Слепой боксер встал на коньки
Увидеть Владивосток во всей красе звезде российского кинематографа Денису Никифорову удалось лишь с третьего раза. Посетив 15-й кинофестиваль «Меридианы Тихого» в качестве почетного гостя, он охотно раздавал автографы, участвовал в фотосессии для фанатов и отвечал на вопросы журналистов.
Успех пришел к Денису после роли слепого боксера в фильме «Бой с тенью». До этого ему предлагали второстепенные роли или даже эпизоды. На сегодняшний день за плечами Никифорова более 30 ролей, и его по праву называют одним из ведущих актеров в российском кинематографе.
– Денис, долгое время вас воспринимали только как героя фильма «Бой с тенью». Не хотелось доказать, что вы за эти годы изменились и стали другим?
– Человек, если у него есть стержень и принципы, остается таким, какой он есть. Люди только думают, что они меняются, а на самом деле остаются прежними, просто в чем-то себя ограничивают или, наоборот, добавляют.
– Кроме кино вы еще играете в театре Олега Табакова. А какая у вас самая любимая роль на сцене?
– Наверное, самая первая любимой и останется. У меня дебют – это Никита в спектакле Андрея Жетинкина «Псих», поставленном по роману теперь уже американского писателя Александра Минчина. Постановка получилась похожей на «Полет над гнездом кукушки», только про нашу, российскую психушку.
– Какие роли нравится играть: только характерные или сойдет и маленькая, но яркая?
– Я не раз просил режиссеров дать мне коротенькую роль, даже ролюшку. Когда приступили к съемкам фильма к 200-летию Бородинской битвы, предполагалось, что будет показана практически вся война начиная с 1812 года в России и заканчивая ссылкой Наполеона на остров Святой Елены. Режиссер Сергей Гинзбург, который должен был снимать это все, пробовал меня на одного из двух главных героев. Оба офицеры, один гусар, другой – драгун. Я заметил, что из меня дворянин XIX века – никакой. А вот исполнить роль, пусть и небольшую, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова очень хотелось бы. Даже эпизод придумал: лес, партизанский отряд, в котором воюет одна из главных героинь Василиса Кожина. Четыре главных персонажа стоят в абсолютной тишине. Снежок падает, солнышко светит, и тут в кадр влетает конница, сабель сто, во главе с генералом. Он соскакивает с коня, подходит и целует Василису в щеки. Затем произносит: «Спасибо, Василиска, помогла ты нам вчера в бою!» Вскакивает на коня и мчится прочь. А Василиса стоит и смотрит ему вслед. Ее спрашивают: «Это кто?» «Денис Васильевич Давыдов», – отвечает она. Все! Больше мне было ничего не нужно от этой роли. По итогу сняли один фильм – «1812». Так что главные герои – это, может, и хорошо, но не всегда интересно. К примеру, мне недавно предложили главную роль в одном новом сериале. Я прочитал сценарий трех первых серий и отдал его режиссеру, посчитав, что им нужен более молодой актер. Зато мне приглянулся другой персонаж, он априори не главный, просто один из членов команды.
– Как вы относитесь к критике?
– Всегда надо самокритично к себе относиться, я так считаю. И так меня учили актеры, благодаря которым смог творчески вырасти.
10 дней ради 22 минут
– Фильм «22 минуты» снимался, в частности, и во Владивостоке. Какие воспоминания остались о съемках?
– Съемки проходили в 2014 году на борту БПК «Адмирал Трибуц». Корабль только вернулся из дальнего похода, на причале моряков встречали жены и дети, а мы, наглые киношники, увели их в море еще на 10 дней. Отошли на 90 километров от Владивостока и приступили к съемкам. Первые три дня на нас моряки косились недобро, потому что они хотели домой, а мы их задерживали. Но потом все же сдружились и они стали охотно помогать. Это было очень душевно, остались только самые хорошие воспоминания.
– Вжившись в роль морского пехотинца в этом фильме, вы какой-то урок для себя вынесли?
