«Дельфин» не сдается

Чтобы доказать свою правоту, членам лодочного кооператива пришлось освоить юридическую грамотность

19 июль 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4166 (105) от 19 июль 2017
1b7eba6a344d24e0d3f4892896984628.jpg

Скандальная история разворачивается на берегу Уссурийского залива в черте города Владивостока. Члены кооператива «Дельфин» отстаивают право на существование своих гаражей, приговоренных судом к ликвидации.

Освоение жителями Владивостока спорного отрезка береговой полосы Уссурийского залива началось в начале 80-х годов прошлого века, когда Первомайский район считался далекой окраиной Владивостока, а в газетах в разделе «Объявления» писали: «Квартиры на Тихой и на Чуркине не предлагать». В те годы землей в черте города распоряжался не департамент земельного и имущественного хозяйства администрации Приморского края, а горисполком.

Штраф платить не нужно

Именно тогда, без малого 35 лет назад, гаражный кооператив судов маломерного флота «Дельфин» (ГК «Дельфин») получил земельный участок на улице Катерной, 18 в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации. Тому свидетельство – соответствующий акт от 28 сентября 1982 года с подписью и печатью, выданный городским управлением коммунального хозяйства Владивостока. Оригинал этого исторического и без преувеличения бесценного документа сохранился.

– В начале 80-х годов здесь были одни камни, а на улице Басаргина, на том месте, где сейчас стоят новые дома, дислоцировалась воинская часть. И пляж был, но люди предпочитали купаться на Шаморе и в Спортивной гавани, там песок и вода чище. Здесь камни, и вода всегда грязная. С моря несет мусор и нефтяные пятна. Помню, я проходил мимо, а на берегу работала строительная техника. Я заинтересовался, что да как. Оказалось, что строители возводят кирпичные гаражи по заказу кооператива «Дельфин». И разрешение на стройку у них было. А мне как раз нужен был гараж для лодки. Я познакомился с председателем кооператива, и меня включили в список его членов. Прежде чем нам дали добро на строительство, глава Первомайского района попросила членов кооператива облагородить здешний пляж. Поставить грибки, скамеечки, раздевалки, установить на скале лестницу, чтобы можно было подняться с берега на дорогу. Что мы и сделали за свой счет. И еще поставили два туалета на бетонном основании, – рассказал корреспонденту «В» ветеран кооператива «Дельфин» Владимир Харитонович Борода.

Грибки, скамейки, раздевалки и туалеты до наших дней не сохранились, и некогда облагороженный пляж превратился в помойку. Но металлическая лестница, соединяющая каменистый берег с выходом на дорогу, и сегодня служит людям. И будет служить еще долго. Что касается ГК «Дельфин» (а это 23 лодочных бокса), то его судьба под большим вопросом.

В 2016 году члены кооператива получили «черную метку» из прокуратуры Первомайского района Владивостока. Ее суть прямолинейна: гаражные боксы перекрывают гражданам доступ к воде, кроме того, установлены незаконно. А по сему их необходимо снести.

Члены ГК «Дельфин» полагают, что господин прокурор не самолично вычислил данное «беззаконие». И об их существовании ему кто-то нашептал. Возможно, с определенной целью. Впрочем, это только догадки...

Между тем решением Первомайского районного суда Владивостока от 14 марта 2017 года исковые требования прокурора Первомайского района Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к ГК «Дельфин» были удовлетворены. Согласно данному решению ГК «Дельфин» должен освободить береговую полосу площадью 1755 кв. м (длина 130 метров, ширина 13,5 метра). То есть демонтировать 23 лодочных гаража, включая строения на кровлях гаражей и пирсы, прилегающие к указанным лодочным боксам, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Члены ГК «Дельфин» не согласились с данным вердиктом и подали апелляционную жалобу. Они убеждены, что прокуратура Первомайского района проводила проверки в отношении их кооператива предвзято, с существенными нарушениями требований действующего законодательства. И что на эти нарушения вышестоящее прокурорское начальство закрывает глаза. В том числе и на первичные правоустанавливающие документы на спорный земельный участок.

Мнение владельцев гаражей не услышали. И 21 июня 2017 года апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда указанное решение первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГК «Дельфин» – без удовлетворения.

Между тем еще 21 апреля этого года Пятым арбитражным апелляционным судом по жалобе ГК «Дельфин» вынесено постановление, отменяющее решение Арбитражного суда Приморского края от 2 февраля 2017 года. А постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 29 апреля 2016 года № 70-03/16 о привлечении ГК «Дельфин» к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка признано незаконным и, соответственно, отменено. Поэтому члены кооператива не должны платить штраф в размере 100 тысяч рублей за несуществующий самозахват береговой полосы.

Закон что дышло?

Только это еще не все. Пятый арбитражный апелляционный суд, проверив жалобу членов ГК «Дельфин», отметил: «Ответственность за отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, согласно ФЗ от 08 марта 2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», с 08 марта 2015 года не наступает». А прокуратура наехала на ГК «Дельфин» в 2016 году! Вывод из этого почти сенсационный: надзорными и контролирующими органами пропущен процессуальный порядок привлечения ГК «Дельфин» к ответственности, даже если бы члены кооператива реально, без соответствующего разрешения захватили часть береговой полосы. А на нет, как говорится, и суда нет. С трудом верится, что члены Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда не знали о существовании этого ФЗ.

Кроме того, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 21 июля 1997 года, имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это право гарантировано федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. В данной ситуации тот самый акт от 28 сентября 1982 года, выданный городским управлением коммунального хозяйства Владивостока ГК «Дельфин». Правда, он поистрепался и морально устарел, но своей юридической силы не потерял. Конечно, прошли годы, Советского Союза давно нет, и Земельный кодекс РФ претерпел много изменений, но это не повод, чтобы проводить ревизию решений прежней власти. К примеру, как бы нам ни нравились итоги приватизации, нынешнее правительство РФ эти итоги не отменяет. Да, бывают исключения. Но это не тот случай, тем более когда закон на стороне членов кооператива.

Как стало известно «В», в настоящее время ГК «Дельфин» оформляет правоустанавливающие документы на часть береговой линии, полученной в бессрочное пользование еще в 1982 году. Имеет полное право.

  

Автор: Сергей КОЖИН