Уют и покой ведут к смерти
Бывший главреж театра ТОФ Станислав Мальцев о том, что подтолкнуло его к крутым переменам
Можно сказать, что в театральной жизни Владивостока не так давно завершилась целая эпоха. А можно сказать, что новая эпоха только начинается. Все зависит от того, под каким углом посмотреть на перемены, происходящие в театре Тихоокеанского флота: его покинули главный режиссер Станислав Мальцев и актеры Кирилл Денисовец, Сергей Лисинчук, Максим Клушин.
Станислав Мальцев считает, что все перемены – к лучшему, а все случившееся – естественный путь развития театра.
Театральная миграция – это нормально
– Станислав Валерьевич, много лет зрители знали: театр ТОФ – это Мальцев. И привыкли к этому. Но вы покинули коллектив и теперь возглавляете труппу Уссурийского драматического театра имени Комиссаржевской. Почему?
– Я удивляюсь, знаете, чему? Тому, что до сих пор люди искусства, театроведы например, не заинтересовались судьбой театра ТОФ, его особой, уникальной линией жизни. Ведь это едва ли не единственный на Дальнем Востоке случай, когда театр был фактически похоронен, но воссоздался с нуля и стал полноценным коллективом, превратился в значимую часть художественной жизни Владивостока и Приморья, получал призы на крупных фестивалях. Разве не интересно проследить развитие такого театра, сложности роста, написать об этом?
Что касается вашего вопроса… Классики театра говорили: время жизни творческого коллектива в храме Мельпомены – 10–15 лет, это тот период, когда театр рождается, развивается, достигает пика, а потом идет неизбежный спад. И нужно меняться!
Я проработал в театре ТОФ 21 год, почти 13 из них – главным режиссером. Мы всегда предлагали зрителю что-то новое: современную драматургию, необычные решения для малой сцены и многое другое, в определенном смысле сроднились с актерами. Моя последняя в качестве главного режиссера работа, спектакль «Братья Ч», была создана буквально за две недели – мы так давно работали вместе с актерами, что понимали друг друга с полуслова, и это было замечательно. Но наступил тот момент, когда я понял, что пора что-то менять в своей жизни.
Знаете, когда великого режиссера Римаса Туминаса спросили, почему он оставил спокойный, уютный театр в Вильнюсе и принял предложение руководить театром имени Вахтангова, он ответил: «Тот момент, когда тебе уютно и спокойно, все хорошо и ты к этому привыкаешь, ведет к смерти. Ты чувствуешь, что у тебя начинает угасать интерес к театру как таковому. И нужно стремиться к переменам…»
Мне кажется, что это нормально – актерам и режиссерам мигрировать из театра в театр, обновлять кровь. Когда я почувствовал, что с творческой точки зрения в других театрах я могу сделать больше, чем в своем, тогда стало ясно, что пора уходить. Не стану скрывать, меня, как и любого человека, волнует и вопрос материальный, но на первом плане всегда стоит творческий интерес.
Успеть не стать тормозом
– Главным театром в моей жизни был и останется театр ТОФ, – продолжает размышления режиссер. – Это то, с чем я рос, огромная часть жизни, которая никуда не денется. Но все же пора двигаться самостоятельно.
Я понимал, что с моим уходом театру, наверное, будет непросто, но, с другой стороны, он получит шанс обновиться с новым художественным лидером. Была очень интересная кандидатура на это место – молодой режиссер Павел Макаров, поставивший прекрасный спектакль «Сукины дети», и я активно его поддерживал. Однако у Павла изменились творческие планы. Но я надеюсь, что театр ТОФ найдет достойного художественного руководителя. Пока же могу сказать, что готов продолжать с ним сотрудничество просто как режиссер.
Последние несколько лет я пишу книгу, историю театра ТОФ, и понимаю, что у каждого коллектива есть свои законы развития, которые нельзя нарушать. Лучше уйти на год раньше, чем на пять минут позже. Когда ты понимаешь, что что-то исчерпал, что можешь стать тормозом для будущего своего любимого театра, надо уходить. Вот я и ушел.
– Также театр покинули Сергей Лисинчук, Максим Клушин. Вы связываете это со своим уходом?
– Кто-то из мудрых сказал: театр принадлежит одному поколению. Что это значит? Собирается группа во главе с художественным лидером. И пока эта группа не исчерпала себя, они работают вместе, говорят на одном языке. Как только какая-то часть пазла перестает сходиться, все рассыпается.
Думаю, что и актеры, покинувшие труппу, хотят чего-то нового, а то, что было, они связывают все же с моей работой в должности главного режиссера, с моим присутствием в театре. И это нормально.
На мой взгляд, сегодня многим театрам России не хватает перезагрузки, встряски. Я могу понять, что люди привыкают к определенной эстетике, к одному художественному языку, одной стилистике. Но на самом деле театру всегда нужны новые подходы, режиссура, язык. Я это понял особенно ясно, когда стал ставить спектакли не только в Приморье, но и в других регионах. Ты приходишь туда, где ты максимально нужен в данный период времени. Вот каким должен быть девиз творческого человека! Когда растут актеры, меняется труппа, возникают новые постановки – это и есть признак здорового коллектива, правильного существования.
