На должника не нужен суд. Достаточно перекрыть канализацию
У коммунальщиков хватает мер воздействия на жильцов, которые не любят платить по счетам
Работа обслуживающих организаций, народный рейтинг управляющих компаний, новые тарифы на коммунальные услуги – повестка июльского заседания общественного совета по ЖКХ при администрации Владивостока оказалась максимально насыщенной.
Управдом – друг человека. Но не каждого
Опытом работы одной из крупнейших управляющих компаний города, которая появилась на рынке жилищных услуг в числе первых еще в 2006 году, поделился ее представитель. Сегодня в ведомстве этой УК находится 553 многоквартирных дома.
– Большинство наших домов 1960–1980-х годов постройки, – отметил начальник автоматизации систем управления УК Николай Плотников. – Ежегодно компания получает 5–6 тысяч заявлений от граждан. Речь в них идет преимущественно о неисправных кровлях, фасадах, инженерных системах. За последние 4 года было отремонтировано более 280 кровель, около 200 фасадов, установлено 134 тепловых узла, заменено 98 лифтов, проведен капитальный ремонт в 141 доме. Все это сделано благодаря в том числе домовым советам, которые созданы почти в большинстве домов, находящихся в управлении нашей УК. В обязанности советов входит, в частности, приемка проведенного ремонта – именно члены совета дома вместе с представителями УК подписывают акт выполненных работ.
Была, разумеется, затронута и проблема долгов – одна из самых острых в отрасли. Данная компания, как и многие другие управляющие организации, практикует два способа решения этой проблемы. Во-первых, это обращение в суд, но с предварительной досудебной работой: УК предлагает должникам реструктуризировать долг, воздействует на них через общественность – те же советы домов.
Второй действенный способ – ограничение подачи коммунальных услуг. Например, должникам блокируют трубу канализации, перекрывают подачу электричества. Заметим, что все эти санкции накладываются в соответствии с законом (к слову, единственная услуга, которую по закону запрещено отключать, – отопление зимой). Кроме того, по рекомендации Государственной жилищной инспекции во вновь заключаемые договоры управления (они заключаются между УК и собственниками) включен пункт о возможности применения к должникам перечисленных процедур.
Не осталась без внимания и тема ОДН. По словам Николая Плотникова, именно самостоятельная, а точнее, несвоевременная и некачественная передача показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) жильцами, а вовсе не аварийные ситуации и сторонние подключения в большей степени увеличивает расходы на ОДН. Одним из решений этой проблемы могла бы стать установка систем автоматизации, но, с одной стороны, у УК на это нет средств, с другой – нет доступа к счетчикам воды. Если электросчетчики расположены на лестничных клетках, то водяные ИПУ находятся в квартирах и, как правило, зашиты плиткой или другими стройматериалами, так что установка дополнительного оборудования невозможна.
– Синхронизация показаний – это большая проблема на сегодня, – согласен заместитель начальника Владивостокского расчетного центра «Дальэнергосбыта» Максим Шароватов. – Мы, со своей стороны, привлекаем организации, которые занимаются съемом показаний. В данный момент это «Почта России». Но, как правило, у управляющих организаций, которые своими силами снимают показания и передают нам, проблем с ОДН практически нет никаких.
По словам представителей ресурсоснабжающих организаций, проблема с ОДН связана еще и с тем, что слишком мало домов оборудовано общедомовыми приборами учета (ОДПУ). В частности, из 3850 городских домов с централизованным холодным водоснабжением ОДПУ установлены менее чем в 10 процентах. Зачастую уже установленные приборы учета выводятся из строя намеренно. Это началось после того, как обязанность рассчитываться за сверхнормативный ОДН переложили на управляющие организации. Речь в первую очередь идет о гостинках. Более того, УК закрывают сотрудникам Водоканала доступ в дома для съема показаний. Между тем в одном из таких проблемных домов (в гостинке на ул. Луговой, 50) общедомовые расходы холодной воды доходят до 5000 кубов в месяц.
Возникают разногласия с УК и по технической возможности установки ОДПУ. Согласно аргументам жилищников – из-за того, что инженерные сети не ремонтировались со времени сдачи домов в эксплуатацию. При этом сети исправны, функционируют. Водоканал не может установить приборы учета из-за того, что УК не пускает сотрудников организации в дома.
О новых тарифах и старых нормативах
Напомним, что с 1 июля этого года были традиционно введены новые тарифы на коммунальные ресурсы. Новые тарифы, а также нормативы потребления ресурсов стали еще одной темой для обсуждения. К слову, в отличие от тарифов нормативы у нас в крае остаются неизменными уже почти 15 лет.
– Некоторые нормативы были введены еще в 2002 году, и рассчитывать, что в ближайшее время они будут изменены, не приходится, – посетовал заместитель директора по сбыту компании «Примтеплосети» Валерий Червонный. Причем Приморье – единственный регион, который живет по таким старым нормативам.
