Чиновникам пресс-департамента очень не нравится газета “Владивосток”

Любопытный документ оказался на днях в редакции газеты “Владивосток” – письмо заместителя руководителя департамента прессы и информации администрации Приморского края В. Петровой руководителю департамента по контрольно-организационной работе и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации того же Приморского края В. Липатову (правда, г-жа Петрова сие письмо только подписала, подготовил его другой сотрудник пресс-департамента – Е. Козьминых, в свое время руководивший газетой “Утро России”). В этом письме ставится вопрос о воссоздании объединенной редакции СМИ на территории Шкотовского района, городов Большой Камень и Фокино. Вопрос, возможно, актуальный и нужный, вот только получается из письма, что главным врагом шкотовской прессы, а заодно и всей муниципальной прессы края является газета “Владивосток”.

16 июль 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №417 от 16 июль 1998

Любопытный документ оказался на днях в редакции газеты “Владивосток” – письмо заместителя руководителя департамента прессы и информации администрации Приморского края В. Петровой руководителю департамента по контрольно-организационной работе и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации того же Приморского края В. Липатову (правда, г-жа Петрова сие письмо только подписала, подготовил его другой сотрудник пресс-департамента – Е. Козьминых, в свое время руководивший газетой “Утро России”). В этом письме ставится вопрос о воссоздании объединенной редакции СМИ на территории Шкотовского района, городов Большой Камень и Фокино. Вопрос, возможно, актуальный и нужный, вот только получается из письма, что главным врагом шкотовской прессы, а заодно и всей муниципальной прессы края является газета “Владивосток”.

Цитирую: “Особенно активно теснит муниципальную прессу монополист газетно-рекламного рынка краевая частная газета “Владивосток”. Имея преимущество в технологии производства и квалификации сотрудников (выше зарплата), редакция “Владивостока” создает дочерние газеты в интересующих ее городах (Находка, Большой Камень), из-за чего тираж муниципальных газет падает, снижается доходность, уменьшается степень влияния на население данной территории…”

“…С ослаблением муниципальных СМИ местные органы власти (не сознавая того) добровольно передают муниципальные рычаги влияния на жителей своей территории в руки частных владельцев. От междоусобицы в муниципальных редакциях газеты частников укрепляются. Так, за год существования газета “Большой Камень – Владивосток” (частное издание Бакшина – Колесниченко) утвердилась тиражом 3 тыс. экземпляров, что вдвое больше тиража муниципальной газеты “ЗАТО”. Как результат, уже в ближайшем будущем при проведении массовых (выборных и других) мероприятий муниципальным властям придется идти на поклон к частному капиталу”.

Чего в этих цитатах больше: лицемерия, злобы или лжи? Откуда у чиновников пресс-департамента такая ненависть к газете “Владивосток”? Может, потому, что газета “Владивосток”, подписав с пресс-департаментом краевой администрации договор о предоставлении информационных услуг, в то же время позволяет себе иметь и собственное мнение о ситуации в крае, не идти на поводу у чиновников пресс-департамента – немало “удалых” материалов мы, чтобы не уподобляться газете “Приморье”, так и оставили в редакционных архивах.

Действительно, газета “Владивосток” является частным изданием – принадлежит закрытому акционерному обществу “Владивосток-новости”. В свое время мы обращались к краевой администрации с предложением стать соучредителем газеты, но тогдашний ее руководитель В. Кузнецов не счел сие возможным. Затем Е. Наздратенко попытался создать собственную газету на базе “Красного знамени” – закончилось это большим скандалом. И чиновники были вынуждены обратиться в газету с самым большим подписным тиражом – в газету “Владивосток”. По мысли господ Петровой и Козьминых получается, что губернатор Приморского края Е. Наздратенко (не сознавая того) добровольно передал краевые рычаги влияния на жителей своей территории в руки частных владельцев, пошел, получается, на поклон к частному капиталу.

Действительно, газета “Владивосток” имеет 2 региональных приложения – в Находке и Большом Камне. И это не дочерние газеты, как пишут Петрова и Козьминых, это бесплатные местные приложения к основному выпуску “В”. И “Владивосток” в этом ничего нового не изобретает – так действуют во всех нормальных государствах, так поступают сейчас и многие столичные газеты. И приложение “Большой Камень” – не частная газета Бакшина и Колесниченко, как опять-таки утверждают господа Петрова и Козьминых. Лично я, как главный редактор газеты “Владивосток”, являюсь наемным работником компании “Владивосток-новости”, а Н. Колесниченко работает под руководством редактора регионального отдела “В” В. Сердюка.