– Благодарен судьбе за то, что попал на этот корабль и прожил на нем 10 дней. И мне гораздо понятнее стала их жизнь в тесноте и соседстве с клопами и тараканами. Никакие высокопарные слова о долге и морском братстве не заменят чувства локтя. У меня много друзей как среди десантников, так и среди морских пехотинцев, ведь «22 минуты» – это не первый мой военный фильм. Во время подготовки к фильмам про Великую Отечественную, боевые действия, всегда внимательно слушаю замечания участников реальных событий, их истории. В учебниках написано одно, а ветераны или их потомки рассказывают несколько иные вещи.
– При подготовке к «22 минутам» вам даже пришлось сдать экзамены, чтобы получить удостоверение дайвера…
– Да, нас тренировали, как подводных боевых пловцов. Мы изучили, как ведется подводный бой, основы закладки морских мин, так что в фильме все по-настоящему. Как и сам «Адмирал Трибуц» – корабль, который нес боевую службу у берегов Сомали. Офицеры показывали снятые ими видео о столкновениях с пиратами. А завершились наши съемки в настоящий 7-балльный шторм. Это было ух как здорово!
Спортсменом можешь ты не быть
– Ваша «спортивная карьера» в кино теперь продолжилась в сериале «Молодежка». Это своего рода популяризация здорового образа жизни. А вы сами сторонник ЗОЖ?
– Нет, я курильщик с большим стажем, и вести здоровый образ жизни не получается… Как-то спросил у известного хоккеиста сборной России: «Почему все в вашей команде поголовно пьют и курят? Вы ведь спортсмены…» На что он ответил: «Не пьют и не курят только физкультурники, а мы – профессионалы!»
– А ваше отношение к спорту?
– Я – болельщик. Болею за московское «Динамо». Причем впервые попал на хоккей в 4-летнем возрасте, именно на игру ХК «Динамо» (Москва). Это был 1981 год, папа повел меня в Лужники, но билетов, конечно же, в кассе не было. Отец погрустнел и сказал: «Давай в следующий раз». А я специально надел синюю вязаную шапочку с белым помпончиком (цвета клуба. – Прим. авт.). Я в слезы: ты обещал! Папа пытается меня успокоить, я ни в какую. Тут подходит какой-то мужик и спрашивает:
– Парень, за кого болеешь?
– Что не видите? За «Динамо»!
Он протягивет мне два билета и говорит: иди болей за «Динамо». Отец пытался ему деньги отдать, но тот не взял. Вот так я 36 лет за «Динамо» и болею.
Поэтому, когда мне предложили роль хоккейного тренера в сериале «Молодежка», с радостью согласился. Я ведь большую часть своего детства провел на хоккейных площадках и хорошо стою на коньках, так что хоккей – важная часть моей жизни.
– Говорят, что у вас вышла интересная история с фотографиями Вячеслава Фетисова.
– В конце 80-х годов я вместе с родителями жил в Венгрии, в советском посольстве. Там каждый месяц вывешивали стенгазету о жизни на Родине. И вот однажды я возвращаюсь из школы и вижу выпуск, посвященный советскому футболу и хоккею, причем с классными фотками спортивных звезд. В том числе и Фетисова. Я побежал к пресс-атташе посольства: «Дядя Игорь, а можно мне будет потом пару фотографий забрать на память?» Он отдал мне их все, а это около 50 снимков! Правда, к началу съемок в «Молодежке», где принимает участие и Фетисов, у меня осталось только четыре снимка. И все с Вячеславом Александровичем. Отец их нашел и попросил, чтобы я взял у Фетисова автограф. К сожалению, я их забыл дома. Зато к началу второго сезона «Молодежки» об этой истории с фотографиями уже знала вся съемочная группа и с нетерпением ждала приезда Фетисова. И когда он появился на съемочной площадке, я первым подошел к нему и достал пакет с уже немного пожелтевшими снимками. Вячеслав Александрович опешил, увидев их:
– Ты откуда это взял?
Тут я ему всю эту историю 25-летней давности и выложил. «Невероятно», – только и смог произнести наш прославленный хоккеист. Два фото, где он изображен с женой, он забрал себе, а оставшиеся две подписал и вернул. Теперь я их бережно храню.
Автор: Вадим КОЧУГОВ