Что касается тарифов, то и по теплу, и по горячей воде рост в этом году составил 4,5 %. А вот с 1 июля следующего года тарифы увеличатся незначительно: на тепло – на 1,35 %, на горячую воду – на 0,7%.
Повышающий коэффициент к тем домам, которые не оборудованы ОДПУ, применяться по-прежнему не будет, поскольку, как пояснил Валерий Червонный, законодатель не предусмотрел порядок оспаривания по технической возможности установки ОДПУ. Экономия в тех домах, где приборы учета тепла установлены, составляет 12–15 %. Но есть и дома, где ОДПУ установлены, а показатели потребления теплоэнергии существенно выросли. Ситуация в каждом доме индивидуальна, однако в большинстве причины кроются в отсутствии должного содержания внутренних инженерных систем.
Схема изменения тарифов на электроэнергию более сложная. Основной тариф для городского населения увеличился на 13 копеек – с 2,70 до 2,83 рубля за кВ/час. Для сельского населения (во Владивостоке это касается граждан, проживающих в поселке Трудовое и на островных территориях) рост тарифа составил 11 копеек (сейчас – 2,47 рубля за кВт/час).
– Кроме того, с 1 июля поменялись и нормативы на электроэнергию, – сообщил Максим Шароватов. – Домов, не оборудованных приборами учета электроэнергии, хоть и мало, но они все же имеются, в городе их насчитывается около 400. Что касается остальных домов, то для пятиэтажек без лифтов, с централизованным отоплением новый норматив составляет 0,92 кВт/час на квадратный метр мест общего пользования (вместо прежних 3,24 кВт/час). В домах, оборудованных лифтами (девятиэтажки и большей этажности) норматив изменился с 3,83 на 2,52 кВт/час.
Изменились и нормативы потребления воды.
– Для домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением норматив потребления холодной воды составляет 0,020 кубометра (вместо 0,022). Также ввели норматив на отведение сточных вод. Для домов с холодным и горячим водоснабжением норматив на канализацию составляет 0,04 куб. м. В домах, где есть только холодная вода, норматив ее потребления остался прежним – 0,039 куб. м. И такой же норматив на водоотведение.
Департаментом по тарифам также были утверждены долгосрочные тарифы (то есть в следующем году они изменяться не будут). С 1 июля тариф на холодную воду составляет 28,63 рубля за кубометр, на водоотведение – 13,19 рубля. Однако с 1 июля следующего года ожидается снижение тарифа на водоотведение.
Выбрать порядочную УК поможет народный рейтинг
Вполне возможно, что в ближайшее время владивостокцы смогут выбирать управляющую организацию для своего дома на основе рейтинга, составленного самими горожанами. Инициативу создания народного рейтинга УК и ТСЖ вынесла на обсуждение коллег заместитель председателя совета ЖКХ, лидер независимой общественной организации «Домовой контроль» Наталья Войновская.
– Создание такого рейтинга – очень актуальная и востребованная тема, – уверена Наталья Александровна. – После семинаров муниципальной школы жилищного просвещения «Управдом» ко мне часто обращаются собственники с просьбой порекомендовать хорошую управляющую организацию. Но давать объективную оценку в таком вопросе сложно, и могут это делать только сами жители. Поэтому возникла идея сделать народный рейтинг управляющих организаций.
Этот рейтинг станет инструментом информирования горожан: какие УК или ТСЖ эффективны, а какие выполняют свою работу неудовлетворительно. Одновременно рейтинг будет направлен на повышение качества услуг по управлению и содержанию общего имущества многоквартирных домов. Кроме того, он будет мотивировать управляющие организации к сотрудничеству с собственниками жилья. Мы хотим, чтобы народный рейтинг стал еще одним механизмом общественного жилищного контроля.
Как пояснила Наталья Войновская, главным критерием в рейтинге будет то, насколько собственники удовлетворены услугами, предоставляемыми УК либо ТСЖ. Однако вполне возможно, что к оценке населения добавятся и данные ресурсоснабжающих организаций (один из показателей успешности управляющей организации – это отсутствие задолженности перед поставщиками ресурсов: воды, электроэнергии и т.д.) и Госжилинспекции.
Сейчас жителям Владивостока предлагается принять участие в обсуждении этой темы на сайте vladnews.ru, где с 11 по 21 июля проводится интернет-конференция по данному вопросу.
– Горожане каждодневно видят работу своих управляющих организаций, поэтому именно они могут дать полную и объективную оценку качества работы по обслуживанию их домов и прилегающих территорий, – считает Наталья Войновская. – Очевидно, что нерадивые управляющие компании будут против этой идеи, но мы такой народный рейтинг все равно создадим. И чтобы этот рейтинг заработал, необходимо активное участие самих горожан.
Справка «В»
Общественный совет по ЖКХ при главе города был создан в 2012 году с целью эффективного взаимодействия между общественностью и властью в решении вопросов ЖКХ. В совет входят депутаты городской думы, представители управляющих организаций, журналисты.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО