Островам невезения нужна программа развития
В своей статье “Стало трудно быть островитянами” жители острова Русского, сетуя на безысходность нынешней ситуации, одной из главных проблем считают нестабильность работы морского пассажирского флота.
Беды и страдания населения островных и прибрежных поселков нам, работающим на пассажирских линиях морякам, известны. И, поверьте, небезразличны. Некогда обжитые, благополучные поселки сейчас просто вымирают. Когда у людей нет работы, когда закрываются школы, когда не принимают больных медицинские учреждения - как не назвать такие места проживания резервациями. Но именно мы, моряки, тесно связаны с местными жителями одной веревочкой. Прекратят свое существование острова и прибрежные поселки - никому не нужен будет и флот.
В своей статье “Люди побережья оказались в резервациях” (“Владивосток”, 13.04.96) я уже писал о тяжелом состоянии пассажирского флота. Тем не менее нам удалось его сохранить и обеспечить перевозки по всем линиям. Мы выполняем договоры, заключенные с администрациями края и города, но со стороны заказчиков обязательства постоянно нарушаются. Если краевая администрация хоть что-то пытается сделать, то городская вообще не спешит их выполнять. Задолженность по городским линиям на 1 декабря 1996 года составила 7 миллиардов рублей. Отсутствие финансирования ставит нас в безвыходное положение.
Приходится сокращать флот, приостанавливать ремонт судов. Все это ведет к сокращению линий и рейсов, сказывается на условиях обслуживания пассажиров. Мы делаем все, чтобы флот работал. Мы заинтересованы, чтобы на остров Русский ходили 2 парома, а не 1. Это особенно важно в зимний период навигации - надо избежать замерзания канала.
Я полностью разделяю озабоченность жителей острова Русского относительно надежности пассажирских перевозок. Но не могу согласиться с таким высказыванием: якобы капитаны судов радуются, когда рейс парома откладывается по погодным условиям. На этой линии работают опытнейшие моряки, посвятившие своей профессии всю жизнь. И если паром не идет в рейс, то лишь тогда, когда капитан просто не имеет права рисковать жизнью людей.
За каждый рейс паром перевозит до 300 человек. Флот старый, изношенный. Средний возраст судов 20-30 лет. Чтобы содержать флот в нормальном техническом состоянии, приходится затрачивать большие средства. Немало уходит сил и у личного состава судов.
Во всем мире морские пассажирские перевозки являются заботой государства: и федеральных, и местных органов управления. Так оно было и при советской власти - флот строился и модернизировался при государственной поддержке. Сейчас проблема его обновления остается открытой. Не решая ее, трудно говорить о развитии островных территорий.
В свое время Владивостокский городской совет народных депутатов занимался этой проблемой. По его заказу научно-исследовательскими институтами края был разработан проект “О развитии островных территорий”. Бесспорно, сейчас он нуждается в корректировке. Но научно обоснованная концепция развития островных территорий городу необходима, и она должна стать предметом заботы избираемой думы Владивостока и его мэрии.
Автор: Владимир ЗАКАСОВСКИЙ, технический директор ТОО “Владморпасс”