Повторюсь: я очень болею душой за театр ТОФ и надеюсь, что все перемены в нем будут только к лучшему.
Легко ли войти в новую воду
– Вы выбрали театр в Уссурийске…
– Семь лет назад театр имени Комиссаржевской возглавил молодой энергичный директор Игорь Селезнев. И уже шесть лет я сотрудничаю с этим коллективом, осуществляю постановки, мне там интересно. Так что выбор был логичным.
К тому же мне стала важна и определенная свобода. После того как два года назад мой спектакль на сцене уссурийского театра «Саня, Ваня, с ними Римас» получил «Серебряного витязя» на международном театральном форуме «Золотой витязь», меня стали приглашать на постановки разные театры России. Это было интересно, позволяло расти, открывать что-то новое. Я сделал работы в Белгороде, Курске. Уже и на будущий сезон пригласили два академических театра. И наш директор не возражает, чтобы я ездил на постановки. Это так радует: каждый раз входить в новую воду, испытывать себя – как ты можешь заинтересовать новый коллектив, проверить свои силы…
– Как вас приняли город, публика, пришлось что-то менять в себе?
– Мы притираемся обоюдно, скажем так. Когда ты приезжаешь в город, ты прислушиваешься к его ритму, к людям и выбираешь материал, который близок тебе и им. Важно найти стратегию взаимоотношений режиссера и города. И мне, надеюсь, это удается.
С другой стороны, я немного иронично отношусь к тому, когда актеры говорят: ах, хотелось бы в том городе жить или в том… Мы, люди театра, 90 процентов времени проводим именно в нем, и надо, чтобы это время было максимально плодотворным, творчески адекватным твоим затратам. Выбирай не город, а театр! А приехать отдохнуть в тот же Владивосток или еще куда-то сможешь всегда. Есть театр, который готов принять твои художественные программы, есть актеры, которые хотят с тобой работать, есть связка «режиссер – директор» – значит, все будет хорошо.
И духовой оркестр в антракте
– Ну, тогда расскажите, что удалось сделать в Уссурийске.
– В этом сезоне у нас вышел очень интересный спектакль «Двенадцатая ночь» (я ставил эту пьесу в театре ТОФ когда-то, а теперь сделал совершенно иную версию). Затем южнокорейский режиссер поставил спектакль «История одной женщины», в сентябре театр повезет его на небольшие гастроли в Корею. Денис Малютин поставил пьесу «Тестостерон», а завершили мы сезон моей постановкой по рассказам Шукшина «Светлые души». Форму спектакля предложили необычную: пять новелл игрались на разных площадках в разных частях театра, и зрители переходили из сектора в сектор, смотрели.
Когда мы только задумывали такой вариант, сомнений было много: вдруг людям надоест ходить, вдруг не поймут? Меж тем такое решение было вызвано не столько желанием удивить, сколько стремлением подчеркнуть особую атмосферу рассказов Шукшина. И, как выяснилось, зрителям очень понравилось то, что каждая новелла игралась в новом пространстве, которое подчеркивало ее смысл, мысль спектакля, то, что общение с героями было живым, близким. Это и актерам позволило попробовать другую органику, другую сценическую правду. Я вообще уверен, что взрослые – как дети, они любят, когда с ними играют, причем в ту игру, которая им нравится. И мы получили то единение актеров и публики, о котором я мечтал.
В июне театр побывал на фестивале в Екатеринбурге. С 1 по 8 июля у нас пройдет лаборатория Театра наций – мы вошли в программу «Театры малых городов России». К нам приедут сразу три режиссера, сделают эскизы будущих спектаклей, которые покажут 8 июля на разных площадках театра. Приедут также педагоги по речи, движению, будут давать мастер-классы. Все это должно дать новый импульс, новое дыхание для развития театра.
В будущем сезоне, а он юбилейный, театру исполнится 80 лет, мы планируем ряд премьер. Мне очень хочется обыграть само здание театра – оно удивительно красивое, как из позапрошлого века, такое классически театральное, со сквером. Так что мы поставим пьесу «Таланты и поклонники», и в антракте у нас будет играть духовой оркестр.
Режиссер из Москвы Юрий Катаев поставит семейный спектакль «Бэмби». Затем главный режиссер театра из Улан-Удэ Сергей Левицкий поставит «Калеку с острова Инишмаан» Мэтью Макдонаха. Это тоже будет неожиданная постановка с очень интересным решением. Думаю, зритель оценит. Вообще, мы с Игорем Селезневым сознательно выбрали это направление – приглашать как можно больше молодых интересных режиссеров.
– Театр ТОФ славился экспериментами, читками с листа. Вы будете продолжать такую работу?
– Зрителю обязательно нужно предлагать новые интересные формы, решения. Театральный мир развивается так бурно, что и читки, и постановки вне сцены становятся почти классическими. Театр нынче пробует разные формы, и без экспериментов просто невозможно.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