Проблемы Приморья: дальневосточный гектар и угольная пыль

Владимир Путин несколько раз в ходе прямой линии обращался к Дальнему Востоку

20 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4149 (88) от 20 июнь 2017

Более двух миллионов вопросов было направлено главе государства в рамках ежегодной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным». На 70 из них российский лидер успел ответить за четыре часа. Обращения направлялись со всей нашей необъятной Родины. Какие-то касались конкретных людей и семей, а другие затрагивали большинство населения или целых регионов.

Часть вопросов задавались из Приморья или территориально относились к тихоокеанской России. «В» сделал выборку диалога российского лидера с населением.

Гектар получит каждый желающий

Россиянин, представившийся Иваном Таркиным, интересовался ситуацией с выдачей дальневосточного гектара.

– Господин президент, подскажите, что у нас творится с дальневосточным гектаром? Кроме как издевательством это не назовешь. Чтобы зарегистрировать свой участок, нужно сидеть месяцами на сайте, и все зря, потому что программа постоянно зависает, – пожаловался Таркин. – Мне удалось каким-то чудом получить кадастровый номер, распечатать договор, подписать его в феврале. И с тех пор договор на руки мне не выдают под различными причинами. А вот 100 лет назад у Столыпина с его примитивными инструментами таких ошибок не было. Почему?

– Про Столыпина, конечно, вы к месту вспомнили, только надо иметь в виду, что там были еще и столыпинские вагоны, куда насильственно помещали людей, и были так называемые столыпинские галстуки – это не что иное, как виселицы, – приводит слова Владимира Путина портал kremlin.ru. – Да, не надо забывать все то положительное, что было сделано Столыпиным для нашей страны, именно поэтому и памятник ему стоит в Москве у Дома правительства. Но у нас смертная казнь не применяется.

Что касается этого гектара. Вы знаете, в целом программа идет неплохо, я сейчас об этом скажу. Сложнее всего, кстати говоря, в Приморском крае, объясню почему. С февраля этого года мы приняли решение дать возможность всем гражданам России, если они хотят переселиться на Дальний Восток, получить этот дальневосточный гектар.

И сразу резко увеличилось количество заявок – их 92 тысячи. Даже эта система, которая была настроена на обслуживание решения данного вопроса, дает сбои, из 92 тысяч заявок 27 тысяч удовлетворены, то есть больше чем треть. Это первое.

Второе. Если в среднем получение земельного участка в европейской части занимает, как это ни печально, до трех лет, то на Дальнем Востоке (имею в виду этот гектар) это два месяца с небольшим.

Ваш случай, конечно, плохой, из ряда вон. В чем может быть проблема, я конкретно не знаю, но мы, безусловно, постараемся вам помочь. Уверен, что сейчас нас и министры соответствующие региональные слушают, и вице-премьер Юрий Трутнев слышит, они среагируют наверняка.

В чем там проблема? Проблема главная заключается в том, что нет нормального кадастра – это первое.

И второе – очень много ведомственной земли: и Минобороны, и Академии наук, и всего, что связано с природоохраной. Вот на бумаге – одно, а на земле, реально – другое. Поэтому вам номер кадастровый выдали, а потом, наверное, когда начали проверять, там наверняка какие‑то несовпадения, и нужно урегулировать со всякими ведомствами эти несовпадения.

Я этим тоже постараюсь позаниматься, постараюсь помочь коллегам и губернаторам эти вопросы гармонизировать таким образом, чтобы не было проявлений подобно вашему. Уверен, что вы свой гектар получите. Хочу пожелать вам удачи.

Планируется ли расширить программу «Дальневосточный гектар» в масштабах всей страны? Пригодных земель в России достаточно. Одних только земель сельхозугодий, не используемых по назначению, свыше 43 миллионов гектаров. Это огромные, просто колоссальные земельные запасы.

Нам сначала нужно провести, наверное, этот эксперимент полноценно на Дальнем Востоке. Делать, конечно, это нужно очень аккуратно, с тем чтобы не возник вторичный рынок этого гектара. А то ведь у нас народ очень талантливый: можно гектаров понабрать, а потом тут же вторичный рынок возникнет, начнется перепродажа без реальной обработки. Хотя в этом законе о гектаре все прописано. Он в собственность не передается, пять лет человек должен отработать, показать результат, только потом может получить либо в долгосрочную аренду, либо в собственность. И не может быть продан иностранцам. Надо это все до конца в деталях отработать на Дальнем Востоке. Но идея правильная на самом деле.

Только самолетом можно долететь

Александр Серов, представитель строящегося аэропорта Платов в 30 км от Ростова-на-Дону, спрашивал, планируется ли расширять внутрирегиональную маршрутную сеть, чтобы связать наши регионы прямым авиасообщением.

– Александр, вы подняли один из самых острых вопросов с точки зрения транспортной доступности и с точки зрения сохранения единства нашей территории, – заметил президент. – Для Дальнего Востока, Восточной Сибири (а там эти проблемы наиболее остро ощущаются) расстояния большие, а население не такое, чтобы загружать крупные лайнеры, и поэтому экономика межрегиональных перелетов очень слабая, там приходится все дотировать. Но мы создали семь казенных предприятий, которые должны заниматься организацией этих внутренних межрегиональных перевозок. Это первое.

Второе – это расширение самой аэропортной системы, количества аэропортов. У нас в целом по стране их, по‑моему, 230 или 232. Существует целая программа развития аэропортной сети. Мы будем это делать и дальше, будем выделять соответствующие ресурсы.

А третья проблема – это проблема наличия соответствующей техники…

Угольную пыль Находки заметили в Кремле

Андрей Боль из Находки сообщил президенту России, что его очень волнует проблема с угольной пылью. В порту перегружают уголь открытым способом, это сказывается крайне негативно на экологии.

– Как нам теперь жить? – переживает подросток.

– Ничего хорошего в этом нет, конечно, – соглашается Владимир Путин. – Надо посмотреть, как организована работа в портовых сооружениях. Так, видимо, сложилось исторически, что возят через город, наверное, и перегружают там. Давайте посмотрим, кому принадлежит этот порт, в каком режиме он работает.

И постараемся отреагировать таким образом, чтобы людям и экологии ущерб был минимизирован.

Андрюша, мы вместе с тобой посмотрим, потом еще свяжемся. Оставь свои данные, расскажешь мне, какие меры приняты и заметны ли они для тех, кто проживает рядом, хорошо? Спасибо тебе за звонок.

Автор: Николай КУТЕНКИХ