Без вины виноватый?

Как госконтракт довел вполне успешную фирму до банкротства, а ее руководителя – до лишения свободы

28 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4154 (93) от 28 июнь 2017
1070f7204150a28c97685fe160bc25e4.jpg

Уголовное дело генерального директора строительной компании «Альтаир-ДВ» Александра Барбаняги, обвиненного в мошенничестве в особо крупном размере, достойно войти в список самых абсурдных уголовных дел, расследовавшихся когда-либо в Приморье. Если бы такой список реально существовал, он дал бы богатую пищу для размышлений прокуратуре и другим надзорным органам…

Уголовное преследование предпринимателя началось по заявлению руководства Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) еще в сентябре 2011 года. И только в мае 2017-го суд огласил вердикт по этому делу.

Объект казался перспективным...

Сегодня гендиректор ООО «Альтаир-ДВ» (теперь уже с приставкой «экс») сожалеет, что в декабре 2010 года его компания выиграла открытый аукцион на реконструкцию объекта незавершенного строительства «СПЗ таможни в городе Артеме» на улице Фрунзе, 41. Там предполагалось организовать кинологический центр ДВТУ, которое, собственно, и выступало заказчиком строительства. Заключая контракт с таможней на достройку данного объекта, Александр Барбаняга, конечно, не подозревал, что собственноручно подписывает приговор своей фирме.

Кинологический центр ДВТУ начали строить в Артеме еще в конце 1980-х. Но то ли средств тогда не хватило, то ли надобность в нем отпала, но стройку заморозили. К декабрю 2010-го эта «незавершенка» представляла собой двухэтажный кирпичный «скелет» на фундаменте, без окон, без крыши и каких-либо коммуникаций, пристроенный к действующему зданию таможни.

На первый взгляд, недострой был перспективным. Во-первых, объект находился в 50 метрах от офиса «Альтаира-ДВ». Во-вторых, аванс по контракту предусматривался до 80 %.

Всего же в период с 15 декабря 2010 года до 29 декабря 2011-го на расчетный счет ООО «Альтаир-ДВ» в качестве аванса и в счет выполненных работ было перечислено 76,986 млн рублей, то есть 98,9 % от суммы контракта.

По плану объект должны были ввести в эксплуатацию 6 декабря 2011 года. Но вместо этого произошли другие события: ООО «Альтаир-ДВ» обанкротилось, а против Александра Барбаняги возбудили уголовное дело.

...а оказался котом в мешке

В этой истории есть один немаловажный нюанс, кардинально повлиявший на судьбу Александра Барбаняги и его предприятия. Перед тем как принять участие в аукционе и заключить контракт с ДВТУ, руководство «Альтаира-ДВ» попросило заказчика предоставить возможность познакомиться с недостроенным объектом, дабы убедиться, что его реальное состояние соответствует указанному в технической документации. Просьба была закономерной – мало ли что напишут и начертят в бумагах. Но заказчик в этой малости строителям отказал, сославшись на федеральный закон № 94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ныне этот закон не действует как не соответствующий современным потребностям. К примеру, на то время он исключал аудит контрактов и предоставление полной информации о процедурах покупки и планах закупки под предлогом коммерческой тайны. Иными словами, участник торгов зачастую приобретал кота в мешке, что было выгодно продавцу товара или заказчику: мол, выиграл аукцион – получай деньги по цене своего предложения, а дальше крутись, как хочешь. Именно так и случилось с компанией «Альтаир-ДВ».

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Но если бы Александр Барбаняга и главный инженер его фирмы познакомились с недостроенным зданием до аукциона, никакого контракта с таможней они бы не заключали. Увы, былого не вернешь...

Когда подрядчик после подписания контракта зашел на объект, выяснилось, что проект реконструкции кинологического центра, заказанный и одобренный ДВТУ, не соответствует реальному строению. Плюс к этому у здания не было паспорта БТИ, отсутствовало временное отопление, электро– и водоснабжение (что является грубейшим нарушением строительных норм и правил). Но в проекте даже не были указаны точки подключения воды и электричества.

