Нептун зажег им счастливую звезду
Пожалуй, самые громкие аплодисменты достались вчера во Владивостоке на торжественном собрании в честь Дня рыбака капитану Анатолию Мишину и электромеханику из его экипажа Валерию Кашурину. И не только потому, что Анатолий Владимирович удостоен к этому празднику звания "Почетный работник рыбного хозяйства РФ", а Валерий Николаевич награжден грамотой губернатора Приморья, но и потому еще, что приветствовали их как представителей прочно держащегося "на плаву" акционерного общества "Рыболовецкий колхоз "Восток-1".
Пожалуй, самые громкие аплодисменты достались вчера во Владивостоке на торжественном собрании в честь Дня рыбака капитану Анатолию Мишину и электромеханику из его экипажа Валерию Кашурину. И не только потому, что Анатолий Владимирович удостоен к этому празднику звания "Почетный работник рыбного хозяйства РФ", а Валерий Николаевич награжден грамотой губернатора Приморья, но и потому еще, что приветствовали их как представителей прочно держащегося "на плаву" акционерного общества "Рыболовецкий колхоз "Восток-1".
Что греха таить, остаться "на плаву", работать с возрастающей прибылью и с хорошим настроением в экипажах удалось в наше время далеко не всем процветавшим прежде рыбацким предприятиям края.
Теперь лишь в памяти владивостокцев живут былая слава и могучий флот ВБТРФ, музыка оркестров, встречавших на причале СТ “Комиссарово” и других передовиков минтаевой путины. В “Дальморепродукте” только ветераны помнят времена, когда зарплату выдавали не спустя несколько месяцев, а сразу после рейса. А крайрыбакколхозсоюз выставляет на сайровую путину не 150, как раньше, а 15 сейнеров...
“Восток-1” нашел под песенно-легендарной звездой рыбака свой путь, и расчеты его навигаторов оказались правильными. Они сделали ставку на небольшой, но современный, технологичный флот, сотрудничество с рыбацкой наукой, выпуск конкурентоспособной продукции.
- Сейчас 3 наших ярусолова ведут добычу трески и палтуса в Охотском море, - рассказал корреспонденту “В” председатель правления Александр Передня. - Кстати, квота на синекорый палтус в крае, что называется, не осваивалась: никто не хотел связываться с ним, ведь ловить его непросто, да и промразведка, то бишь ТУРНИФ, нынче практически не работает. Мы эту квоту взяли. На каждое судно берем ученых из “ТИНРО-центра”, ведем поиск промысловых изобат - к слову, результатами исследований делимся, не “заначиваем” их.
Впрочем, объектами промысла судов “Востока-1” становятся не одни лишь дорогостоящие палтус и краб, но и, например, такая непопулярная у других добытчиков рыбка, как мойва. Мелкая и неделикатесная, стоит ли ее ловить, рассуждают многие. Оказывается, стоит, и это подтвердила как прошедшая несколько месяцев назад в комитете рыбной промышленности администрации края дегустация, так и уже сложившийся покупательский спрос на продукцию из мойвы.
По заказу “Востока-1” квалифицированные технологи из Дальневосточной академии экономики и управления разработали эксклюзивные рецепты пресервов: мойва “Ароматная”, в розовой заливке, в маринадной, в горчично-майонезной и т. д. Выпустили эту рыбешку и в сушено-вяленом виде, и горячего копчения. Расходится все это “на ура”, причем не где-нибудь, а здесь, у нас, на так называемом внутреннем рынке. А после выставки “Дальинрыбпром-98”, что работает в эти дни во Владивостоке, представленные тут изделия из мойвы найдут и дальнего потребителя: уже есть заявки.
Но, наверное, ничуть не меньше обрадовал Александра Передню и его команду интерес, проявленный участниками выставки (в том числе и зарубежными) к “побочной” продукции промысловиков - хизотану и другим товарам, изготовленным из крабовых отходов. То, что остальные промысловики Тихоокеанского бассейна попросту выбрасывают в море, суда “Востока-1” - специальные краболовопроцессоры американской постройки - вместе с готовой продукцией передают на транспортный рефрижератор “Влад-Орион”, где смонтирована технологическая линия по переработке отходов. Они на пути в порт назначения - впустую не пропадает ни грамма - превращаются в крабовую печень, крабовую крупку и сырье для производства хитозана, замечательного природного биополимера.
Делают его в цехах “Востока-1” в Дальнегорске, на базе объединения “Бор” - 72 тонны в год, и в Москве, на базе завода “Синтез” - около 50 тонн. На основе хитозана уже выпускается эффективный препарат для защиты растений от болезней “Нарцисс”, пользующийся спросом у дачников и фермеров, а сейчас специалисты, как говорится, прорабатывают вопрос о применении фильтров с хитозаном в системе владивостокского водопровода.
- Этот природный реагент способен очищать воду от взвесей и вообще от многих мерзостей, - объясняет Александр Передня. - Такие исследования провели в США. Мы тут не первооткрыватели, но вполне способны сделать воду во Владивостоке чистой и с этим предложением недавно обратились в администрацию.
Нетипично для рыбацкого предприятия, правда? А “Восток-1”, наверное, во всем нетипичен. В свое время упорствовали его организаторы в дискуссиях с юристами, утверждая, что понятие “колхоз”, “коллективное хозяйство” не отмерло вместе с социализмом - и сохранили-таки колхоз и в названии своего акционерного общества, и в стиле работы: коллегиальном, где действуют и наблюдательный совет, и правление. Его председателю, к слову, 32 года, и по сути своей Александр Александрович - экономист, финансист, что не мешает ему успешно руководить рыбацким коллективом.
Кстати, у всех работников “Востока-1” есть кредитная карта “Дальрыббанка”, и деньги туда зачисляются не после рейса, а во время него, после каждого перегруза: отгрузил, отправил экипаж продукцию - пожалуйста, жены, идите в банк, получайте заработанное кормильцами семьи.
Не совсем типична для наших дней и хорошо известная благотворительность этого рыбацкого акционерного общества. Другие тоже дают деньги на добрые дела, какие-то разовые акции. А Передня уже не первый год на улице Уборевича содержит столовую, где бесплатно обедают десятки ребят из бедных семей, систематически помогает детской туберкулезной больнице, Приморскому же отделению Российского детского фонда предложил не единовременные взносы, а постоянное участие во всех важных программах - при условии, что колхоз всегда будет знать, на что конкретно пошли его деньги. Так и повелось.
Ну а нам остается пожелать работающему в этот праздничный день на промысле в Охотском море капитану модернового, построенного в прошлом году в Испании судна “Восток-1” Юрию Кеменову и его экипажу, всем колхозникам из этого нетипичного акционерного общества традиционной рыбацкой удачи - впрочем, и производственной, и экономической, и торговой. Потому что по морям (и по цехам) они ходят в ногу со временем, а это значит - они на верном курсе.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), "Владивосток"