В Приморье президента кто-нибудь слышит?
Почему заводчан в департаменте края не пускают дальше приемной
Два года владивостокский завод пытается согласовать проект в ведомстве, которое по открытости и доступности все больше напоминает замок Кафки. На очереди пятая попытка и судьба 200 человек.
Департамент природных ресурсов администрации Приморского края, как уже писал «В», может приостановить лицензию одного из предприятий-старожилов приморской столицы – Владивостокского бутощебеночного завода (в этом году объекту исполнится 57 лет).
Одно из оснований, указанных департаментом, – отсутствие у завода на данный момент согласованной проектной документации на ведение горных работ. Примечательно, что согласовывает проект как раз департамент природных ресурсов администрации края. Круг замкнулся.
Так почему в то время, когда президент России Владимир Путин и вице-премьер Юрий Трутнев призывают контролирующие органы «не душить» бизнес, стабильно работающему предприятию решительно перекрывают кислород? В этой сложной истории попытались разобраться гости авторской программы «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Завод-старожил
– Владивостокский бутощебеночный завод знает, наверное, каждый житель Владивостока, – подчеркнул Андрей Калачинский. – По крайней мере, те, кто ездил когда-либо по улице Выселковой, откуда открывается вид на гору, внутри которой идет добыча строительного камня – лучшего, пожалуй, во всем регионе. Карьер был построен еще при советской власти, функционирует уже почти 57 лет, но противодействие чиновников почему-то почувствовал именно сейчас. И именно сейчас возникает угроза его закрытия. Я говорю угроза, потому что ВБЩЗ – это как минимум 200 рабочих мест, огромные отчисления в бюджет и, помимо прочего, серьезный поставщик стройматериалов для отрасли.
– Владивостокский карьер – один из важнейших объектов для развития города и сферы строительства в принципе, – подчеркнул Василий Иванов, технический директор ВБЩЗ. – Наша продукция идет не только во Владивосток и Приморский край, но и на Сахалин, на Камчатку. Спрос большой. И вызван он, по моему мнению, тем обстоятельством, что мы производим очень качественный продукт – кубовидный щебень. Если говорить упрощенно, то все грани камней в таком щебне примерно одинаковы по длине. Это очень удобно и полезно для бетонных работ: идет меньший расход цемента и т.д. Более того, наш щебень имеет отличные показатели по морозостойкости – 300 зимних циклов. Иными словами, во Владивостоке имеется крупное месторождение хорошего камня, на который есть спрос. Предприятие загружено работой.
Камень ВБЩЗ активно использовался в период подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012, шел на крупнейшие стройки страны. Им отсыпали острова для пилонов Русского и Золотого мостов, он шел в дороги и развязки, всюду, где шли строительные работы. Даже причальная стенка для корабля типа «Мистраль» планировалась как раз из продукции ВБЩЗ. Проект в силу понятных причин реализован не был. Но участие в таких крупных государственных проектах уже говорит о многом.
Новые технологии
57 лет – значительный возраст для предприятия. За это время предприятие получило грандиозный опыт и вписало свое имя в строительную историю края. Что касается оборудования, то оно как раз молодое и современное. Руководство завода внедряет новые технологии и обновляет парк техники.
– С 2007 года технология добычи камня у нас коренным образом поменялась, – продолжил Василий Иванов. – Было закуплено передовое дробильное оборудование финского производства. Приобретены немецкие погрузочные механизмы. Один из них – экскаватор Liebherr вообще является уникальной машиной, сделанной под заказ специально для нужд нашего завода. По сути, это электромобиль. На нем стоит электрический привод, хотя во всем мире используют дизель. Первый в мире электрический экскаватор. Еще один важный момент: мы поменяли автомобильный парк. Вместо БелАЗов закупили «Вольво». Эти четырехосные машины могут работать без причинения вреда дорожному полотну.
На заводе создана сертифицированная лаборатория, которая проверяет качество выпускаемой продукции на выходе. Результаты ее всегда совпадают с результатами, которые делают клиенты на входящем контроле.
Каменная лихорадка
Чем же были вызваны претензии контрольных органов?
– Предприятие начало лихорадить два года назад, – рассказал Андрей Новиков, управляющий ВБЩЗ. – Причиной послужило то, что департамент природных ресурсов администрации края не согласовал техническую документацию на ведение горных работ. В связи с этим этот же департамент намерен приостановить действие нашей лицензии на добычу полезных ископаемых. На данный момент на рассмотрении в департаменте находится уже пятый по счету проект. Проблема заключается в том, что представители департамента не идут на контакт и не дают каких-либо разъяснений.
По словам Андрея Новикова, первый вариант проектной документации на проведение горных работ был выполнен санкт-петербургской компанией «Гипронеруд» еще в 2013 году. Отметим, что эта компания-проектировщик – одна из старейших и опытнейших на отечественном рынке. Достаточно сказать, что первоначальный проект Владивостокского бутощебеночного завода был создан как раз этой компанией.
