Детектив из глубины веков

Тайну откроет италийская ваза

19 июль 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4166 (105) от 19 июль 2017
7171daec5dd64d80872b0de9433e60c1.jpg

Как артефакт из глубины веков соединил берега Тихого океана и Средиземного моря

Она стоит в центре зала – прекрасная в своем гордом одиночестве, великолепная в своей отрешенности от мира и его быстротечности. Совершенный силуэт – эталон изящества, плавные обводы, не кричащие, но контрастные цвета. Она не замечает устремленных на нее любопытных взглядов. Да, господи, она столько всего перевидала за 25 веков жизни, что суета сует ее уже совершенно не касается… 

Она – античная ваза из собрания Государственного Эрмитажа, истинный шедевр, представленный ныне в Приморской картинной галерее. Можете ли вы вообще вообразить расстояние, которое она преодолела во времени, – две с половиной тысячи лет?

Кстати, называть этот артефакт вазой мы можем исключительно из-за его классической формы. Правильное же его название на языке науки – кратер краснофигурный со сценой жертвоприношения IV века до новой эры.

Как преподнести италийскую красавицу?

– Второй раз во Владивостоке проходит выставка, которая предшествует Дням Эрмитажа в нашем городе, а потом станет и частью этих дней, – рассказывает Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Это делается специально, чтобы у всех была возможность взглянуть на уникальный экспонат. В этом году – на античную италийскую (то есть сделанную не в Древней Греции, а на территории современной Италии) вазу. Впервые за все время существования во Владивостоке картинной галереи у жителей города и края появилась возможность прикоснуться к античности. Прикоснуться к древним цивилизациям Средиземноморья здесь, на берегу Тихого океана.

В собрании Приморской картинной галереи нет ничего античного, ни одного произведения, связанного с периодом Древней Греции и Древнего Рима. И когда мы попросили коллег из Эрмитажа и его директора Михаила Пиотровского предоставить экспонат из этого периода, мы опасались, что нам откажут: подобную вещь очень трудно транспортировать. А когда получили согласие, были просто счастливы, ведь нам дали возможность показать не просто вазу, а шедевр из запасников, который нечасто выставляется и в самом Эрмитаже.

Наш искусствовед Наталья Левданская отправилась в Санкт-Петербург, где ей довелось побывать в святая святых государственного музея – в хранилище античных экспонатов. Как объяснила куратор выставки со стороны Эрмитажа Елена Ананьич, кратер, представленный у нас, находится в практически идеальном состоянии – и по живописи, и по сохранности самой керамики…

Можно догадаться, сколь трепетное отношение к нему было во время транспортировки. В Санкт-Петербурге вазу бережно упаковали, привезли в Москву, откуда она летела на другой край России под охраной, причем в самолете соблюдались необходимые климатические условия.

– И распаковывали мы ее, как самое дорогое на свете сокровище, дышать боялись, – признается Алена Даценко.

Но еще до того, как шедевр прилетел во Владивосток, сотрудникам картинной галереи пришлось приложить немало усилий, чтобы выставка вообще могла состояться. Оказалось, что античную красавицу следует выставлять в специальных герметичных витринах, каких в галерее просто нет.

– Столкнувшись с этой проблемой, мы обратились к представительству одной из немецких фирм, занимающихся производством музейного оборудования, – рассказывает Алена Даценко. – И они пошли навстречу – безвозмездно предоставили витрину на время выставки, а теперь речь идет уже о том, что они готовы даже подарить это оборудование галерее.

Тысячелетний детектив

Представлять италийский шедевр приморской публике приехала Юлия Семенова, главный хранитель отдела античного искусства Эрмитажа.

– Нам очень приятно, что наша ваза первой из античных экспонатов будет показана во Владивостоке, – подчеркнула она. – Мастер, который ее делал, и представить не мог, где его работа окажется через 25 веков…

Самая известная в мире античная керамика – древнегреческая. Италийскую знают меньше. Меж тем, как рассказала Юлия Семенова, они прямые «родственники»: во второй трети V века до н.э. переселенцы из Греции, покинувшие родину из-за политических невзгод, обосновались на землях современной Южной Италии. В их городах скоро возникли керамические производства. До определенного времени мастера просто копировали мотивы и приемы, которыми пользовались на родине, а уже потом стали создавать уникальные изделия – уже не столь утонченные, как греческие, но очень декоративные, многокрасочные, с множеством деталей, а главное, их кратеры стали очень большими.

– Италийским мастерам вообще была свойственна некая боязнь пустого пространства на сосудах, они старались заполнить буквально каждый сантиметр вазы, поэтому италийская керамика несет в себе мощный заряд информации, сообщает зрителю массу деталей, – объясняет Юлия Геннадьевна. – А с точки зрения выбора сюжетов этих мастеров отличало пристальное внимание к теме быстротечности жизни, к тому, что она уходит буквально как песок сквозь пальцы.

Привезенный кратер ярко подтверждает это. На его ручках (это типично италийский прием) – изображение женского лица (это оберег), а завершаются они изображением уток (все водоплавающие считались существами хтоническими, то есть олицетворявшими дикую природную мощь земли и связанными с потусторонним миром).

Сам сосуд расписан по мотивам знаменитого мифа о Пелопсе и Эномае. Царю Эномаю было предсказано, что он погибнет от руки мужа своей дочери Гипподамии. Чтобы предсказание не сбылось, Эномай соревновался со всеми претендентами на руку дочери в езде на колеснице и всегда побеждал, а женихов убивал, украшая стены города их черепами. Но влюбленный в Гипподамию герой Пелопс подкупил царского возничего, и тот испортил ось колесницы. Во время гонки колесница Эномая сломалась, он погиб, а Пелопс женился на его дочери. История по-настоящему интригующая: одновременно и романтическая, и детективная, и драматическая…

– Здесь же, на вазе, – продолжает рассказ Юлия Семенова, – мы видим то, чего в принципе не могло быть: Эномай выдает Гипподамию за Пелопса, соединяя их руки над алтарем. Древний мастер не то чтобы переписал миф, просто художественно его дополнил.

На росписи – Эномай, Пелопс, Гипподамия, возница, несущий жертвенного барана, а за возницей следует Фурия, которая накажет его за предательство. Здесь же – боги Афродита и Эрот. Показательно, что Эрот в мифологии был жестоким богом, и современникам мастера, которые смотрели на его творение, было ясно, что и Пелопс поплатится за свою хитрость, тоже будет наказан, что, кстати, и случилось. У любого античного мифа есть масса вариаций, тонкостей, и мастер должен был создать такую картинку, чтобы смотрящий понял и суть мифа, и вложенное в него послание…

Справка «В»

Как объясняет Юлия Семенова, эта ваза вовсе не кухонная утварь. Кратеры сохраняли форму бытовых предметов, так как первоначально в них разводили вино водой (в античности чистого вина не пили), но позже их стали делать огромными, и они получили ритуальные функции. Подобный сосуд мог быть надгробным памятником, мог храниться в доме как память о человеке, но в бытовых целях не использовался. Разумеется, такая вещь принадлежала богатым людям – керамика в древности ценилась очень высоко.

В коллекции Эрмитажа немало италийских ваз, в основном они были приобретены в XIX веке, некоторые попали в музей после революции, когда национализировали частные собрания произведений искусства. Ваза, привезенная во Владивосток, из коллекции графа Шувалова, изъятой в 1923 году.

Что касается денежного выражения ценности данного кратера, то, по словам Юлии Семеновой, у него есть только страховая стоимость, что вряд ли можно назвать стоимостью истинной: у произведения искусства нет цены, считают хранители шедевров.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