить самостоятельно, сетует педагог. Неудивительно, что они набивают шишки, овладевая навыками управления своими финансами. Но, даже повзрослев, многие ли из нас могут похвастать, что финансово успешны, что обеспечили себе, например, безбедную старость?..
– На обывательском уровне принято считать, что деньгами нужно управлять, если в руках большая сумма, миллионы рублей и более. Но, как говорит народная мудрость, деньги любят счет. При этом не уточняется, с какой суммы. Поэтому лекция представителя Банка России полезна и важна для учителей. Им тоже нужно учиться управлять финансами, – резюмирует Татьяна Волкова.
– Такие лекции и семинары для учителей проходят по всей стране, продвижение финансовой грамотности в школах Банк России считает важной частью своей работы, – комментирует экономический советник службы Банка России Вячеслав Крылов.
По его словам, сегодня созданы условия, чтобы любая школа приняла участие в апробации программы повышения финансовой грамотности. Центробанку очень важно получить обратную связь от системы образования: что изменить или добавить в программу, какой материал уже не пользуется спросом у ребят.
– Опора на систему образования позволяет сразу и массово распространить нужные финансовые знания, – поясняет Вячеслав Крылов. – Наша задача – не содействовать продажам каких-либо банковских продуктов или услуг, а сделать все необходимое, чтобы человек осознанно подходил к выбору того или иного финансового продукта, планировал покупку, кредит, сбережение или что-то другое.
Экономический советник отметил, что распространенный пример финансовой безграмотности в России – это невозможность отдать банковский долг, когда кредитная нагрузка превышает возможности бюджета семьи или конкретного гражданина. По его словам, это до сих пор проблема для страны – порядка двух миллионов россиян трудоспособного возраста находятся сегодня в ситуации, когда они в течение 90 дней не смогли вернуть деньги по кредиту. Это означает, что граждане находятся на грани признания их банкротом.
– На лекциях учителя задают много вопросов, в основном они касаются вариативности методики в работе с подростками. И достаточно много конкретных вопросов по возможным личным финансовым проблемам, – отмечает Вячеслав Крылов. – В основном пенсионной тематики. Педагоги хотят в них разобраться с тем, чтобы в будущем не допускать ошибок.
Так, учителя интересовались возможностями негосударственной пенсионной системы, а также тем, с какого периода необходимо откладывать средства «на старость». Финансист пояснил: с юности. Мировой опыт показывает, что финансово правильным решением будет отправлять 10 процентов на пенсионные сбережения с доходов уже первого трудового контракта.
– Поэтому так важно – и не только для банкиров, но и для всей экономики страны – учить уже со школьной скамьи наших граждан правильному финансовому поведению, – подчеркнул представитель Центробанка. – Настраивать на сберегательное поведение подростка, чтоб он учился не тратить сразу все, не жил одним днем, а планировать расходы и вести учет небольшим тратам.
Он выразил надежду, что семинар позволит усилить интерес учительского корпуса к повышению финансовой грамотности, причем начинать нужно с себя, чтобы их ученики воспринимали науку управлять собственными деньгами как важную компетенцию современного человека, необходимую для достижения любой финансовой цели.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО