Призраки вокруг воробушка

Можно ли полюбить за голос, за свет в глазах?

25 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4136 (75) от 25 май 2017
0169afb8f5c3de688c1567e4ca30af71.jpg

Грассирующий красивый голос разносится по залу театра имени Горького – песня на французском зачаровывает, манит… Кто это поет? Эдит Пиаф, разве вы не узнали?..

В театре – премьера спектакля «Эдит и ее демоны». Она состоится 26 и 27 мая.

Это четвертая работа режиссера Вадима Данцигера на сцене театра. Пре-дыдущие его постановки – «Женитьба», «Один день из жизни Мордасова», «Заповедные дали» – полюбились приморской публике. И вот – новая работа, причем совершенно особенная…

– Вадим Иосифович, насколько я знаю, пьесу «Эдит и ее демоны» написали вы и драматург Елена Исаева?

– Точнее, Елена Исаева и немного я. Если говорить о самой истории проекта постановки на сцене театра имени Горького этого спектакля, то все началось со звонка Ефима Звеняцкого. Он позвонил мне и сказал, что хочет в репертуаре пьесу об Эдит Пиаф, предложил мне осуществить ее постановку.

Я прочитал целый ряд пьес, которые есть об Эдит, и они показались мне немного устаревшими – ну просто в силу того, что были написаны в 70-х годах прошлого века. Кроме того, почти все они были больше в эстетике литературного театра, мне не хватало в них внутреннего и внешнего действия, поэтому я предложил Ефиму Семеновичу: давайте попробуем написать пьесу с нуля, у меня есть автор, который хорошо умеет это делать, – Елена Исаева. Ефим Семенович согласился.

В основе спектакля – последний год жизни Эдит Пиаф, история ее последней любви с Тео Сарапо (настоящее имя – Теофанис Ламбукас). Но невозможно было бы рассказать историю Эдит Пиаф, не обращаясь ко всей ее жизни, не говоря о ее предыдущих мужчинах. Романов у Эдит было очень много, и если делать спектакль, по пять минут уделяя всем ее возлюбленным, то он был бы нескончаемо длинным… Поэтому мы с Еленой остановились на тех мужчинах, которых Эдит любила, которые повлияли на ее жизнь и творчество и при этом ушли из жизни раньше, чем она.

Естественно, первый из этих призраков – отец, потому что, по сути, это главный мужчина в жизни любой девочки; затем – ее учитель Луи Лепле; боксер Марсель Сердан и так далее… Замечу, что в жизни Эдит Пиаф действительно была такая мистическая нотка: многие ее мужчины уходили из жизни трагически.

Вот так мы и ввели в спектакль команду призраков, которые общаются с героиней, оставаясь как бы невидимыми для других персонажей. Ну и решать сами образы призраков – как их изобразить – тоже было интересной задачей. Ну не в белые же балахоны рядить… И тогда придумался такой ход. Детство Пиаф прошло в цирковой среде, среди акробатов, жонглеров, клоунов, выступавших на улицах. И она всегда вспоминала об этом времени как о чем-то светлом, ярком, радостном. Да и дебютировала как певица она, собственно, тоже на улице и никак не оценивала этот факт как грустный. Поэтому мы и образы призраков решили в цирковом ключе, с легким элементом клоунады…

– Вы хотите показать Эдит Пиаф как…

– Объяснять зрителям, какая великолепная певица была Эдит Пиаф, просто нелепо – это и так все знают. Поэтому и речь в спектакле пойдет о судьбе Пиаф, о том, что она представляла собой как человек. Эдит была непростой, неоднозначной и жила в такое время, когда мир менялся и вращался в разные стороны. Например, даже французы периодически упрекают Эдит в том, что она выступала перед немецкими оккупантами. Но ведь существует множество документальных доказательств того, что она не просто помогала Сопротивлению, а что при ее участии огромное число военнопленных было спасено. Этот кусок мы с Еленой вставили в пьесу, поскольку для меня это было принципиально.

– Расскажите о музыкальном оформлении спектакля.

