В списках не значатся
Как и куда «телепартировались» объекты культурного наследия на острове Русском
Сегодня главный персонаж романа «Золотой теленок» нервно курил бы за углом, узнав, что в современной России его последователи одним росчерком пера уводят у законопослушных граждан, коммерческих и государственных структур не только деньги, но и землю, действующие предприятия, фирмы и компании. Тому пример «исчезновение» двух исторических зданий на острове Русском, входящих в состав Владивостокской крепости – объекта культурного наследия, охраняемого государством.
В июле этого года «В» рассказал о скандальном захвате военнослужащими ТОФ порохового погреба № 13 на острове Русском в поселке Экипажном. Напомним: флотские объявили оккупированный участок военным объектом. Хотя по документам данная часть острова сегодня принадлежит администрации Владивостока.
Пороховой погреб южного рубежа Владивостокской крепости постройки 1912 года действительно находился в оперативном управлении ТОФ до 2016 года. Затем был передан в муниципальную собственность, что подтверждает кадастровый паспорт от 15 ноября 2016 года. Командование ТОФ, ознакомившись с документами, ошибку признало.
По предложению ряда общественных организаций на «демилитаризованной» территории запланировано обустройство Центра военно-патриотической подготовки подрастающего поколения. Инициативу поддержали дума и администрация Владивостока.
Но… Как оказалось, город получил пороховой погреб в кастрированном виде – без двух исторических зданий. История их исчезновения отдает криминальным душком.
Два приказа за одной подписью
Как уже писал «В», объекты недвижимого имущества поселка Экипажного передавались муниципалам по приказу заместителя министра обороны РФ (приказ № 146 от 19 марта 2013 года). Перед этой процедурой из Хабаровска приезжала комиссия Минобороны, которая освидетельствовала каждое здание и составила акт технического состояния объектов культурного наследия, находящихся на территории Экипажного. В том числе и 13-го порохового погреба: пять тоннельных хранилищ (потерн) постройки 1908 года, помещение технического персонала (мастерская) и караульный дом. Два последних здания построены в 1907 году и прекрасно сохранились.
Во время ревизии каждому объекту, как и полагается, был присвоен инвентарный номер. Например, мастерская площадью 177 кв. метров зафиксирована в акте под номером 6; караульный дом площадью 71 кв. метр – под номером 7. Под этими номерами они и были приняты муниципалитетом. После чего на территории погреба началось формирование нового – уже гражданского – объекта культурного наследия (ОКН).
Кстати, как выяснили дотошные краеведы, одновременно с приказом замминистра обороны РФ, по которому погреб № 13 передавался городу Владивостоку, в апреле 2013 года вышел приказ директора департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрия Куракина. Согласно этому документу земельный участок на острове Русском вместе с недвижимым имуществом передается ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». Если быть точным, то дальневосточному филиалу этой организации, который базируется во Владивостоке на улице Фонтанной, 21. В приложении к приказу сказано, что недвижимое имущество, передаваемое агентству, – это мастерская и караульное помещение на территории порохового погреба № 13.
То есть замминистра обороны РФ отдавал администрации Владивостока всю территорию порохового погреба вместе с потернами, мастерской и караульным помещением. А директор департамента имущественных отношений Минобороны выводил из-под влияния муниципалитета мастерскую и караульное помещение, после чего эти два объекта потеряли бы статус памятников истории и, как следствие, охрану государства.
Интересно, что подписывал оба документа один человек – Дмитрий Куракин.
Воплотить в жизнь приказ директора департамента имущественных отношений Минобороны помешала банальная оплошность. Когда готовили документ, в кадастровом номере земельного участка сделали опечатку. Всего лишь одна неправильно указанная цифра, но она решила судьбу документа и всей авантюры: земельного участка с таким номером не существует в природе! Из-за этого косяка приказ не был зарегистрирован в Росреестре. На устранение ошибки ушло больше года. Поэтому приказ замминистра обороны РФ проскочил вперед и муниципалитет получил-таки недвижимость на острове Русском. Но, как оказалось, в усеченном варианте.
То, что не удалось военным, сделал департамент культуры Приморья.
Сменил номер – исчез домик
Формированием нового объекта культурного наследия на острове Русском занимался департамент культуры администрации Приморского края. В связи с чем за подписью директора департамента Анны Алеко был издан приказ (№ 201 от 10 октября 2014 г.), закрепляющий границы территории данного объекта. И здесь начинается самое интересное.
В данном приказе прописаны все те же семь вышеназванные ОКН, расположенные на территории порохового погреба. С той лишь разницей, что инвентарные номера мастерской и караульного дома неведомой рукой заменены на другие. Вместо № 6 появился № 83, вместо 7-го номера – № 96. При этом на карте поселка Экипажного, составленной отделением морской инженерной службы ТОФ, строения под инвентарными № 83 и 96 обозначены. И в реальности существуют. Только расположены они за несколько километров от порохового погреба. И никакого отношения к нему не имеют. Первое находится на улице Зеленой в виде частного дома за высоким забором, второе – полуразрушенное одноэтажное здание на выезде из поселка Экипажного. А мастерская и караульный домик исчезли из документов, будто бы их никогда и не было.
Оставить без защиты
В свое время эту ошибку заметил председатель Приморского регионального отделения Российского военно-исторического общества Геннадий Турмов. И еще в 2014 году обратился с письмом в департамент культуры с просьбой устранить неточность. Если верить ответу чиновников, то путаница с номерами произошла в процессе передачи зданий муниципалитету. Мол, мы здесь ни при делах. Что очень сомнительно, так как у скрупулезных военных в передаточных актах полный порядок. Подмена инвентарных номеров произошла в 201-м приказе департамента культуры. И до сих пор не исправлена.
Между тем из-за этой неразберихи с номерами мастерская и караульное помещение не были включены в список объектов культурного наследия и, соответственно, не попали под охрану государства.
В приказе за подписью и.о. департамента культуры администрации края Максима Бурдело (от 4 апреля 2016 года «Об утверждении охранного обязательства ОКН федерального значения») остались только пять тоннельных хранилищ (потерн). А добротные кирпичные здания – электрифицированные, с водяным отоплением – не получили «охранную грамоту» и остались без адреса. Получается нонсенс: де-юре их нет в природе, де-факто они, родимые, как стояли больше сотни лет на берегу бухты Новик, так еще столько же простоят. В те времена умели качественно строить.
Чем грозят неправильные кадастровые номера? Можно практически даром заполучить земельный участок площадью 33606 кв. метров на берегу моря кадастровой стоимостью почти 24 млн рублей. А на этой территории построить базу отдыха либо коттеджный поселок. Кстати, есть слух, что такой проект уже подготовлен известным местным архитектором. Кто режиссер этой подковерной игры, приходится лишь догадываться. Надеемся, что компетентные органы распутают этот клубок.
Отметим, что приказ департамента культуры края, в котором заменены инвентарные номера мастерской и караульного помещения, до сих пор не откорректирован.
Кто-то надеется заполучить в собственность исторические здания?..
(Копии всех названных в публикации документов в распоряжении редакции «В». – Прим. авт.)
Автор: Сергей КОЖИН