В стратегию включили ВКАД, но забыли про крепость?
На следующей неделе во Владивостоке стартуют публичные слушания, посвященные новому Генеральному плану развития города
О том, какие изменения предлагает стратегический документ, чем он отличается от предыдущего варианта 2008 года, пытались разобраться гости авторской программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Проектировщиком Генерального плана развития Владивостока является омский институт территориального планирования «Град». Заказчиком данной работы выступает департамент градостроительства администрации Приморского края. Орган исполнительной власти объявлял все конкурсные процедуры, подготовил техническое задание.
На сегодняшний день проект Генплана, а также изменений в правилах землепользования выполнен. Документ направлен в администрацию Владивостока для прохождения обязательной процедуры публичных слушаний. В данном случае администрация Владивостока принимает участие только в части организации общественного обсуждения.
Зачем Генплан?
Процедура общественных слушаний будет продолжаться с 10 по 20 октября и затронет каждый район Владивостока, включая островные территории и поселок Береговое, расположенный на противоположном берегу Амурского залива, но входящий в территорию Фрунзенского района. Отметим, что во время обсуждений будет применяться принцип территориальности. То есть жителям будут рассказывать об изменениях, которые будут касаться конкретно их района или поселка. Процедура стартует с островов Попова, Рейнеке, Русского, продолжится в поселке Трудовое.
С 16 по 20 октября каждый день с 10 часов утра в актовом зале администрации Владивостока будут проходить слушания, посвященные всем пяти административным районам и тому, как они представлены в Генплане. 16 октября – Первомайскому. 17 октября – Фрунзенскому. 18 октября – Ленинскому, 19 октября – Первореченскому. 20 октября – Советскому.
– У горожан есть время до конца декабря: до конца года новый Генеральный план города должен быть утвержден губернатором Приморского края и Законодательным собранием, – отметил Александр Калачинский. – Пока об этом документе высказывают совершенно противоположные мнения. По крайней мере, если рассматривать публикации в СМИ, то заголовки очень противоречивые. Одни говорят: «Генеральный план учел все пожелания жителей Владивостока». Другой заголовок: «Бизнесмены возмущены новым Генеральным планом». Третий: «Граждане протестуют против Генплана…» и т.д.
Документ сложный. Человеку со стороны, неподготовленному, не подкованному в области строительства и архитектуры, разобраться в нем очень сложно.
По словам Петра Карпова, заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры администрации Владивостока, новый Генплан заменит предыдущий стратегический документ, разработанный в 2008 году.
– Основной задачей Генерального плана развития Владивостока варианта 2008 года являлся учет всех мероприятий, которые готовились к саммиту АТЭС-2012, – сообщил он. – Нужно было создать и вписать в существующую инфраструктуру новые дороги, мосты, развязки, океанариум, кампус Дальневосточного федерального университета и т.д. Все это было сделано. Теперь настал новый этап развития, требующий нового взгляда.
Более того, с 2008 года достаточно большие изменения произошли в профильном законодательстве. Сегодня, например, закон более строго констатирует требования к назначению земельного участка и его границам. Один участок обязан находиться в одной территориальной зоне. У нас часто бывает так, что земельный участок может быть на две трети расположен в жилой зоне, а оставшаяся треть находится, например, в зоне рекреации. Сегодня, когда правила поменялись, он обязан целиком принадлежать либо жилой, либо рекреационной зоне.
Первое впечатление
Своим мнением по поводу Генплана Владивостока поделился экс-депутат Думы Владивостока Александр Юртаев.
– Дума Владивостока рассматривала предварительный проект Генплана в
июле этого года, – отметил он. – На предварительной презентации выступали представители омского института. Оставим за скобками вопрос, почему стратегию развития Владивостока создают не местные специалисты, а представители из другого города.
Городскими депутатами был высказан ряд серьезных замечаний. На мой взгляд, омским специалистам не хватило практических знаний и опыта жизни в приморской столице. Например, в проекте слабо отражены особенности рельефа Владивостока. У нас не равнина, здесь климат другой. У нас сопки. Более того, есть такие особенности, как электротранспорт, трамваи. Про них не сказано ни слова. Как и про нашу гордость – Владивостокскую крепость. Она обладает колоссальным туристическим потенциалом, но ее в проекте не видно. Что касается территории района бухты Тихой, то она как будто вообще выпала из внимания проектировщиков. Так же как и зона бухты Патрокл. В Генплане много говорится о стратегии туристической привлекательности, но какими способами это будет достигаться, не говорится.
