Взрослые печали детского человека
Виктор Бусаренко: в 70 лет жизнь надо беречь особо – планов много и хочется работать
«Третье отделение» – так называется творческий вечер главного режиссера Приморского краевого театра кукол Виктора Бусаренко, который, как уже сообщал «В», состоится сегодня.
– Я не любитель пышных торжеств и чествований, комплиментов за свою уже немалую жизнь, знаете ли, наслушался, – признается Виктор Васильевич. – Поэтому решил отметить свое 70-летие именно так – на сцене. Подумал: выйду к людям, что-то им прочитаю, расскажу из собственной жизни, опыта, покажу стихи и прозу, которые писал сам.
А название… Несколько лет назад, когда театр кукол отмечал юбилей, в моем бенефисе было два отделения, я читал стихи Давида Самойлова, Роберта Бернса, прозу Михаила Булгакова. И Галина Островская, наш чудесный театральный критик, человек, определявший театральную жизнь Владивостока, царствие ей небесное, в своей рецензии на бенефис написала: «Жаль, что не было третьего отделения, где бы исполнитель прочел свои собственные сочинения». Я учел ее пожелания и, хотя уже не могу порадовать ее лично, третье отделение таки подготовил.
Я бы предвосхитил название вечера эпиграфом «Любимые 90-е». Как ни странно, в те очень тяжелые годы, драматические в истории нашей страны и каждого из нас, было действительно много творчества, в театральной жизни города и края все бурлило. И большинство стихов было написано именно тогда. Также я покажу отрывки и цитаты из некоторых произведений, написанных для шоу Ефима Звеняцкого мною и Виктором Либерским…
Вход на творческий вечер свободный, и можно не сомневаться, что его ждет аншлаг. И в адрес именинника, отдавшего театру свою жизнь, сегодня прозвучит немало добрых слов.
Выручает лишь творчество
В детстве он мастерил кукол из спичек, в школе читал стихи, учился музыке и играл в самодеятельности. И сомнений у Бусаренко не было: учиться на актера! Он поступил на театральный факультет института искусств и дебютировал еще до выпуска – в спектакле «Традиционный сбор» на сцене театра имени Горького. Его актерская жизнь складывалась удачно, ярко, но в итоге судьба привела Виктора Васильевича на Высшие режиссерские курсы, а затем в Приморский театр кукол. Он и стал делом жизни.
– Вы отдали кукольному театру без малого 30 лет. Чем вас так очаровала эта работа?
– Театр кукол – это всегда эксперимент, понимаете? Современное кукольное искусство так зыбко качается между кукловождением и актерской игрой, что, сдвинувшись на пять-десять градусов, ты попадаешь в совершенно другой жанр. И наши актеры, которые имеют хорошую драматическую школу (все окончили театральный факультет института искусств), могут проявить себя и в живом плане, и вместе с куклой, и за ширмой, у них огромная свобода поиска, как и у меня. Тут важно просто иметь чувство меры, чтобы не заэкспериментироваться настолько, что результат уже не будет интересен зрителю.
– Вы всегда были сказочником?
– Я всегда был детским человеком, ставил сказки столько, сколько работал в театре – драматическом, музыкальном, потом в кукольном. Это мое предназначение, как мне кажется.
– Театр – не та область, на проблемы которой власти обращают внимание. Вот вы все время решаете проблемы со зданием, нехваткой средств. Как не стать пессимистом при такой жизни?
– Постоянно, из десятилетия в десятилетие стараясь пробить лбом стену, станешь не пессимистом, а философом… Ведь эта ситуация – с отсутствием своего здания у театра, с постоянным недофинансированием, с тем, что на театр, и не только кукольный, смотрят как на некое недоразумение, вертящееся под ногами у деловых людей, – не вчера и даже не позавчера возникла. Иногда хочется прямо спасибо сказать власти, что не удавили, дают возможность работать. А доказывать, что мы нужны… Кому? Зачем? Мы работаем, стараемся и думаем о зрителе.
