Набрались наглости

Каким видят современное искусство молодые авторы

1 июнь 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4140 (79) от 1 июнь 2017
a57cb5d33b2f289fb8322a52c4118482.jpg

Выставка Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) «Круговая порука» стала своего рода экзаменом на зрелость для дюжины ее выпускников и стартовой площадкой для первокурсников.

До 23 июня в выставочном зале муниципального центра современного искусства «Артэтаж» можно познакомиться с экспозицией, если не сказать с внутренним миром современной молодежи: с ее новым, необычным, где-то непонятным, а порой и противоречивым взглядом на жизнь.

– Для нас это итоговая выставка, на которой мы имеем наглость похвастаться своими достижениями, – честно призналась руководитель школы современного искусства Яна Гапоненко. – Образовательный процесс школы «Круговая порука» строится исключительно экспериментально и разделен на две основные составляющие: теоретический курс, включающий в себя лекции по истории и теории современного искусства, и практический – в виде учебных выставок.

На открытии выставки директор муниципального центра современного искусства «Артэтаж» Александр Городний отметил ее важность как для самих участников, так и для посетителей.

– Молодые люди смогут увидеть свои творения со стороны и получить оценку от знатоков, что, на мой взгляд, очень важно, – заявил Александр Городний. – Сейчас в стенах городского пространства мы строим современное искусство. Поэтому вполне естественной стала поддержка молодых талантов, которые, в свою очередь, с восторгом приняли предложение выставить свои работы. Благодаря главе города Игорю Пушкареву у нас прямо в центре Владивостока открылись и работают выставочные залы «Артэтажа». В дальнейшем мы планируем оборудовать здесь конференц-зал для проведения лекций и семинаров.

Как подчеркнул Александр Городний, не все участники выставки в будущем станут профессиональными художниками, но очень важно, что посредством современного искусства они научились отвечать за свои мысли.

От сердца – к сердцу. И рукам

Как признались выпускники школы, теоретическая программа общая для всех. Художники приходили слушать лекции для кураторов, а критики посещали курсы художников.

– Даже психолог нашей школы Мария Ляхова-Трагель, которая помогала учащимся понимать друг друга и взаимодействовать, не удержалась и представила на выставке в качестве работ статистику коллективных ценностей ВШСИ, – рассказала художница Ольга Буравская. – Ведь каждая инсталляция, представленная здесь, – это глубокая рефлексия по поводу того, что нам преподавали в школе. Например, я в своей работе «Восковое сердце» попыталась изобразить горизонтальные связи и центр самоорганизации. На первый взгляд, это застывшая композиция, но каждый участник выставки может изменить местоположение указанного выше центра – сердца.

Основную идею «Круговой поруки» выразила Евгения Макукова в своем документальном фильме о создании коллективного полотна участниками школы, руки которых были связаны вместе. Только согласованными действиями можно было нанести на холст хотя бы один мазок.

– Мы все часть большого механизма, – пояснили создатели картины.

Колыбель археологии и культуры

У посетителей выставки вызывала невольную улыбку песочница, созданная Мариной Давидович. Используя совок или просто разгребая песок рукой, они могли найти один из секретиков, в которые автор заложила пергаменты с высказываниями об истории современного искусства, сильно ее впечатлившими. Тем самым Марина попыталась наладить общение между современным художественным критиком и обычным зрителем, возвращая последнего в условия чистого, незамутненного сознания – в детство. Наверняка ни разу за сто лет существования Дома Демби – здания, в котором теперь размещается муниципальный центр «Артэтаж», его обитатели не имели возможности покопаться в песочнице. А у жителей приморской столицы такая возможность есть.

Необычная инсталляция из обычных предметов получилась у Анастасии Есауленко. Ее работа «История мысли» представляет собой 12 трехлитровых банок, наполненных водой, за которыми автор спрятала текст. Тем самым автор проследила развитие мышления человечества от истоков (вода) до постмодерна (цитата на стене).

Пытаясь прочесть текст, посетители выставки, по замыслу автора инсталляции, как бы пытаются его оценить сквозь призму времени и собственный жизненный опыт.

На открытии выставки журналисты поинтересовались, можно ли считать все экспонаты «Круговой поруки» произведениями искусства. Авторы композиций ответили уклончиво, пояснив, что не являются истиной в последней инстанции. По мнению молодых и дерзких выпускников школы современного искусства, выбор остается за зрителем, а автор лишь дает импульс к чему-то новому.

Кроме осмотра экспозиции, посетители выставки могут принять участие в образовательных семинарах, которые будут проходить каждую среду. Темами для обсуждений станут современные критические теории, философия и искусство.

Рефлексия – своего рода самоанализ совершенных поступков и прошедших событий, а также их переосмысление. Используется как предохранитель от информационной перегрузки, чтобы уменьшить количество незавершенных дел, отвлекающих внимание.

     

Автор: Вадим КОЧУГОВ