«Зов тигра» подает сигнал SOS

Нацпарк помог спасти природу. Кто спасет нацпарк?

14 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4146 (85) от 14 июнь 2017

Десятилетие образования национального парка «Зов тигра» отметили в Приморском отделении Русского географического общества. Правда, юбилей особо охраняемой природной территории прошел в минорных тонах.

Без официоза, конечно, не обошлось. Создателю нацпарка Юрию Берсеневу вручили приветственные адреса от различных организаций и официальных лиц, в том числе от заместителя полпреда президента в ДФО Владимира Солодова. Профессор Петр Бровко подчеркнул, что со своими главными задачами – сохранением природы для будущих поколений и просвещением населения – нацпарк справился блестяще. А вот как это происходило, рассказал сам Юрий Берсенев:

– Первый национальный парк в Советском Союзе был открыт в 1983 году. А вот создание нацпарков на территории Приморского края было признано нецелесообразным, так как населения в регионе проживало мало. И у меня ушло 20 лет на то, чтобы доказать обратное, – говорит Юрий Игоревич. – С 2007 года национальный парк «Зов тигра» сочетает в себе как охрану территории, так и ее использование прежде всего в туристических целях. А находясь в прямом подчинении правительству России, он получает стабильное финансирование.

Красоты и богатства

Территория национального парка «Зов тигра» занимает площадь около 83 тыс. га и находится на стыке трех административных районов – Ольгинского, Чугуевского и Лазовского. Здесь находятся знаковые природные объекты нашего края.

– Именно здесь расположена высочайшая вершина Приморья – гора Облачная. Другая популярная гора на хребте Сихотэ-Алиня – Снежная. Главная ее особенность – удивительная доступность, ведь подняться почти до самой вершины можно на автомобиле. Прямо с ее склонов берет свое начало река Уссури, – рассказывает Берсенев. – Через национальный парк протекает еще одна река, которая считается самой красивой в Приморье, – Милоградовка. Всех восхищают ее розовые и голубые пороги, которые образуют живописные водопады, самый большой по расходу воды – Дивный. Еще одно чудо природы – урочище Мута, высокогорное болото на водоразделе Уссури и Милоградовки.

Эти и другие важные факторы легли в основу предложения о создании национального парка, которое в 1991-м получило статус документа краевого значения.

– При этом площадь парка «усохла» до 42 % от первоначально обоснованной. В основном из-за залежей полезных ископаемых, которые планировалось добывать, – сетует Берсенев. – После создания нацпарка за сравнительно короткий срок, шесть лет, удалось сделать очень многое. Был введен полный контроль за территорией, что привело к прекращению браконьерской охоты и всех видов вырубки лесов, территория была очищена от мусора, которого скопилось несколько десятков тонн.

Новая метла совсем не метет?

После того как в 2014 году решением Минприроды РФ произошло слияние национального парка «Зов тигра» и Лазовского природного заповедника, дела в нацпарке пошли на спад, утверждает его основатель:

– Специалисты и руководители национального парка были уволены, постепенно уходят рядовые сотрудники. Так, из 50 осталось меньше половины. На территории «Зова тигра» прекращена деятельность, обходы отсутствуют, летопись природы не ведется, проход для туристов почти всегда закрыт, – перечисляет негативные моменты Юрий Берсенев. – Приходит в негодность вся инфраструктура: 24 стоянки, четыре пикниковые точки, две видовые площадки, общественные туалеты, установленные на протяжении всех 36 км туристических троп. Это привело к падению посещаемости почти в два раза – до 1120 человек (данные 2015 года). При этом территория нацпарка опять загаживается. Новое руководство, видимо из экономии, перестало выдавать туристам мешки для мусора. Теперь придется вновь организовывать трудовой десант в лес и убирать кучи мусора.

Выйдя на пенсию, Юрий Игоревич занялся просветительской деятельностью: он проводит для населения занятия по экологии. Это десятки лекций и сотни занятий в школах и детсадах. Даже депутаты Думы Чугуевского района попросили провести для них семинар.

Между тем в национальном парке впервые были проведены археологические исследования. Ученые выяснили, что люди на этой территории начали селиться еще во времена палеолита, а пик ее освоения пришелся на Средневековье. Это дает надежду, что внимание к «Зову тигра» со стороны властей вновь вернется и Приморье не лишится этой жемчужины Уссурийской тайги. 

Комментарий

А полосатых хищников становится больше!

Сергей Арамилев, директор Дальневосточного филиала АНО «Центр «Амурский тигр»:

– Административное и территориальное объединение заповедников и национальных парков в последнее время является устойчивой тенденцией на всей территории России. Так, пять лет назад у нас в Приморье произошло еще одно объединение – национальный парк «Земля леопарда» взял под свое крыло заповедник Кедровая Падь. У наших соседей в Хабаровском крае вообще объединили сразу пять заповедников!

Все это делается для снижения административных расходов и выведения за штат людей, которые не имеют непосредственного отношения к охране природы: бухгалтеров и прочего административного аппарата. Сэкономленные деньги идут на строительство новых экологических троп и поддержание инфраструктуры заповедных территорий в исправном состоянии. Как раз сейчас очередная тропа возводится именно в национальном парке «Зов тигра».

А главным критерием хорошей работы этого нацпарка для нас является численность амурского тигра, которая в последние годы неуклонно растет. Эти данные мы получаем с помощью фотоловушек, которые являются наиболее точным прибором учета краснокнижных хищников.

Кроме того, надо понимать, что ООПТ – особо охраняемые природные территории – создаются в первую очередь для безопасной жизни животных, во вторую – для изучения фауны и флоры учеными и только в третью – для туристов.    

    

Автор: Вадим КОЧУГОВ