А со зданием у нас – да, проблемы. Оно ведь только чудом держится, каждый день удивляюсь. Сколько писем мы писали и в краевую администрацию, и выше – не счесть. А система никак не реагирует. Да и до нас ли той системе, когда в департаменте культуры постоянного главы просто нет? Я радуюсь, что мне 70 лет, а не 50, потому что в 50 я бы понимал, с каким трудом будет жить театр в этом здании в течение грядущих десятилетий, и ужасался бы. А так… Я уже привык к реакции на мои обращения в стиле: ребята, не до вас, дождемся лучших дней, потерпите. И понимаю, что мне как режиссеру терпеть не так много осталось (есть же возрастные рамки), вот преемнику не позавидуешь. Выручает лишь творчество.
– Есть расхожая фраза: «В 40 лет жизнь только начинается». А в 70?
– А в 70 жизнь надо беречь. Потому что идей еще много и поработать хочется, и успеть воплотить их в жизнь. Слава богу, что сегодня время старости отодвинулось лет на 10–15…
– Можете назвать спектакли, которые оставили в душе особенно теплые чувства?
– Все спектакли живут своей жизнью, имеют свою судьбу – рождаются, старятся, умирают. Но есть тот десяток, о котором в итоговом резюме можно написать: за это мне не стыдно. Например, «Чудесная история Сим Чхон», «Царь Салтан», «Хоббит», живущий сегодня «Буратино!». С нежностью вспоминаю драматические постановки «Панночка» и «Полоумный Журден», которые ставил со своим курсом студентов. Они были сделаны на одном дыхании.
Я вообще считаю себя не чистым кукольником, а режиссером большого диапазона, просто в театре кукол мне удобно жить, существовать, творить.
Снежные человечки тянутся к солнышку
– Этим летом театр побывал на фестивале в Абакане.
– Да, кукольно-экологический фестиваль «Чир Чайаан» в столице Хакасии взял наш спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке». Он ведь и об отношениях человека и природы, об экологии духа, можно сказать. Мы также провели небольшие гастроли в Абакане и двух поселках в глубинке, показали четыре спектакля.
Для нас участие в этом фестивале стало бесценным, там собрались ведущие кукольники страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, и мы получили огромный опыт, мощный творческий толчок.
Сейчас мы принимаем гастроли театра кукол из Находки, впереди спектакли театра из Нерюнгри. Кукольники Находки – наши ближайшие коллеги и товарищи, и стало уже традицией то, что мы регулярно выступаем на их сцене, а они у нас. Театр из Нерюнгри приезжает к нам впервые. У них много интересных спектаклей фестивального плана, для взрослых, которые не приносят дохода, но показывают творческий поиск театра. Но во Владивосток нерюнгринцы привезут сказки, рассчитанные на широкого зрителя.
– Скоро новый сезон…
– Да, и он расписан на год вперед. В 2017-м премьера будет одна – спектакль «Солнышко и снежные человечки». Это классика театра кукол, мы ставим эту пьесу в третий раз. Впервые она была поставлена лет 40 назад, затем около 20 лет назад ставил ее я, и эти совершенно разные спектакли прожили свою жизнь и ушли. А теперь режиссером выступит Вадим Перфилов. Это история о жизни, самопожертвовании, дружбе, и она всегда нравилась зрителям. Уверен, что и новая версия спектакля будет удачной.
В феврале мы выпустим «Журавлиные перья» по сказке Сергея Рыбалки. В этом спектакле я как режиссер и художник Фумико Кондо соединим русское и японское, нашу классику и театр кабуки – словом, будет очень интересно. Получается спектакль-эксперимент, и это здорово.
Затем мы представим пьесу для самых маленьких – «Необыкновенное состязание» Евгения Сперанского. Скажу одно: мы за спорт, за здоровый образ жизни, и это будет очень бодрый спортивный спектакль, его делает Роман Легкодухов.
А финальной премьерой станет новая версия вечного сюжета про Айболита. Драматург из Якутии Анна Пшенникова написала пьесу «Айболит-фантазия», и в ней встретятся самые разные герои Чуковского. Уверен, этот спектакль станет весомым завершением сезона.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