Свидетелей не услышали

Забегая вперед, скажем, что на предварительном следствии и в суде свидетели – бывшие специалисты компании «Альтаир-ДВ», в частности технический директор, главный инженер и начальник производственно-технического отдела, показывали, что многочисленные изменения, прямо по ходу работы вносившиеся в проектно-сметную документацию, были связаны с аварийным состоянием несущих конструкций здания. Но ни следователь, ни представитель гособвинения не слышали их аргументированные доводы. Или не хотели слышать?

Из показаний на суде бывшего главного инженера ООО «Альтаир-ДВ»: «Проект был выполнен с грубейшими нарушениями. Недоработки в проектной документации были вызваны некомпетентностью и неопытностью проектировщика. К примеру, был нарушен расчет при устройстве капитальной стены, которая по проекту должна была ставиться на плиты. Но они бы такую нагрузку не выдержали. Много сил и времени потрачено на устранение недостатков проекта по установке плит перекрытия. По лестничным маршам также возникли проблемы. В подвале на стенах были трещины, но в проекте это не было отражено. Стены пришлось разбирать и заново выкладывать. Их нельзя было оставлять в таком состоянии. Когда мы дошли до кровли, выяснилось, что прижимная стенка отошла. Проектировщик запроектировал бытовую канализацию, включив ее в ливневую, что категорически запрещено. Из-за этого нам пришлось целый месяц копать и разбираться с ливневыми колодцами, самим брать в БТИ исполнительные схемы, собирать в Водоканале информацию, отсутствующую в проектной документации. Подрядчик регулярно выставлял замечания по проекту на еженедельных совещаниях с участием представителей заказчика и проектировщика и просил устранить их в кратчайшие сроки. Нам надо было исполнять контракт. Нам возвращали измененные чертежи, но после анализа специалистами «Альтаира-ДВ» они возвращались обратно, потому что не соответствовали требованиям нормативно-технической документации...»

Игра в пинг-понг чертежами между подрядчиком и проектировщиком продолжалась около полугода: проектная документация переделывалась по две недели и больше. Как следствие – неоднократные срывы графиков выполнения работы подрядчиком.

В общей сложности были внесены изменения в 160 листов техдокументации, это 90 % первоначального проекта. При этом все многочисленные изменения проектировщиком не регистрировались должным образом, предусмотренным Градостроительным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

А здание могло рухнуть

В конце концов «Альтаир-ДВ» предложил заказчику полностью изменить проект и пересмотреть сметную документацию, так как появилось много новых, неучтенных работ, финансирование которых не было заложено в смете. Ответ заказчика был категоричным: «Все дополнительные работы проводите за счет вашей экономии, в пределах твердой цены контракта».

– За период моей работы мы почти полностью сделали здание, начали проводить отопление, занимались электропроводкой, подготовили каркасы под вольеры для собак. Уже в ходе работ я предупреждал Барбанягу, что с этим объектом будут большие проблемы и что выполнить его нереально, – рассказал на суде бывший главный инженер ООО «Альтаир-ДВ». Он убежден, что исполнение контракта без внесения изменений было возможно только с нарушениями правил безопасности в строительстве. Но в таком случае здание могло обрушиться.

– Нам не хотелось садиться в тюрьму из-за нарушения технологий строительства, – подчеркнул свидетель, отвечая на вопросы помощника прокурора города Артема.

Сказал – будто в воду глядел.

