Как стать Микеланджело

Георгий Шароглазов хотел быть художником с большой буквы. И для начала пошел... в кочегары

12 июль 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4162 (101) от 12 июль 2017

14 июля во Владивостоке, в зале ожидания железнодорожного вокзала, состоится открытие мемориальной доски в честь закладки цесаревичем Николаем уссурийского участка Транссибирской магистрали. Историческое событие, произошедшее 19 мая 1891 года, будет увековечено в бронзе. Создатель памятной доски – владивостокский скульптор Георгий Шароглазов.

Увековечить сынов Отечества

Необходимо отметить, что впервые памятная доска в честь закладки августейшим наследником восточной части Транссиба была установлена на здании железнодорожного вокзала Владивостока в 2013 году. Но не из металла, а из полимербетона. На металл тогда не нашлось денег. Как, впрочем, и в этот раз. И если бы не дружба руководителя литейной мастерской из Екатеринбурга Ивана Дубровина с Георгием Шароглазовым, то и нынешнее торжество не состоялось бы. Иван Юрьевич отлил бронзовую доску за свой счет в качестве подарка Владивостоку.

Кроме того, творческий альянс Дубровина и Шароглазова подарил нашему городу бронзовые бюсты Героев Советского Союза генерала Карбышева, Олега Кошевого и Елизаветы Чайкиной.

Что касается Георгия Федоровича, отметившего в мае этого года 65-летие, то он изготовил более десяти портретных мемориальных досок, украсивших здания Владивостока. Например, писателям Александру Фадееву и Ивану Басаргину, первому поэту Владивостока и первому врачу-подводнику России Павлу Гомзякову, краеведу Борису Дьяченко, Герою России Виктору Марченко. Также в активе скульптора несколько памятников, в том числе основателю поселка Шкотово Николаю Яковлевичу Шкоту (установлен в поселке в 2010-м), приамурскому генерал-губернатору Николаю Гродекову (установлен в поселке Гродеково в 2013-м).

Диплом – не главное

Несмотря на столь внушительный список реализованных замыслов, профессионал с большой буквы Георгий Шароглазов называет себя «самодеятельным скульптором», имея в виду, что «академиев он не заканчивал». И это правда: его университеты – мореходная школа, служба на судах гидрографии ТОФ и… один курс художественного училища. Доучиться не довелось по семейным обстоятельствам. Но это не помешало ему в 2012 году стать членом Союза художников России.

К слову, у другого владивостокского скульптора, Петра Чегодаева, есть диплом об окончании вуза, но только технического, а не академии художеств. Тем не менее именно он создал скульптуру «поющего» Владимира Высоцкого, установленную в Театральном сквере и прославившую столицу Приморья среди поклонников легендарного барда. Отсюда вывод: талант – он либо есть, либо нет. И дипломы здесь не помогут…

По словам Георгия Федоровича, страсть к рисованию у него проявилась случайно. Однажды после окончания мореходки зашел в гости к родственникам и увидел в коридоре мольберт, принадлежавший их соседу-художнику. Они познакомились, разговорились. Так произошла встреча будущего скульптора с искусством и настоящим живописцем. В 1976 году после службы на флоте Георгий устроился кочегаром-истопником в Союз художников – его здание на Алеутской, 14 имело автономную котельную. Почему истопником?

– Чтобы быть ближе к творческим людям. В год моего трудоустройства во Владивостоке были проблемы с водой, ее включали на два часа в сутки. И все художники и скульпторы, заслуженные и рядовые, ходили мыться в кочегарку. Так я с ними и перезнакомился. Им тоже было со мной интересно: как это так – кочегар и непьющий? Печку топить, кстати, меня учил Кирилл Иванович Шебеко, крутой был художник, – улыбается скульптор. – Тогда же я освоил диковинную нынче профессию форматора (за кочегаркой был цех формовки). После чего 9 лет, с 1978-го по 1987-й, набирался опыта форматора в Приморском отделении художественного фонда, выполнял разовые чужие заказы. Мне повезло, что я работал в мастерской известного скульптора Бориса Волкова, у него постигал азы этого искусства и совершенствовал мастерство. А потом решил: «Хватит работать на дядю! Надо работать на себя, иначе никогда Микеланджело не станешь». Сказано – сделано. Вот уже 27 лет ваш покорный слуга – вольный скульптор. Темой своего творчества я выбрал исторический портрет. Но основная моя деятельность – реставрация и уход за памятниками Владивостока.

Фадеев не на своем месте

Первой самостоятельной работой скульптора-самоучки стал четырехметровый памятник жителям Тернея, погибшим в Великой Отечественной войне. Его установили в 1990 году. Художественный совет Приморского отделения Союза художников принял эту работу с формулировкой, мол, не возражаем, чтобы памятник стоял. Скульптор на такой вердикт не обиделся:

– Не похвалили, но и не поругали. И на том спасибо.

