Как стать первой скрипкой
Городская школа искусств: наша задача не звезд выискивать, а увидеть талант в каждом
В муниципальных детских школах искусств Владивостока сегодня тоже идут экзамены: свои успехи за год демонстрируют те, кто еще только постигает этот чудесный и огромный мир творчества.
А вот ученики-выпускники уже сказали своей второй альма-матер до свидания и теперь сдают ЕГЭ и ОГЭ. Педагогам по вокалу, классам скрипки и рояля, живописи и рисунка, музыкальной литературы, сольфеджио грустно и светло, как и их коллегам в общеобразовательных школах, ведь и у них то же самое: встречай, учи и снова расставайся…
Наш собеседник Елена Пионтковская, заместитель директора по учебной работе муниципальной детской школы искусств № 1 Владивостока, 17 лет отдавшая работе в этом учебном заведении, немного раскрыла тайну, каково же это – воспитывать не просто ученика, а талантливого ребенка, творческую личность.
Создать атмосферу – семейное дело
– С одаренными детьми работать всегда непросто. Но уверена, что в нашей школе у меня особая миссия сложилась – подмечать и лелеять тех, кто действительно впоследствии связал свою жизнь с искусством и добился больших успехов. Назову только одно имя – первая скрипка оркестра Валерия Гергиева Ольга Волкова. Это наша ученица: больше пятнадцати лет назад она пришла в первый класс учиться играть на скрипке. Подумайте: семья жила в АртемГРЭСе, девочка вставала в пять утра, чтобы приехать на занятия. Когда стало ясно, что у нее действительно большой талант, мы посоветовали родителям обратиться в фонд Ростроповича. Маэстро пригласил Олю на прослушивание и сразу направил учиться в Центральную музыкальную школу на стипендию фонда. Сегодня Ольга – наша гордость, солист знаменитого на весь мир оркестра! И это только один пример. Мне радостно осознавать, что педагоги школы сумели подметить и этот талант, и талант других ребят и сделали все возможное, чтобы дать им шанс профессионального роста. Легко это или сложно? Я думаю, нужны интуиция, педагогическое чутье, но главное – надо общаться с ребятами, чтобы видеть, что они представляют собой, как реагируют на материал, с какой готовностью учатся; видеть их удивление, широко раскрытые глаза, когда они слушают музыку. В такие минуты и понимаешь, есть ли в человеке артистический дар…
У нас в школе не все дети гениальные, это понятно. Мы принимаем всех, у кого есть пусть даже небольшие способности, потому что наша задача – не выискивать гениев, сверхзвезд, а научить ребят жить в мире культуры, воспринимать ее, понимать ее важность.
Хочу сказать, что в воспитании творческой личности важны традиции семьи. Вот сегодня привел к нам своего сына молодой отец. В свое время он учился в музыкальной школе в поселке Пограничном по классу фортепиано. И сказал: «Мне важно, чтобы и мой ребенок окунулся в культурную атмосферу, чтобы посещал сольфеджио и музлитературу, чтобы понимал суть музыкального искусства, развивал кругозор».
Такие родители (обычно это не одно поколение в семье, а два-три) совсем по-другому относятся к процессу обучения ребенка в школе искусств. Они помогают и контролировать ребенка, и готовить домашние задания, и создавать культурную среду для ребенка. Большинство таких родителей водят своих детей на концерты, спектакли, выставки, стараются, чтобы атмосфера творчества окружала их и дома. И в этом тоже залог воспитания таланта.
Конечно, очень важно, что в нашей муниципальной школе академическое образование, высокий профессионализм. Школа высоко держит марку: мы победили на конкурсе «Где рождается искусство» в 2013 году, во всероссийских проектах «100 лучших предприятий и организаций России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования» и «50 лучших детских школ искусств России» в 2014 и 2015 годах. Наши ученики побеждают в конкурсах самых разных уровней, к примеру, хор «Алые паруса» на Всемирных хоровых играх в Сочи в прошлом году получил золотую и серебряную медали.
– Елена Федоровна, вы чувствуете в детях желание преодолевать трудности или его приходится воспитывать?
