Будущее России прирастает долгами?
Этот снимок шахтерских детей из-под Партизанска сделан совсем недавно. Хорошо, что сидят они на ветхих ступенях отчего дома, а не на рельсах Транссиба или, не дай бог, на нарах “малолетки”. Если бы, скажем, летом 1916 года каким-то чудом наш фоторепортер оказался где-нибудь в окрестностях донбасской Юзовки, он мог бы сделать точно такой же снимок трех тогдашних сыновей моего деда-шахтера. Двое старших успели вполне подрасти к гражданской и бесследно на ней сгинуть. На долю младшенького (моего будущего отца) досталась Великая Отечественная...
Этот снимок шахтерских детей из-под Партизанска сделан совсем недавно. Хорошо, что сидят они на ветхих ступенях отчего дома, а не на рельсах Транссиба или, не дай бог, на нарах “малолетки”. Если бы, скажем, летом 1916 года каким-то чудом наш фоторепортер оказался где-нибудь в окрестностях донбасской Юзовки, он мог бы сделать точно такой же снимок трех тогдашних сыновей моего деда-шахтера. Двое старших успели вполне подрасти к гражданской и бесследно на ней сгинуть. На долю младшенького (моего будущего отца) досталась Великая Отечественная...
Новые кредиты Запада: спасательный круг или камень на шею?Такая вот исторически невеселая аналогия родилась у меня летом 1998 года, накануне новых социальных потрясений, от которых уже столетие никак не могут избавиться шестая часть суши и ее многострадальное население.
Официальные каналы российских СМИ сегодня переполнены оптимистическими изображениями и такими же словесами главного “кремлевского попрошайки”. Лоснящийся от гонораров за ненаписанные книжки и от дружеских застолий с мировыми банкирами Анатолий Борисович устало докладывает соотечественникам, как он в очередной раз спас Россию.
Действительно, 22,6 млрд. кредитной “зелени”, обещанной к выдаче на льготной основе, - не фунт изюма. Если верить Чубайсу, новые кредиты надежно оградят нас от финансового кризиса вообще и от девальвации (понижения валютного курса) рубля в частности. А если верить министру финансов Задорнову, львиная их доля пойдет на пополнение валютного запаса страны, а не на текущие бюджетные расходы.
Оно, конечно, так. Однако кое о чем эти финансово-ответственные лица все-таки умалчивают. Видно, не хотят портить людям летние отпуска.
Начнем с того, что кредиты “связанные”, то есть выдаются под строго определенную цель. Цель же предельно проста - вывести из-под возможного финансового удара денежки зарубежных инвесторов, уже вложенные в непредсказуемую экономику России. Именно на кредитные средства инвесторы смогут конвертировать (поменять) заработанные российские рубли в привычные доллары, которые затем благополучно и увезут домой.
Ну а громадная поленница “деревянных” нам же и останется, стимулируя новый финансовый обвал где-то в ноябре-декабре. Как показало кризисное начало июня, каждый из трех дней государственной поддержки зашатавшегося рубля стоил полмиллиарда долларов. Все сходится: до биржевого кризиса российский валютный запас составлял 14,5 млрд. долларов, сегодня же, по признанию Задорнова, 13 млрд. Напомню, что при этом из России ежегодно вывозится до $15 млрд.
Кроме того, любой российский гражданин (включая шахтерских пацанов со снимка, которые неделями не видят обыкновенного хлеба) задолжал “доброму” Западу примерно по 2 тыс. долларов. Учитывая убыстряющееся снижение численности россиян (в прессе мелькнуло сообщение, что за 1997 год мы якобы потеряли 1 млн. чел., но тут же была арестована вся верхушка Госкомстата РФ), этот персональный должок обязательно потяжелеет, сколь аккуратно ни плати МВФ по процентам.
Но и это лишь цветочки. Ведь главная “доярка” наших граждан - вовсе не алчный международный капитал, как наивно полагают некоторые, а родное правительство. Молоденькому премьеру Кириенко пришлось-таки публично признать, что внутренний долг государства подошел к 30 процентам от валового внутреннего продукта (ВВП). Однако въедливые зарубежные наблюдатели его поправили: не 30, а все 50!
Иными словами, еще со времен Гайдара и Черномырдина страна приступила к убийственному самоедству. Обобрали на инфляции - сошло, на приватизации - сошло. Теперь так вошли во вкус, что никакой Кириенко не остановит. Только один, увы, несмешной факт. При Сталине на народной шее сидели полмиллиона чиновников, при Горбачеве их стало 700 тыс., а при Ельцине - более миллиона. Прокорми-ка такую ораву, да еще “внебюджетных” на лапу дай!
Теперь зайдем с другого боку. “Чубайсовские” стабилизационные миллиарды - всего лишь половина того, что МВФ и Всемирный банк “отстегнули”, например, не далее как в прошлом году пораженной схожим кризисом Индонезии. Причем сделали это тогда, когда там правил старый самодур Сухарто. Более того, это лишь треть займов, выделенных Южной Корее аккурат в момент смены там президентской власти.
Выходит, не боятся мировые буржуины спасать, если очень надо, страны с подмоченной либо экономически, либо политически репутацией. Россия, видимо, случай иного рода. Очень нужно на какое-то время продлить ее агонию, чтоб потом верней не поднялась она после неминуемого финансового краха. Видно, очень хочется войти в новое тысячелетие без “хозяйки” шестой части суши. И то верно: военного страху от нее натерпелись за века много, а сильный экономический конкурент никому в этом “рыночном” мире не нужен.
Растут у меня два внука. Вот-вот на белый свет явится третий. В отличие от нашей мэрии, которая все средства горожан бросает на асфальт под автомобильные колеса, при этом ни копейки не выделяя муниципальному родовспоможению, я новому внуку чем смогу, тем и помогу. Но оглядываясь на судьбы своего семейного клана на век назад и прикидывая его перспективы хотя бы лет на 20 вперед, я опечален иным: выжившие вопреки всему российские ребятишки ведь так и останутся должниками то ли своего, то ли чужого государства.
За что же им такое будущее? И зачем? Нет ответа.
Автор: Игорь Илюшин, "Владивосток"