Владимир ШЕВЧУК: Я знаю, как заработать рубль и как его потратить
- Владимир Петрович, сегодня вы действующий глава администрации района и кандидат на эту должность на предстоящих выборах. Думаю, вам будет интересен разговор, который я только что услышал в автобусе. Одна женщина говорит другой: “Батареи дома жаркие - не дотронуться”. Другая ей отвечает: “Это только до выборов. После 22 декабря увидишь - снова холодно будет”...
- Владимир Петрович, сегодня вы действующий глава администрации района и кандидат на эту должность на предстоящих выборах. Думаю, вам будет интересен разговор, который я только что услышал в автобусе. Одна женщина говорит другой: “Батареи дома жаркие - не дотронуться”. Другая ей отвечает: “Это только до выборов. После 22 декабря увидишь - снова холодно будет”...
- Интересный разговор. Он не только о тепле или холоде - о доверии власти. Власть всех уровней столько раз не оправдывала надежды людей, что недоверие становится нормой.
- Значит, надо оправдывать...
- Стараюсь. Я пришел на эту должность в феврале нынешнего года и после знакомства с документами, переданными мне в наследство, был шокирован долгами по мазуту за отопительный сезон 1994-1995 годов. Кредит почти в 10 миллиардов рублей, взятый под топливо, не был погашен. Грабительские 218 процентов по нему регулярно снимались с наших дотаций и уходили в коммерческие банки. Почти на такую же сумму оказалась задолженность администрации города перед поставщиками мазута. Ситуация крайне напряженная.
- И что вы предприняли?
- Если по углю в крае есть программы, к примеру, малых угольных разрезов, которые отчасти обеспечивают потребителей твердым топливом, то мазут поступает из-за пределов Приморья. Нам удалось наладить контакты с Хабаровским и Ангарским нефтеперерабатывающими заводами, закупить и вывезти мазута на 6 миллиардов рублей. Сделали это с помощью железнодорожников, которые были должны в городскую казну такую сумму налогов. Заключен договор с администрацией края на поставку мазута. Большим подспорьем в накоплении запасов топлива стало мазутное хозяйство бывшего биохимического завода, которое, как и котельная, стояли без дела. За лето удалось и здесь заполнить все емкости. Этого количества хватит до середины января. Но мы намерены работать таким же образом и дальше.
- Если учесть, что ряд предприятий нашего города стоят, многими было воспринято как странное решение об упразднении должности вашего заместителя по экономическим вопросам.
- Последние 6 лет работы директором муниципального предприятия электрических сетей стали для меня хорошей школой экономики. Я разобрался, что такое рубль, как его заработать, как потратить. Наше предприятие единственное в крае среди подобных, которые не ходят в должниках у “Энергосбыта”. Когда в городе разваливался один банк, то я, возглавляя коллектив энергетиков, сделал все, чтобы вырвать оттуда все до копейки деньги коллектива предприятия. А придя на новую должность, вдруг узнаю, что бюджетные деньги - 500 миллионов! - пропали, остались в развалившемся банке. Несколько месяцев мы бились, чтобы возвратить их. Вернули, правда, не живой копейкой - сельхозпродукцией. Но ведь вернули!
- Уссурийский ДОК, мебельный комбинат, другие предприятия, связанные с переработкой леса, почти не работают. Говорят: нет сырья. Между тем отборную древесину везут через город днем и ночью автомашины с различными номерами: государственными, частными, китайскими...
- Нужна продуманная и жесткая политика. Как государственная, так и на уровне края. Считаю, что приморская дума могла бы принять на этот счет соответствующее решение. За границу необработанное бревно может идти только после уплаты такого налога, который сделает саму идею глупой. А поток лесовозов через наш город объясняется просто: они идут на Марковский переход не только из нашей тайги, но также из северных и центральных районов.
- Вы говорите о своем опыте работы на МПЭС. Можно ли как-то использовать его в оживлении “китов” местной промышленности”? Или они попрежнему будут сокращаться, умирать, униженно искать щедрых инвесторов?
- Все это акционерные предприятия, у них свои хозяева, и возможности администрации тут ограничены. И все же, как можем, участвуем в их судьбе. Скажем, на обанкротившемся АО “Биоприм”, бывшем биохимическом заводе, пытаемся наладить выпуск пищевого спирта. Сюда бы пошла вся некондиционная сельхозпродукция - картошка, овощи, зерновые культуры не только из наших хозяйств, но из соседних районов. Тем более что у нас уже есть специалисты-биохимики, которые знают, как наладить производство. Пока же спирт завозится из-за пределов края. Поэтому в его производстве здесь заинтересованы прежде всего далеко не бедствующие предприятия пищевой промышленности Приморья. И они готовы сотрудничать.
- Стыдно бедствовать в благодатном краю...
- Недавно у нас было совещание аграрников северного куста Приморья. Выращивать продукцию мы научились, получаем урожаи, о которых прежде приходилось лишь мечтать. А вот куда девать - проблема. В этом году мы не завезли из-за пределов района ни килограмма картошки, ни овощей. И тем не менее обеспечили школы, детские сады, больницы своей сельхозпродукцией. Проблему школьного питания удалось решить при тесном сотрудничестве с продовольственной корпорацией. Механизм взаимозачетов без живых денег сыграл решающую роль. И сегодня в школах намного лучше, чем в прежние годы, организовано питание детей.
Пусть ребенок из бедной семьи, где и куска хлеба толком не видят, нормально поест в школьной столовой. Доплата за школьный обед символическая - 10 тысяч в месяц. Между тем со слов сына знаю: есть в меню и супы, и сосиски, и сметана. Бывает, от домашнего обеда отказывается. Дескать, зачем: в школе не хуже накормят. И в больнице тоже не жалуются. Не можем мы обеспечить больных лекарствами и прочим необходимым. Но хорошее питание тоже лечит...
- Проблем, конечно же, больше, чем мы сегодня назвали. И пусть у вас достанет сил и умения решать их на благо своих земляков!
Автор: Валерий ЛЕДЕНЕВ, “Владивосток”