Путь к смерти остался прежним
Хоронить детей дешевле, чем строить виадуки через железнодорожные пути?
О трагической гибели несовершеннолетнего Евгения Белякова на железнодорожной станции Дубининской, попавшего под электрическую дугу напряжением 27000 вольт, мы рассказали в материале «Мертвая зона Михайловского района» (номере за 14 июня этого года).
Напомним, что мальчик возвращался домой на улицу Паровозную из центра поселка Михайловка. Его путь лежал через железнодорожные пути, забитые вагонами. Женя залез на грузовой вагон, стоящий на 3-м пути, и успел сделать на крыше вагона всего несколько шагов по деревянному мостику, мокрому от недавно прошедшего дождя, как раз под высоковольтными проводами...
Представление прокуратуры проигнорировано
Улица Паровозная – далекая окраина Михайловки, где в одноэтажном частном секторе проживают около 200 человек, включая школьников и грудничков.
Паровозная расположена в пределах железнодорожной станции Дубининской. Этот район отделяет от поселка десять железнодорожных путей, постоянно забитых составами.
От Паровозной до центра Михайловки 7 километров, расстояние плевое, но автобусы сюда не ходят даже в хорошую погоду: 2 километра грунтовой перемычки, соединяющей Паровозную с асфальтированной гострассой М-60, которая идет через райцентр, изуродованы воронками, как после артобстрела.
Чтобы перебраться с одной стороны железнодорожного полотна на другую, надо проползти под вагонами. Виадуков и иных безопасных переходов поблизости нет.
И граждане ежедневно корячатся под вагонами, рискуя жизнью. За взрослыми следуют дети. Иного пути нет. Причем железнодорожники не позаботились о знаках и табличках, запрещающих хождение по путям.
В июне 2010 года Приморская транспортная прокуратура проводила проверку территории, прилегающей к станции Дубининской, на предмет безопасности перехода жителей улицы Паровозной через железнодорожные пути. По итогам проверки заместителем Приморского транспортного прокурора Юлией Ярченко в адрес начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») было внесено представление об устранении нарушений закона, в частности, необеспечения безопасности при пересечении гражданами железнодорожных путей на станции Дубининской.
...На календаре сентябрь 2017 года, а жители забытой улицы Паровозной как ползали под вагонами, так и продолжают ползать – и стар и млад. И никаких запрещающих пеший трафик по рельсам знаков здесь по-прежнему нет. Видимо, руководство ОАО «РЖД» проигнорировало представление Приморского транспортного прокурора. Или вообще его не читало.
Мальчик сам виноват в своей гибели?
Между тем травмирование, в том числе со смертельным исходом, на железнодорожных путях станции Дубининской не редкость. За несколько лет здесь травмированы или погибли несколько человек. В этом году этот скорбный список пополнил школьник Женя Беляков.
По факту его гибели Приморским следственным отделом на транспорте ДВ следственного управления на транспорте СК РФ было возбуждено уголовное дело. И благополучно прекращено «в связи с отсутствием события преступления». Мол, данный трагический случай не связан с производством: мальчик сам залез на вагон, тем самым нарушил правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности...
Но родители Жени на этом не остановились. Они обратились в Михайловский районный суд Приморского края с иском к ОАО «РЖД» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в результате смерти их сына. Истцы просили взыскать с ОАО «РЖД» по 20 млн рублей на каждого.
...Заседание суда по данному уголовному делу состоялось 23 июня этого года. Суд частично удовлетворил требования истцов, взыскав с ответчика по 500 тысяч рублей в пользу каждого из родителей, 300 тысяч рублей – в пользу бабушки погибшего и 200 тысяч рублей – в пользу сестры несовершеннолетнего Евгения Белякова. То есть жизнь мальчика была оценена в полтора миллиона рублей.
При этом суд не принял во внимание обстоятельства его гибели, ссылаясь на постановление следователя, прекратившего уголовное дело. Суд посчитал: документ не обжалован, поэтому вступил в законную силу. И точка!
Между тем согласно ст. 61 Гражданско-процессуального кодекса РФ только вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор.
Иными словами, суд не имел права ограничиваться выводами следователя, установленными в рамках уголовного дела и изложенными в постановлении. Суд был обязан принять во внимание доводы истца по этому делу, которые не были известны органам следствия. К примеру, предыдущие несчастные случаи на станции Дубининской по аналогичной причине, а также выводы проверки Приморской транспортной прокуратуры семилетней давности, обязавшей ОАО «РЖД» обеспечить безопасность жителей улицы Паровозной. Если бы эти требования были выполнены, то не было бы больше травматизма и Евгений Беляков был бы жив. Суд истца выслушал, но данные обстоятельства проигнорировал.
Необходимо отметить, что представитель РЖД, присутствовавший на заседании суда, вел себя, мягко говоря, некорректно по отношению к родителям Евгения Белякова, фактически обвиняя их… в плохом воспитании сына. Мол, не научили мальчика правильно переходить железнодорожные пути, поэтому он и погиб. Кроме того, «железнодорожник» стал зачем-то рассказывать о взаимоотношениях между супругами Беляковыми. На тот момент их брак был расторгнут. По его мнению, это могло негативно повлиять на психику ребенка. Возможно, так оно и было. Хотя развод родителей никак не мог сказаться на трагедии, случившейся с Женей.
Вердикт Михайловского районного суда мы уже огласили. Мать мальчика с приговором не согласились и подала апелляционную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда.
Смеем предположить, что если бы ОАО «РЖД» заплатило компенсацию, которую требуют родители погибшего ребенка, то здесь бы появились не только запрещающие таблички, но и виадук.
Автор: Сергей КОЖИН