– ОАО «Гипронеруд» занимается проектными работами для ВБЩЗ с начала деятельности завода, – подчеркнул Андрей Новиков. – Здесь они знают буквально все, каждую деталь, каждую мелочь. Неудивительно, что в 2013 году этот проект, сделанный компанией по нашему заказу, был одобрен в управлении по недропользованию Приморского края (Приморнедра). В итоге мы получили новую лицензию до 2034 года. Нюанс состоял в том, что с 2014 года функционал по продлению лицензии перешел от Приморнедра в департамент по природопользованию.
По идее, перераспределение полномочий должно было упростить работу в отрасли, снять гипертрофированную надзорную нагрузку. Ведь в Примнедрах находились серьезные и дотошные специалисты-геологи, умеющие задавать вопросы и требующие ответа на них. В краевом же департаменте – чиновники, чья работа, по сути, заключается в правильном документообороте. Но работа предприятия не упростилась, а усложнилась.
– В 2015 году – когда лицензия была уже продлена – департаментом природных ресурсов было проведено две проверки, – продолжил Новиков. – Первая – плановая. Во время нее не было сделано ни одного замечания. Вторая прошла в ноябре и являлась внеплановой. В результате этой проверки было сделано сразу десять замечаний. Странностей в этом внеплановом мероприятии оказалось очень много. Стоит только сказать, что несколько замечаний были признаны судом необоснованными. На исправление остальных были брошены все силы завода. В итоге, по сути, остался нерешенным только один вопрос – согласование проектной документации на проведение горных работ. Нам неясна позиция краевого департамента. Ведь все, что касается опасных сторон производства (шум, взрывные работы), является прерогативой Росприроднадзора. У этого ведомства к нам вопросов не возникает. Почему краевой департамент планомерно отказывает в одобрении проекта, сказать трудно.
По словам управляющего заводом, все попытки связаться с руководством или представителями департамента природных ресурсов Приморского края не увенчались успехом. Звонки в приемную департамента заканчиваются обещанием секретаря передать информацию директору и назначить встречу. Но еще ни разу не перезванивали. А личный прием буквально закрыт: попытка представителей завода прийти к руководителю департамента закончилась опять же в приемной. Дальше заводчан не пустили. Такое вот открытое правительство.
– Мы не можем выйти на контакт с руководством департамента природных ресурсов, – посетовал Андрей Новиков. – Хотелось бы просто задать вопрос: какие моменты, по мнению органа исполнительной власти, должны быть отражены в технической документации? Назовите их, и мы без замедлений сделаем как надо. Хотелось бы учесть все пожелания и сделать проект, который бы устроил всех. Наш проектировщик – компания «Гипронеруд» – один из лучших и опытнейших проектировщиков России, на счету которого более 250 крупнейших проектов. Они блестящие специалисты. И им говорят, что проект неправильный. Но не объясняют, что именно неправильно.
Как чиновник решил, так люди и страдают
Отметим, что судьба предприятия – это судьба двух сотен работающих на нем человек. Не так давно в парке Минного городка заводчане устроили санкционированный митинг. Пытались заявить о своей проблеме. Несмотря на приглашение и широкое освещение в СМИ, представителей департамента природных ресурсов на мероприятии не оказалось.
– На нашем заводе трудятся более 200 человек. Среди них очень много молодежи, – говорит Василий Иванов. – Конечно, люди переживают. Все зарплаты у нас белые, все отчисления, страховки, выплаты, больничные – полный соцпакет. Средняя заработная плата на заводе была хоть и немного, но выше, чем в среднем по городу. К нам потянулись люди из поселков, где предприятия вообще закрывались. Трудовой коллектив был уверен в завтрашнем дне, многие взяли ипотеку, кредиты.
Помимо прочего, бутощебеночный завод является крупным приморским налогоплательщиком. Ежегодные отчисления предприятия в виде налогов и страховых взносов находятся в пределах 150 миллионов рублей. Стоит подчеркнуть, что с 2011-го по 2015 год – во время строительного бума во Владивостоке – завод заплатил миллиард налогов в бюджеты разных уровней.
– Две недели прошло с того момента, как завершился третий Восточный экономический форум, – резюмировал Андрей Калачинский. – Высокие гости на полях форума обсуждали, как привлечь в наш край и на Дальний Восток инвестиции, как построить светлое будущее. А что же с днем сегодняшним? Сегодня, к сожалению, из-за действий одного департамента края, который не может внятно объяснить свои претензии к технической документации, Приморье может лишиться стабильно работающего современного крупного предприятия. Эти вещи никак не увязываются. С одной стороны, зовем инвесторов, чтобы здесь создавались производства в каком-то далеком будущем. С другой – перекрываем кислород работающему производству. Наш президент говорит: хватит «кошмарить» бизнес и давить его постоянными проверками и контролем. Вопрос: президента кто-нибудь, кроме представителей бизнеса, слышит?
Автор: Евгений СИДОРОВ