Крепче за баранку держись, пенсионер

Существует ли предельный возраст водителя и есть ли медицинские ограничения для пожилых за рулем

20 сент. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4202 (141) от 20 сент. 2017
072519e1ce3b5e19d3be0eeb3ff80566.jpg

Общественность уже давно шумит о том, что пора бы придумать какие-нибудь ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий».

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: по статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет в России впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 тысяч пенсионеров.

Медицинская справка

Ее можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Также для получения медсправки необходим ряд лабораторных исследований.

Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться 10 лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдается на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определенные заболевания, – только на один год.

Плохое самочувствие – повод никуда не ехать

И все-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остается решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учет движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например, к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведет скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже?

В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я ее увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дернулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Рулим без вреда

Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми водителями такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий.

– Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге, – говорит доктор Ильницкий. – Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению.

Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений.

Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.

Работать на пенсии… за рулем

Для большинства россиян пенсионный возраст не изменился с 1932 года, когда в СССР были введены пенсии по возрасту: женщины – от 55 лет, мужчины – от 60. Но размер пособия по старости не всегда устраивает пенсионера, да и часто еще хватает сил продолжать трудиться.

Как рассказала ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко, в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведен опрос среди почти 500 участников. Выяснилось, что большинство из них находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48 % – от 51 до 60 лет, 16 % – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами.

– Фактически все эти люди находятся за рулем постоянно, – объясняет эксперт. – Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97 % опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идет об организованных перевозках автобусами.

Работа в такси – еще один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы и приличный остаток времени на внуков и дачу. Но и тут не все просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные форс-мажоры разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулем сегодня тоже большая проблема.

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель – это ответственный и здоровый человек. А если это так, что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.

Кстати

Простым способом определить начинающуюся деменцию (слабоумие) является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.

Автор: Ирина ДОРОНИНА, «Аргументы и факты»