Чисто русская вещица. На века

Почему Владивостоку надо гордиться коллекцией фарфора с мировым именем

14 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4146 (85) от 14 июнь 2017
e18f66fcd1564701a0f74abe46aaf01b.jpg

Подобной картинки сегодня уже не увидишь: две девчушки лет семи-восьми в коротких (такие сейчас даже малыши не носят) платьицах пьют квас. Да как пьют! От души, с восторгом. Так и хочется встать рядом, у бочки, и тоже выпить кружечку… 

А вот другая, куда менее аппетитная, картинка: очередь из унылых детей и каждому суровая медсестра в рот вливает ложку рыбьего жира. Или вот группа голубятников стоит, запрокинув головы в небо: брюки заправлены в сапоги, пиджаки старомодного покроя, папироски в зубах…

И где можно увидеть такие узнаваемые типажи 50-х годов прошлого века? Да в музее имени Арсеньева на выставке…фарфора. Это работы мастерской Klimenkoff:

135 предметов (в основном статуэтки, скульптурные композиции и предметы декора) передано в дар музею Игорем и Еленой Клименковыми с 2007 по 2017 год.

– Мы представили уникальную коллекцию фарфора Klimenkoff публике в Ночь музеев и с гордостью хотим отметить, что ее посетило почти три тысячи человек, – говорит главный хранитель музея Нина Керчелаева. – В списке дарителей музея Игорь Владимирович Клименков занимает особое место: за 10 лет он сформировал для нас коллекцию работ своей мастерской. И нам очень приятно, что наш музей входит в число тех немногих музеев в России (на всю страну их только девять, том числе Исторический музей), где есть такие экспонаты.

История чуда

Игорь Клименков родился в 1962 году во Владивостоке, окончил ДВГУ, некоторое время преподавал в вузе, а потом уехал в США, где создал свой весьма успешный бизнес. Там же, в Сиэтле, он вместе с супругой занялся коллекционированием фарфора и быстро пришел к мысли о том, что можно (и нужно!) возобновить производство высококачественного коллекционного фарфора и на родине, в России. В 2003-м он приехал в Москву, предварительно проконсультировавшись с владельцами фарфоровых мануфактур из Германии и Франции, заказывал печи в США, фарфоровые массы в Британии. А вот коллектив собирал только из отечественных мастеров, обращался в Строгановское художественное училище, приглашал молодежь и опытных специалистов. Возглавляет творческое сообщество известный скульптор Татьяна Немцова. Специалисты единодушны: мастерской удалось добиться качества работ, сравнимого с качеством знаменитого мейсенского фарфора.

И хотя сам Клименков не имеет отношения к художественному промыслу, каждая деталь будущей работы утверждается им, поскольку у него очень тонкий вкус и художественное чутье.

– Все началось с того, – объяснял Игорь Клименков в одном из своих интервью, – что моя жена говорила мне: «Вот в XIX веке люди делали на века, а что сегодня могут создать молодые такого, что бы по качеству было близко к образцам того времени?». И я стал задумываться: а и правда, что мы можем сделать такого, чтобы – на века? Постепенно пришла идея заняться фарфором. Но хотелось «вырвать» фарфор из бабушкиного сундука, сделать его современным. Такую задачу и ставили перед мастерами.

Несколько лет, пока создавалась мастерская, мы ничего не продавали. Совсем. Потому что хотелось делать все всерьез. Мы не брали заказы, чтобы не попадать под влияние заказчиков. Мы шли своим путем. И сегодня ставим задачу не создать произведение искусства, а сделать вещь мастерски и честно. Потому что мы это любим. Чтобы через сто лет человек глянул на нашу работу и сказал: «Да, это русская вещица начала прошлого века». Не китайская, не английская, не немецкая, а русская!

Ностальгия по счастью

Основная тема работ мастерской Klimenkoff, представленных на выставке, – наше советское прошлое. Игорь Клименков объясняет это так: это ностальгия по тому времени, когда были молоды и счастливы наши родители. Поэтому и преобладают и типажи, и образы советские, и предметы быта того времени: пакет молока, спички, конфеты, батон… Все работы изумительно точны в отделке, во всех мелочах.

– Основная масса посетителей Ночи музеев прилипала к витрине с набором фарфоровых овощей, фруктов, продуктов питания, с пакетом молока, как в советское время, – рассказывает Нина Керчелаева. – Нас буквально умоляли дать потрогать этот пакет, чтобы убедиться, что он не настоящий, что это произведение искусства.

Также мы гордимся тем, что в одной из серий своих работ мастерская Klimenkoff выпустила тарелки с перенесенными на них картинами Ильи Бутусова – известного приморского художника, возглавляющего краевое отделение Союза художников. Таким образом Игорь Клименков выражает любовь к городу детства и юности.

А нам это богатство дарят!

Разглядывать фарфоровые вещицы на выставке можно не один час: столь филигранна работа. Особенно интересны русские нэцке. Мы знаем, что это часть японской культуры, в XVI веке такие фигурки, вырезанные из кости, из дерева, были деталями одежды, а потом стали предметами искусства.

– Мастерская Клименкова впервые ввела понятие «русские нэцке», обратившись к русскому фольклору: здесь и домовой, и ворон на черепе, и чертенок, – поясняет Лариса Калиновская, хранитель коллекции фарфора музея имени Арсеньева. – За основу образов были взяты работы лучших русских художников-иллюстраторов первой половины ХХ века Ивана Билибина и Константина Кузнецова.

Еще одна особая тема в работах мастерской – московское метро. У нас представлены копии барельефов, которыми украшена станция «Динамо». Они созданы еще в 1938 году. А барельеф «Бегунья» создан по советскому плакату 1935 года «Все мировые рекорды должны быть нашими». Нарисовавший этот плакат художник Виктор Говорков родом из Владивостока. Посмотрите, как выразительно перевели скульпторы движение в объем, сколько динамики в фигурке девушки!

Вглядитесь, как много тонких деталей в каждой скульптуре, это не штамповка, каждая скульптура – авторская работа. Между прочим, у них не просто лица: скульпторы собирали фото своих родных и знакомых именно 50-х годов и по ним создавали лица каждой скульптуры, копировали одежду, детали всевозможные. Посмотрите, какие узнаваемые типажи, не скажешь, например, что эта девочка с кружкой кваса – наша современница.

Вообще, нашему музею и жителям Владивостока есть смысл гордиться такой коллекцией. В 2009 году фарфор мастерской Klimenkoff экспонировался в Государственном Историческом музее, так там коллекция меньше. И москвичи очень гордились, что у них есть эти работы. А когда к нам приехали представители Омского музея имени Врубеля, который собирает работы мастерской, они прямо ахнули: «А откуда у вас Клименков?» – А мы гордо ответили: «Он наш земляк и работы нам дарит!» Так омичи завидовали, честное слово… 

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