Дальше – больше. Лично я не разглядел в Генплане связь Владивостока с той самой Владивостокской агломерацией, о которой столько времени говорили. Нет видения общей транспортной и рекреационной сети. Поэтому я считаю, что над новым Генпланом придется еще серьезно потрудиться, подключать местных специалистов, архитекторов, профессионалов.
Полезны ли слушания?
В ходе беседы Андрей Калачинский поинтересовался у экспертов: насколько вообще бывают полезными общественные слушания? Ведь приходят на них люди, зачастую имеющие слабое представление о градостроительных процессах.
Юрий Логинов, координатор группы общественного мониторинга использования лесных ресурсов и экологии Приморского регионального штаба ОНФ, имеет по этому вопросу твердую позицию.
– Год назад на встрече с президентом Владимиром Путиным Общероссийский народный фронт поднимал тему создания комфортной городской среды и сохранения зеленых зон, скверов, лесов и т.д., – сообщил он. – Это требование простых жителей, горожан. Все мы хотим, чтобы наши города были благоустроенными, чистыми и экологичными. Поэтому глава государства поручил правительству и региональным органам учитывать мнения людей при любых действиях, касающихся градостроительства. Просто выслушивать людей недостаточно. Нужно прислушиваться к ним. В данном случае институт публичных слушаний стал настоящим инструментом выражения общественного мнения. Что такое мнение? Это может быть и позиция, и ощущение. Но в основном это отношение: нравится мне этот Генплан, проект, эти специалисты или нет.
– Люди, которые придут на слушания Генплана, будут бороться за все хорошее против всего плохого, – возразил Андрей Калачинский. – Ведь никто не спорит, что нам, например, нужно строить больше скверов, рекреационную зону вдоль Амурского залива, велосипедные дорожки, развязки. Сколько людей, столько и мнений. Но хотеть – это одно. А осуществить все это – совсем другое. Как утвердить Генеральный план, если каждый будет тянуть одеяло в свою сторону и провозглашать именно свое видение верным.
– Генеральный план – это баланс интересов жителей, бизнеса, власти, – считает Петр Карпов. – И один из важнейших моментов – сохранение зеленых зон. Этим вопросом мы занимаемся отдельно и очень тщательно. В январе этого года произошел ряд резонансных ситуаций, касающихся скверов. В частности, известная история со сквером на улице Бестужева. В течение продолжительного времени административно-территориальные управления, администрация Владивостока, дума города, администрация Приморского края – все мы занимались тем, что пытались вывести зеленые уголки из-под зоны застройки. Общими усилиями был составлен один обширный список зеленых территорий. Этот список был направлен проектировщикам, и они наши пожелания учли, распространив на зеленые участки рекреационную зону.
Былое и новое
Как уже было сказано, стратегия развития Владивостока наследует многое от своей предшественницы.
– Основная концепция нового Генплана Владивостока заключалась в том, чтобы сохранить базовые решения предыдущего, – подчеркнул Петр Карпов. – Отметим, что Генплан 2008 года разделял зоны различной застройки: малоэтажной, многоэтажной, общественно-деловой. Все это осталось и в новом документе. Также в нем сохранилась тенденция к выносу крупных предприятий, негативно влияющих на окружающую среду, за пределы приморской столицы. Например, это касается нефтебазы в районе Первой Речки.
Что касается мусоросжигательного завода, то его перенос не планируется. Решать проблему с загрязнениями здесь будут другим путем. Так, уже сегодня проводятся мероприятия по очистке выбрасываемого дыма. В том числе заказаны специальные фильтры. Помимо этого, в рамках российско-японского диалога владивостокская делегация побывала в Японии с целью изучения и внедрения на производстве современных технологий очистки дыма.
При этом новый Генплан предполагает большие изменения в области транспортной системы. Так, например, в документ вошла так называемая Владивостокская кольцевая автодорога (трасса, благодаря которой грузовой транспорт сможет посещать местные порты в объезд центральных улиц). Она будет пролегать по берегу Амурского залива через острова Елены, Русский и дальше через Патрокл на выезд из Владивостока.
По мнению Юрия Логинова, действующий Генплан требует серьезных корректировок, многие из которых, скорее всего, будут озвучены и предложены на предстоящих публичных слушаниях в администрации Владивостока.
– Заказчик этого проекта – департамент градостроительства администрации Приморского края, – отметил Юрий Логинов. – Он заключил договор с омским институтом и определил техническое задание. По сути, специалисты института должны были просто облечь то, что предлагал департамент, в форму проекта, соответствующего всем нормам и правилам. На мой взгляд, это не позволило новому Генплану, подготовленному «Градом», устранить ошибки и недостатки, допущенные проектировщиками в 2008 году. Поэтому впереди, конечно, большая работа.
Автор: Евгений СИДОРОВ