Из показаний в суде бывшего технического директора ООО «Альтаир-ДВ»: «Я лично готовил документы о том, что проект не соответствует действительности. Я составлял документы по вертикальной планировке и подпорной стенке. Это были письма проектировщику с замечаниями о том, что не до конца решена вертикальная планировка, не решен водоотвод. Прежде чем грузить подпорную стенку, которая имеет отрицательный уклон, ее нужно было обследовать. Об этом я тоже предупреждал. Но на мои замечания реакция была нулевая. Один раз представитель проектной организации привез мне чертеж, где они добавили несколько отметок на планировке, но эти изменения ничего не решали. Я настаивал, что выполнить работы без внесения изменений было невозможно. После третьего по счету совещания в моем присутствии представители ДВТУ сказали, чтобы я на совещаниях больше не появлялся. Предполагаю, что вопросы, которые я задавал представителям заказчика, были им очень неудобны. У меня большой опыт работы, с 1976-го по 1986 год я работал в проектировании, с 1994 года работал в службе заказчика ТОФ, затем по 2007 год работал в государственной экспертизе проектов Министерства обороны Дальневосточного военного округа. Поэтому я отвечаю за свои слова».

Таможня возможность упустила

Между тем, по мнению таможенников, реконструкция кинологического центра велась в вялотекущем режиме, что грозило срывом сдачи объекта в срок по вине... Александра Барбаняги. Якобы задержка со строительством была ему на руку. Таможенники заподозрили гендиректора «Альтаира-ДВ» в нецелевом расходовании и даже хищении бюджетных средств. В сентябре 2011 года руководство ДВТУ обратилось с заявлением в УМВД по Приморскому краю с просьбой провести проверку финансово-хозяйственной деятельности компании-подрядчика.

Открытое противостояние между подрядчиком и заказчиком трудовому героизму строителей не способствовало. Тем не менее «Альтаир-ДВ» продолжал работы на объекте, исполняя не только свои контрактные обязательства, но и отдельные функции проектировщика, так как в проекте проявлялись все новые и новые ошибки, требовавшие его доработки и внесения очередных изменений в документацию...

К декабрю 2012 года в ООО «Альтаир-ДВ» сложилась катастрофическая ситуация: работы на объекте оставалось еще непочатый край, а смета была исчерпана, и дальнейшего финансирования не предвиделось. В связи с чем Александр Барбаняга письменно проинформировал ДВТУ о финансовой несостоятельности предприятия и, как следствие, невозможности выполнить условия контракта.

В апреле 2013 года контракт между ООО «Альтаир-ДВ» и ДВТУ был расторгнут. По подсчетам таможни, общая сумма ущерба с учетом неустойки составила более 62 млн рублей.

Решением арбитражного суда от 28 декабря 2013 года ООО «Альтаир-ДВ» признано несостоятельным (банкротом), после чего было открыто конкурсное производство. Данное решение ДВТУ не опротестовывало. Более того, в течение процедуры банкротства компании «Альтаир-ДВ» заказчик не соизволил обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя обанкротившегося подрядчика – московское ЗАО «Альтаир», владеющее 60 % уставного капитала компании «Альтаир-ДВ». По большому счету, таможня упустила возможность возместить ущерб по государственному контракту вследствие банкротства подрядчика в рамках гражданско-правовых отношений.

Понятия превыше закона?

Уголовное дело в отношении гендиректора ООО «Альтаир-ДВ» появилось на свет в июле 2014 года по статье «злоупотребление полномочиями». Причем после 19 (!) отказов в его возбуждении, вынесенных следователем, не усматривавшим в действиях Александра Барбаняги мошенничества, в котором его изначально обвиняла таможня. И все же в августе 2015-го это дело было передано в суд с обвинением по части 4-й статьи 159 УК РФ – «мошенничество в особо крупном размере».

За годы следственных действий ООО «Альтаир-ДВ» было исключено из государственного реестра юридических лиц, а ДВТУ в январе 2017 года списало с балансового учета задолженность «Альтаир-ДВ» как безнадежную к взысканию. Копия данного приказа по ДВТУ приобщена к материалам уголовного дела. После чего суд предупредил представителя таможни о том, что дальнейшее взыскание задолженности в рамках уголовного дела может быть расценено судом как необоснованное обогащение.