В начале 2000-х годов с заказами на скульптуру у Шароглазова было туго. Их попросту не было. Но жить-то надо, и он переключился на изготовление глиняной посуды в гончарной мастерской. Увлекшись горшками, Георгий стал забывать свое призвание – скульптуру. И тут ему предложили сделать копию бюста адмирала Геннадия Невельского. На оригинал из бронзы постоянно покушались хулиганы, пытаясь вырвать его из памятника (позже его установили в музее имени Арсеньева). Именитые скульпторы от заказа отказались, видимо, посчитав его малооплачиваемым, а Шароглазов согласился и сделал в срок и качественно. И тем самым упрочил свое амплуа безотказного и, главное, беспроблемного мастера исторического портрета. Бюст Невельского стал его своеобразной визитной карточкой и рекламой – больше без работы скульптор Шароглазов не сидел.

В 2003 году по заказу руководства библиотеки имени Александра Фадеева он изготовил из полимербетона памятную доску, посвященную писателю. В здании на Океанском проспекте, где ее установили, библиотеки сегодня нет, но творение Шароглазова на прежнем месте.

– Когда я лепил доску Фадееву, ко мне приехали представители газеты «Владивосток» и попросили сделать доску Николаю Соллогубу, основателю и первому редактору издания. Я взял заказ. Пока работал над доской Соллогубу, поступил заказ на изготовление памятной доски Борису Дьяченко, нашему известному краеведу. Так получилось, что за зиму я сделал три памятные доски. И все они были установлены, каждая на своем месте, – рассказывает Георгий Федорович.

Откроем небольшой секрет: заказы скульптор выполнил, но, например, за памятную доску Фадееву заказчики с ним не рассчитались. Пообещали и забыли. Шароглазов считает, что после ликвидации библиотеки местоположение памятной доски классику советской литературы потеряло актуальность. По его мнению, ее можно установить во Владивостоке либо на другом здании, связанном с именем писателя, либо передать в музей Фадеева в поселке Чугуевка.

– Сегодня доска брошена, никто за ней не ухаживает. Как строители загадили ее цементом во время ремонта здания, так она и стоит, будто заплеванная, – сожалеет скульптор.

Памятник портфелю Шароглазова

Самым урожайным для Шароглазова стал 2013-й. В тот год он сделал эскиз и рабочую модель знаменитого ныне морячка торгового флота. Формированием внешнего облика морячка занималась компания «33+1» под предводительством Павла Шугурова. За основу они взяли эскиз Шароглазова и разбавили его некоторыми элементами эскиза, изготовленного художником Сергеем Меренковым. Скульптуру отливали в мастерской Ивана Дубровина в Екатеринбурге, где в задумку скульптора были внесены небольшие изменения. Получилось то, что мы сегодня видим: лохматый парень с холщовой сумкой через плечо ловит такси. Официально соавторами морячка принято считать Шароглазова и Меренкова. Но Дубровин убежден, что автор скульптуры тот, кто изначально изготовил эскиз.

– У моего морячка не было длинных волос. Я сам моряк и знаю, что тогда наши ребята не носили такие прически. Вообще, этот морячок – почти мой автопортрет. Я его списывал с себя. Мой моряк образца 1975 года. Я знал, какую одежду тогда носили. На нем был сингапурский ремень и футболка 75-го года. И диски виниловые не в тему. Да, кто-то их возил, но небольшими партиями. Это не было характерно для моряков. У моего морячка в руках был зонт, это была характерная деталь для всех «водоплавающих» торгового флота. Но мне не дали его приделать. Единственное, что в этом памятнике абсолютно мое, – портфель. Я называю эту скульптуру «Памятник портфелю Георгия Федоровича Шароглазова». И морячок рядом, – смеется скульптор…

В том же 2013-м Шароглазов изготовил памятник шахтерам, установленный в поселке Подгороденка. Он признается, что очень доволен этой работой.

– Это ничего, что шахта давно закрыта, зато наш парень, добытчик черного золота, будет стоять вечно, – таково было решение местных ветеранов угольной промышленности.

Создание скульптуры шахтера в полный рост оплачивало здешнее шахтоуправление. На открытие памятника приехал глава администрации Владивостока Игорь Пушкарев, с которым у Шароглазова дружеские отношения. Монумент получился на загляденье, местные жители сразу же приняли шахтера из окрашенного полимербетона за своего. Ветераны вглядывались в лицо статуи и спорили до хрипоты, кого из них изобразил скульптор. Настолько реалистичным получился персонаж, что каждый шахтер видел в нем себя. Это ли не подтверждение таланта скульптора?

Отныне каждый год в свой профессиональный праздник у подножия памятника собираются бывшие шахтеры и вспоминают свои стахановские подвиги на благо Родины…

Сегодня Георгий Шароглазов готовится к выставке одного портрета, которая состоится 12 июля в Доме Союза художников. Он планирует показать бюст заслуженного художника России Владимира Чеботарева, своего друга, ныне живущего на Сахалине. Он тоже начинал свой путь в искусстве форматором вместе с Георгием Федоровичем. Как говорит наш герой, плох тот форматор, который не мечтает стать скульптором. У Шароглазова мечта сбылась. Значит, форматор он был неплохой.

  

Автор: Сергей КОЖИН