Находка нас заинтересовала как второй город края, да и свободная экономическая зона, верится, рано или поздно здесь заработает. В Находке у “В” немного подписчиков – 878. Поэтому обвинять, что из-за нас тираж газеты “Находкинский рабочий” уменьшился с 30 тысяч до 13,5, просто нелепо, тем более что находкинское приложение “В” выходит лишь с ноября 1996 года (тогда в Находке у нас было 978 подписчиков).

Приложение “Большой Камень” появилось у “В” совсем недавно – в октябре 1997 года. И создано оно было потому, что чуть ли не с первого дня газета “Владивосток” имела подписной тираж в этом регионе больше, чем у всех местных газет вместе взятых (сейчас – 3119 экз.), хотя в лучшие времена (и для газеты, и для подписчиков) тираж “В” здесь доходил до 7587 экз. Так что не нужно, господа Петрова и Козьминых, винить “В” в падении тиража местных муниципальных газет. Причины этого прежде всего в общей экономической ситуации в нашей стране. Хотя, уверен, есть и субъективные причины – сумели же в уссурийском “Коммунаре” так организовать свою работу, что тираж газеты остается стабильным и “Коммунар” входит в пятерку самых тиражных газет Приморского края. А возьмите Арсеньев, где также неплохо идут дела у журналистов. В Большом Камне же положение у местных газет неважное – и у муниципальных, и у частных. Кстати, недавно редактор одной из местных частных газет также необоснованно напустился на газету “Владивосток” - в стиле господ Петровой и Козьминых. Но одумался, опубликовал соответствующее пояснение для своих читателей.

Кстати, глава администрации ЗАТО г. Большой Камень А. Карасев, когда в результате раздела территории местная газета “Взморье” отошла Шкотовскому району, не стал торопиться с созданием собственной газеты (видимо, взял пример с приморского губернатора), а взвесив все “за” и “против”, поддержал идею выпуска местного приложения к газете “Владивосток”, подписав с ЗАО “Владивосток-новости” договор о сотрудничестве - опять-таки по примеру Е. Наздратенко. Правда, местные депутаты наперекор всему решили создать свою газету “ЗАТО”, но газета, как говорится, не пошла (подписной тираж у нее сейчас около 600 экз. - господа Петрова и Козьминых так и пишут: “Откровенно слабой выглядит газета “ЗАТО”).

Нецелесообразное, на мой взгляд, дробление Шкотовского района привело в конце концов к разделу и местной прессы, что только ослабило журналистские коллективы. Поэтому предложение В. Петровой и Е. Козьминых о создании единой редакции СМИ выглядит достаточно привлекательным. Но, уверен, не о влиянии местных властей заботятся чиновники пресс-департамента. В редакции “В” есть еще один документ, в котором намечена стратегия будущих губернаторских выборов. Как отмечает безымянный автор этого документа, “необходимо усилить работу прежде всего в провинции. Здесь работа должна строиться по двум направлениям: 1. Непосредственно с избирателями. 2. Работа с местными средствами массовой информации”. Далее предлагается поддерживать районные СМИ, проводить профессиональные конкурсы для журналистов местных СМИ, организовать прием губернатором редакторов районных СМИ. Прием этот, кстати, уже состоялся, как и многое из того, что зафиксировано в анонимном проекте.

Поэтому, думаю, не об интересах муниципальных властей болит голова у господ Петровой и Козьминых – о будущих губернаторских выборах пекутся они. Да, предвыборная гонка уже началась. О намерении бороться в 1999 году за пост губернатора Приморского края уже заявили действующий губернатор Е. Наздратенко и депутат Государственной думы С. Орлова. А в предвыборной борьбе, к сожалению, все средства хороши. В том числе и откровенная ложь, как в том письме по поводу шкотовских СМИ.

Сейчас некоторые руководящие работники краевой администрации убеждают меня не обращать внимания на письмо г-жи Петровой: дескать, оно не ушло за пределы Белого дома. Ушло, и спасибо большекаменцам за то, что не стали скрывать сей “шедевр”. Я надеюсь, что губернатор Е. Наздратенко разберется с теми чиновниками пресс-департамента, которые позволяют себе в официальных письмах сеять ложь и вражду. А господам Петровой и Козьминых специально напоминаю, что есть еще и статья 152 Гражданского кодекса РФ, позволяющая защитить деловую репутацию и граждан, и предприятий от зарвавшихся чиновников.

Автор: Валерий БАКШИН, главный редактор "В"