Отреагировав на предупреждение суда, в тот же день руководство ДВТУ отменило данный приказ, издав новый – о восстановлении на балансовом учете ДВТУ дебиторской задолженности несуществующего предприятия ООО «Альтаир-ДВ». Этот документ противоречит действующему гражданскому, бюджетному и налоговому законодательству, а также положениям и инструкциям Министерства финансов РФ. Но, видимо, таможня руководствуется своими понятиями, ставя свои приказы и положения выше законодательных актов государства.

По мнению Александра Барбаняги, за неполные шесть лет правоохранительные органы так и не разобрались досконально в его деле, поддавшись влиянию (или давлению) высокопоставленных таможенных чинов и краевой прокуратуры. К сожалению, не все следователи семи пядей во лбу в экономических вопросах и, стало быть, не шибко сильны в расследовании экономических преступлений. Как сказал бы в данной ситуации персонаж комедии «Джентльмены удачи», «это вам не мелочь по карманам тырить»...

Продолжение следует

По приговору Артемовского городского суда Александр Барбаняга признан виновным в мошенничестве и приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Хотя представитель гособвинения просил для него 7 лет колонии общего режима.

Казалось бы, надо радоваться «мягкому» приговору. Тем не менее осужденный не согласился с данным вердиктом – как написано в его жалобе, «ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным в ходе судебного заседания». Он считает, что должностными лицами ДВТУ в отношении него было инициировано и пролоббировано уголовное преследование, дабы добиться обвинительного приговора. Зачем? Чтобы снять с себя ответственность за ущерб, нанесенный государственному бюджету при исполнении контракта в рамках государственного оборонного заказа.

Данную версию озвучил на суде один из свидетелей. Долгое время он сам был заказчиком, поэтому знал, о чем говорил. По его словам, в действиях должностных лиц ДВТУ просматривается превышение, а возможно, и злоупотребление должностными полномочиями...

Как рассказал «В» Александр Барбаняга, за годы уголовного преследования правоохранительные органы неоднократно предлагали ему сделку в виде небольшого наказания (без лишения свободы) в обмен на признание вины и чистосердечное раскаяние. Но, несмотря на моральное давление, 230-дневный домашний арест, угрозы содержания под стражей и реального наказания в виде лишения свободы, бизнесмен не сдался.

Александр Барбаняга, убежденный в отсутствии состава преступления, по которому он получил обвинительный приговор, направил апелляционную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам апелляционной инстанции Приморского краевого суда. Свои доводы о нарушении должностными лицами ДВТУ действующего законодательства РФ, и, возможно, в том числе уголовного, он изложил в заявлении в Следственный комитет РФ по Приморскому краю. Аналогичные послания с просьбой проверить чиновников ДВТУ по факту данных нарушений он также адресовал руководству Счетной палаты РФ, Федеральной таможенной службы и Генеральному прокурору РФ. И его голос услышали.

Как стало известно «В», проверки по данным фактам уже начались...

Справка «В»

ООО «Альтаир-ДВ» на момент подписания контракта с ДВТУ имело трехлетний опыт в строительном бизнесе и обладало достаточными ресурсами для выполнения работ по данному контракту. В ее активе числились завершенные объекты строительства Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ, МЧС РФ, Института проблем развития атомной энергетики и других заказчиков. Все объекты сдавались без претензий. Кроме того, компания являлась генподрядчиком для десятка мелких строительных фирм, а также стабильным покупателем строительных материалов у сотни поставщиков на территории ДВФО.

Изначально сметная стоимость работ по проекту составляла 132,157 млн рублей, но после прохождения госэкспертизы была снижена до 90,324 млн рублей, а по результатам проведения аукциона и вовсе опустилась до 77,855 млн рублей.

 

Автор: Сергей КОЖИН