– Таких ребят, которые сами рвутся, преодолевают себя, – единицы, это тот случай, когда природный талант открывается навстречу знаниям естественно и свободно. Но чаще всего педагогам и родителям приходится учить ребят воспитывать в детях желание трудиться над собой. Уверена, что даже тем нашим выпускникам, которые не станут связывать свою судьбу с искусством, пригодятся в жизни такие навыки, как умение распределять время, организовывать свой досуг, планировать каждый день. Кроме того, знаете ли, играть двумя руками разные ноты, видеть дальний и передний план, перспективу и так далее – это все отнюдь не просто, но это и дает тот интеллектуальный потенциал, которым отличаются выпускники всех школ искусств, и нашей в том числе.
– Кто чаще принимает решение пойти учиться музыке или рисованию – сами дети или родители?
– Не раз сталкивалась, когда на вступительных экзаменах мамы рассказывали, что вот тащит ребенок в школу, говорит – хочу учиться!
Но чаще всего ценность и пользу занятий в школе искусств понимают все же родители. Другое дело, что, на мой взгляд, детям сегодня труднее, чем десять лет назад: очень сложные программы в школе, более чем серьезная нагрузка в старших классах. И мы вынуждены балансировать на той грани, чтобы и ребят не перегружать, и необходимый набор знаний дать им. У нас тоже есть домашние задания, и нашим ученикам нужно отрывать время, например, от прогулки или просмотра кино, чтобы все выполнить. И, отдавая ребенка в школу искусств, родители должны всерьез понимать, какая нагрузка ляжет на плечи их чада.
– Сегодняшние дети более сознательны, чем, к примеру, ученики в начале нулевых?
– Дети есть дети. Они всегда шаловливы, свободны в проявлении своих чувств. Но воспитанники школ искусств смогут противостоять соблазнам современного мира. Им помогут духовность, которой они насыщаются в стенах школы, дух победы, признания и успеха, который так поддерживает уверенность в себе.
– Воспитываете ли вы в ребятах стремление к постоянному совершенству?
– У каждого ребенка, даже с самыми скромными данными, есть стремление стать лучше, расправить крылья. Тут главное – свой подход к каждому, правильная постановка задачи, вера в ученика. И когда ребенку говоришь, что, да, не получилось, но давай сделаем вот так и посмотрим; а вот гляди, как сегодня уже насколько лучше получается; а если еще постараться… Словом, когда вместе с ним постепенно идешь по ступенькам роста, результат воодушевляет. Ребенок идет вперед, ему хочется доказать, что он может еще лучше, в нем растет потребность общения с искусством. И это главное.
– Участие в конкурсах, смотрах полезно для юного таланта?
– Более того – оно необходимо. Видеть перспективу, понимать, куда можно и нужно расти, совершенствоваться. Чаще всего речь о том, чтобы участвовать в конкурсе, мы ведем не только с ребенком, но и родителями. Потому что дети хотят сразу, они загораются, видят только результат впереди – победу, призы… А то, что есть еще процесс – подготовка, работа над программой или рисунками, то есть дополнительные нагрузки, об этом они забывают.
– Говорите ли вы своим воспитанникам: необходимо ходить на выставки, концерты?
– Для школ искусств это постоянная практика. Вот наши художники, знаю, не пропускают ни одной выставки в городе, ни одной встречи с художниками. Они даже в кинотеатры ходят на фильмы о выдающихся художниках. Ученики музыкального отделения ходят на концерты, в театр оперы и балета, кроме того, мы регулярно устраиваем для них мастер-классы от специалистов института искусств, Приморской сцены Мариинского театра.
Что скрывает «странность»
– Говорят, талантливый человек раним. Вы чувствуете это в учениках?
– Да. Иногда в талантливых, уязвимых детях бывает, как говорят, странность в поведении – замкнутость, уход в себя. В этот внутренний мир не так легко проникнуть, но нам помогает детское творчество: по тому, как ребенок играет, что он рисует, можно понять, каково ему сейчас, и как-то тактично помочь, если нужно.
А вообще наши ученики – звездочки! В этом году у меня был выпуск хорового отделения – ну совершенно особенный. Они все учились от души, я на каждый урок шла как на праздник. Не преувеличиваю: это такие талантливые дети, весь выпуск. Считаю, что есть в этом и наша заслуга, всего педагогического коллектива, и заведующей хоровым отделением Елены Пастуховой в первую очередь. Она так с ними работает, умеет, как говорится, огранять сердца, чтобы они светились, как кристаллы любви, красоты…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