1917-й, 1937-й…
Уроки истории нельзя забывать. Надо помнить их и изучать, чтобы избежать ошибок прошлого. В этом году отречению императора Николая II от престола и двум революциям (переворотам – кому как больше нравится) исполняется 100 лет, а также 80 лет – сталинским репрессиям.
Впрочем, репрессии в Стране Советов были всегда – с момента объявления Яковом Свердловым в сентябре 1918 года «красного террора» в ответ на покушение эсеров на Владимира Ленина. Но на 37-й пришелся пик казней: под расстрелы без суда и следствия или по решению так называемых троек попали десятки тысяч человек. А сотни тысяч отправились в тюрьмы и лагеря по пресловутой 58-й статье за «контрреволюционную деятельность и измену Родине». Вместе с их семьями были уничтожены троцкисты, бухаринцы, зиновьевцы, белогвардейцы, царские чиновники, священнослужители, старорежимная профессура, кулаки и многие другие.
Именно в июне 1937 года была уничтожена почти вся верхушка Красной армии. В течение нескольких дней арестовали трех из первых пяти красных маршалов – Михаила Тухачевского (расстреляли), Александра Егорова (расстреляли) и Василия Блюхера (умер от пыток в Лефортовской тюрьме). Всего под репрессии попало более 11 тысяч старших офицеров: комбригов, военных атташе, преподавателей академий. Несколько генералов по примеру комкора Яна Гамарника успели застрелиться до задержания. Тысячи средних офицеров были посажены в тюрьму или уволены из армии.
Ровно через четыре года в самом начале Великой Отечественной войны страна под вероломным ударом фашистского вермахта столкнулась с элементарной нехваткой кадровых командиров частей и опытных штабистов. Оставшиеся в живых красные маршалы Семен Буденный и Клим Ворошилов, а также другие военачальники из числа героев Гражданской войны проигрывали сражения немцам и были заменены на молодых командармов.
К чему я это все вспоминаю? Чтобы не повторились ошибки и трагедия 80-летней давности. Чтобы мы вновь не потеряли костяк нашего офицерского корпуса.
Вспомните, что было совсем недавно в нашей истории. На то время министр обороны Анатолий Сердюков умудрился за четыре года уволить 150 тысяч человек – от лейтенантов до генерал-майоров – из 300 тысяч служивших. «Под нож» отправлялись боеспособные танковые дивизии и бригады специального назначения. Упразднялась около половины высших военных учебных заведений. И если бы в тот момент повторились события 1941 года... Вовремя остановились.
Нельзя раз за разом наступать на одни и те же грабли.
Автор: Николай КУТЕНКИХ