– Я сознательно отказался от мысли включить в постановку самые известные, «топовые» песни Пиаф. Из тех, что знают все, прозвучат только «Мой Бог» и «Гимн любви». Остальные композиции, например «Кармен», «Уличный артист», «История мотоциклиста» и другие, не так известны, но, на мой взгляд, не менее великолепны. Мне показалось, что надо напомнить зрителям о том, какие прекрасные песни пела Пиаф…

– Как вы работали с исполнительницей роли Пиаф Натальей Овчинниковой?

– Если говорить о чисто внешнем решении образа Пиаф, то мы с Наташей долго искали… ее улыбку, за которой она пряталась в драматические моменты жизни, ее смех. Смеялась Пиаф необычно, есть записи, хроники, где звучит ее смех, и повторить его, воссоздать очень непросто. Кроме того, мы много работали над пластикой – ведь Пиаф в том возрасте, который играет Наталья, была разбита артритами, и любой ее выход на сцену сопровождался сильнейшими болями, которые она тщательно скрывала, принимая допинги. Это все надо было достоверно показать.

Что же касается внутренней истории, то Наталья играет женщину целеустремленную, идущую к своей цели – петь! Эдит фанатически была предана песне, для нее каждый день был подготовкой к выходу на сцену. Свою недолгую, но яркую жизнь Пиаф посвятила музыке, и та сила воли, которую она проявляла на своем пути, достойна и уважения, и четкого отображения на сцене.

– Я вас слушаю, и мне кажется, что вы немного влюблены в Пиаф…

– Ну а как можно делать историю о человеке и не влюбиться в него? Каким бы он ни был… У меня был опыт, когда я ставил спектакли с главными отрицательными героями, но, если ты его для себя не оправдываешь, у тебя просто не выйдет спектакля. А Пиаф… Она достойна любви и обожания!

– А в вашем понимании Тео Сарапо – альфонс или истинно влюбленный? Что вы говорили Константину Суворину, играющему Тео?

– Это важный вопрос. Когда завязались их отношения, Эдит, будучи по современным меркам ничуть не старой (за 40 лет) женщиной, была тем не менее в далеко не лучшей физической форме. Она болела, плохо выглядела – лет на 20 старше своих лет. И можно спорить о том, насколько возможны чувства между молодым (Тео был на 20 лет младше Эдит) и красивым юношей и женщиной в такой физической форме. Я для себя решил так: неинтересно искать корысть, интересно искать и ставить любовь. Поэтому наш Тео искренне влюбленный. Потому что – и так бывает, все это знают – любят не за внешность, не за гладкое лицо, а за свет в глазах, любят за внутренний мир, а не за то, трясутся руки или нет. Тео любил ее такой, какой он ее слышал. Вся прелесть Пиаф в ее голосе, в звуках, которые она дарила миру.

Посыл спектакля «Эдит и ее демоны» очень банальный – любовь и талант. Об этом наша постановка. Любовь и талант – вот что даже в наше сложное время позволяет человеку удерживаться на плаву, не сломаться. Если ты талантлив, умеешь любить и любим, ты счастливый человек.

Кстати

Актриса Наталья Овчинникова:

– Когда я узнала, что буду играть Пиаф, мне стало страшно. Первая мысль – не смогу!

Потом начала читать о ней, смотреть, думать, стала понимать ее – и она поглотила меня. Пиаф нереальная, космическая женщина. Я очень стараюсь передать манеру пения Пиаф на сцене, потому что в ее музыке она вся. Эдит всю жизнь была на грани, из крайности в крайность, жила очень стремительно, на всю мощь, не щадя себя. Несмотря ни на что, зная свои диагнозы, она жила и боролась. И это главное.

Что касается истории с Тео… Когда мы только начали репетиции, когда читала про их отношения, то была уверена, что с его стороны никакой любви не было, что это был голый расчет. Но потом… Уже в процессе работы над спектаклем узнала, что Тео ухаживал за Эдит до последнего ее дня, мыл и кормил, и я подумала: да, он любил!

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