Владивосток как маяк
«Токаревский маяк действительно маяк, маячок, привязывающий меня теперь к Владивостоку, как стеклышки бухты Стеклянной, как дом Даттана, Мандельштам, все сопки и все мосты, фрегат «Надежда», Элеонора Прей и многое другое...» – так написала в своем отчете о поездке во Владивосток (на своей страничке в социальной сети) моя подруга из Иваново.
В начале августа она и ее сын провели в нашем городе в общей сложности меньше недели, но уезжали отсюда влюбленными во Владивосток навсегда. Они очень много успели за 11 дней отпуска на Дальнем Востоке – побывали и в Китае, и в крае, а в городе нашенском увидели все лучшие места. Мало того, они еще и все прелести владивостокской погоды – от духоты до нелетней прохлады и отголосков тайфуна – успели на себе испытать. И по лестницам и сопкам нашим не раз и не два успели пройтись… И все равно Владивосток очаровал их – а я ни капли и не удивлена. Мы, привыкшие не замечать красоту и уникальность родного города в суете будней, брюзжащие про «жуткие дороги и климат», стали, откровенно скажем, слепыми при хорошем зрении…
А иногда нужно посмотреть на родные места и на все вокруг другими глазами, чтобы вспомнить, почему мы так любим свой город.
Моя знакомая и ее сын решили приехать на другой конец страны – из Иваново во Владивосток, увидев… магнитик. Да, небольшой сувенир, который я отправила им в подарок на новогодние праздники. На магнитике была фотография памятного знака, на котором указано расстояние от Москвы до Владивостока, – 9288 километров. И загорелись мои друзья своими глазами увидеть все эти километры. Проехать на поезде через страну и пройтись по тому городу, который хоть и на слуху россиян, но малоизвестный в центральной части нашей страны.
Шамора и Стеклянуха, океанариум и Токаревская кошка, кирха, костел, армянская церковь, сафари-парк в Шкотово, морская прогулка по акватории, Приморская сцена Мариинского театра, музей имени Арсеньева и Дом-музей семьи Сухановых, Миллионка и набережная Спортивной гавани, памятники Катюше, Мандельштаму, морячку Эдику, Высоцкому и Элеоноре Прей, подводная лодка С-56, квартал старых домов на Уборевича, ГУМ и дом Даттана на Светланской, 38/40, железнодорожный вокзал и тигр у кинотеатра «Океан», гостиница «Версаль» и «Серая лошадь», выставка в залах Союза художников и каменный сад ВГУЭС, Покровский парк – вот, пожалуй, неполный список того, что успели посмотреть мои друзья в нашем городе. И не скачками, бегом, а вдумчиво, с желанием проникнуться, удивиться, восхититься. И все фактически на общественном транспорте, вверх и вниз по сопочкам и лестницам.
«Я разбираю фотографии из Владивостока и изумляюсь тому, как много может показать путешественнику ваш город, на какие потаенные вопросы дать ответы… – писала мне подруга, уже приехав домой. – Я очень люблю стихи Цветаевой, посвященные Мандельштаму: «Ты запрокидываешь голову, затем что ты гордец и враль, какого спутника веселого послал мне нынешний февраль». Но я и предположить не могла, что именно во Владивостоке я увижу буквальное воплощение этих цветаевских строк. Памятник Мандельштаму работы, как мне говорили, скульптора Ненаживина, что стоит у вас в саду одного вуза, просто невероятный. Я стояла рядом с ним и дышать не могла, настолько точно скульптор передал образ этого ранимого поэта, настолько плотно пересеклись слова Цветаевой и воплощенный Ненаживиным образ. Спасибо Владивостоку за такой дар».
Наш город преподнес моим друзьям много неожиданных сюрпризов. Несколько лет назад их – подругу и ее сына – не пустили в Стамбуле в музей – подводную лодку. Точнее, подругу готовы были пропустить, а вот сына – нет. Все дело в том, что молодой человек живет с синдромом Дауна. Вот и не пустили его в музей, мотивируя тем, что, мол, в закрытом пространстве ему еще плохо станет, а кто будет отвечать…
– А Вася так мечтал побывать именно в подводной лодке, – делилась со мной подруга. – Мы когда во Владивосток собирались, одним из первых пунктов внесли в план посещение С-56. Шли и ужасно волновались: а вдруг и на этот раз не пустят, тоже ведь подводная лодка. И что ты думаешь? Да Ваську там как родного приняли, по всей лодке провели, все показали, причем бесплатно, как инвалида, а меня – как сопровождающее лицо. И так интересно все рассказали нам. Просто подарили Васе маленькое счастье…
Поразил до глубины души путешественников и наш музей имени Арсеньева – и тем, что в каждом зале продумано свое звуковое сопровождение, и тем, что в «кабинете исследователя», например, можно выдвигать все ящики, в которых лежит что-то, что рассказывает об истории освоения Приморья и Дальнего Востока. Свое восторженное мнение подруга оставила в книге отзывов музея.
Собственные путевые заметки – отчеты о поездке во Владивосток она выкладывает на своей страничке в социальной сети. Ее читают люди из самых разных мест, причем не только в России. И восхищаются тем Владивостоком, который им открывается в ее записях.
Значит ли это, что все время мои друзья ходили в розовых очках и старательно ничего не замечали? Нет, конечно. И цены в магазинах их поразили до глубины души, и состояние некоторых автобусов на городских рейсах, и грязная вода Золотого Рога, и пробки… И уставали они от походов вверх-вниз, и давление пошаливало… Но здесь вопрос упирается только в то, что именно ты хочешь запомнить о своем путешествии, на что готов потратить больше места в своем сердце и разуме.
А теперь к материальному. Размышляя о том, почему же таким радостным и приятным получилось путешествие моих друзей, я не могла не прийти к простым, но важным выводам. Собираясь в город за девять с лишним тыщ километров, они нашли о Владивостоке массу сведений в Интернете и заранее составили список того, на что хотели бы взглянуть. Мало того, они еще и список рек, что пересекут и увидят во время поездки на поезде, составили и каждую постарались отследить и сфотографировать – 16 рек, от Камы до Амура…
Вот бывали в нашем городе некоторые, куда более раскрученные, даже знаменитые «блогеры-путешественники», и что они увидели и запомнили? По сопкам ходить и лестницам им не нравится, климат для них слишком тяжелый, на памятники смотреть и театры посещать, архитектурой любоваться – это вообще им некомильфо, это «для лохов». Они предпочли осчастливить своих читателей нытьем типа «какой плохой город и как в нем даже посмотреть не на что», и ведь многие читают, верят. А страничку моей подруги в социальной сети читают в сто, в тысячу раз меньше людей. Но зато за них можно только порадоваться – им рассказали про Владивосток так тепло и искренне, что они тоже влюбились в наш город. Молодой по российским меркам, но со своей особой, насыщенной событиями историей и не менее интересной перспективой.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