Ах, как хочется вернуться в «Городок»...

Юрий Стоянов рассказал, как пережил потерю друга и партнера и как продолжает общее дело

24 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4135 (74) от 24 май 2017

Четыре года назад популярная телепередача «Городок» закрылась. Потому что ушел из жизни Илья Олейников, один из ее создателей. Юрий Стоянов, второй участник «Городка», потерял лучшего друга и партнера. Должно было пройти время, чтобы боль утихла и можно было говорить не только о том, как создавалась уникальная программа, но и о планах на будущее. В которых, конечно же, должно быть и то, о чем мечтали друзья.

«Мы не были гениальными актерами, но мы были гениальной парой», – так говорит Стоянов о творческом союзе с Ильей Олейниковым. О себе, о создании «Городка», о мужской дружбе он рассказывает предельно откровенно.

В «Городке»

– К нашей передаче зрители относились как к хендмейду, как к старой рамочке для фотографий, которая передается из поколения в поколение. Эта вещь дорога, потому что она сделана руками, а не станком и не конвейером. «Городок» был адресован людям, которые считали его не только частью биографии большой страны, но и маленькой энциклопедией их жизни. Скажу честно, «Городок» – это абсолютно антипродюсерский проект. В этом смысле это действительно русская народная передача: денег не заработаешь, а времени угробишь невероятное количество.

После окончания театрального института я 12 лет лежал на диване. В театре у меня не было ролей 18 лет. Но я говорил себе с 1978 года: «Юра, твое время еще не пришло! Поменяется страна – и твоя жизнь изменится». Так и случилось. Непростая творческая судьба была и у Илюши. Я так говорю: мы любили кино больше, чем оно нас. Я, например, начал сниматься только в 38 лет. И именно «Городок» помог нам состояться как артистам.

С самого начала мы относились к этому делу как к увлекательной игре. Игра – это принципиальное слово. Она сделала двух людей счастливыми. Мы не зарабатывали больших денег, но первыми доказали, что телевидение не должно служить средством раскрутки артиста, которого покажут несколько раз, а потом он будет ездить по стране и зарабатывать деньги. Для нас телевидение было способом самореализации. Мы относились к нему как к искусству. «Городок» – это наш способ создать кино посредством телевидения. Мы были очень искренними. И счастливыми. А потом нам за это стали даже платить. Все-таки наша программа на телевидении выходила...

О чувстве юмора

– Чувство юмора необходимо. Например, в такой ситуации: я иду по Нью-Йорку (а я часто там бываю с концертами), и прямо на Бродвее меня берет под руку пожилой человек. Могу соврать, но думаю, что ему лет 90 точно было. И говорит: «Я же вырос на вашей передаче!»

Вообще, чувство юмора – свойство ума. Отсутствие чувства юмора говорит об отсутствии ума. Конечно, юмор тоже бывает разный. Как его отличить от пошлости? У меня есть для этого своя формулировка. Например, есть шутка, и внутри этой шутки есть простое слово, которое обозначает пятую точку на теле человека. Шутка смешно звучит. Убираем это слово – и шутка пропадает. То есть шутки не было. Или убираем это слово, а шутка остается – значит, шутка была.

Чарли Чаплин сказал: «Жизнь – это трагедия, когда ее видишь крупным планом. И комедия, когда смотришь на нее издали».

О профессии

– Как-то я зашел в книжный магазин и оказался у прилавка с актерскими мемуарами. Они повергли меня в уныние, так много их было! Полистал некоторые. И у меня создалось впечатление, что я представитель самой сложной, тяжелой и мужественной профессии. Стоишь и думаешь: кто же эту книгу написал? Летчик-космонавт, разведчик-нелегал, кардиохирург?

Я не считаю нашу профессию самой тяжелой, я считаю, что она самая счастливая. Она продлевает жизнь, дает возможность прожить сотни других жизней. В одной можно сесть в тюрьму, в другой – дать по морде начальнику, пристать к секретарше, закрутить роман, быть повешенным, неоднократно расстрелянным, ходить в атаки, не испытывая страха и без угрозы для жизни. Можно сыграть тысячи мужчин и даже женщин, оставаясь самим собой. И главное – тебе за это ничего не будет! Разве это не счастливейшая профессия?

Мне чужда позиция, когда говорят: «На самом деле я глубокий драматический актер, просто вынужден кривляться». Я не хочу обманывать зрителя. Я знаю по своему опыту и опыту своих коллег, что больше всего артист ценит такую зрительскую реакцию, как смех. И ничего так тяжело не дается, как смех в зрительном зале, если ты, конечно, вызываешь его верхней половиной туловища.

«Игра в городки»

– Тем не менее я тоже написал автобиографическую книгу. И назвал ее «Игра в городки». Объясню, зачем это сделал. Мне захотелось в этой книге поделиться не муками, не количеством пота, беды, горя, гадов, которые мешали жить и работать, интригами, разводами, предательствами. Нет, я хотел поделиться счастьем!

В своем роде это история нашего знакомства и дружбы. Наших редких, но бурных по форме конфликтов. Это и история ухода моего партнера – хронологически, как все это было в жизни. Уход Илюши происходил быстро и абсолютно неожиданно. И на фоне нашего «Городка», на фоне съемок юмористической передачи. Она снималась до последнего дня жизни моего друга. В последний день он попал в реанимацию. Онкологический больной работал до последнего дня своей жизни, смеша людей. Он делал это между сеансами химиотерапии...

Друг и партнер

– Не всем нравилось, что я называл моего Илюшу Олейникова партнером. А для меня это слово означает больше, чем друг. И у нас было что-то большее, чем дружба: мы делали общее дело. Как-то однажды, уже в самом конце, мы вдруг поняли, что за 20 лет совместной работы ни разу не заговорили о деньгах. Мы были внутри одного дела, но вопрос денег никогда не обсуждали. То есть это партнерство принесло нам больше, чем просто дружбу. При этом именно Илья – тот человек, который научил меня зарабатывать деньги.

У нас был интересный тандем: я был главным на площадке, а он был главным в жизни. Поэтому мой авторитет был безусловный внутри профессии и программы «Городок», а его – внутри нашей жизни. Мы могли ругаться, спорить, находить какие-то общие решения. Но разрешения на то, что можно делать, а что нельзя, мы друг у друга никогда не просили.

Илюша прикрывал меня в самых интимных обстоятельствах моей жизни. Но, если я с кем-то расставался, это не означало, что теперь он должен избегать этого человека...

Мне кажется, после его ухода я не сделал ничего такого, за что мне было бы стыдно перед моим партнером. Я стараюсь делать все, чтобы его помнили. У нас нет такого тренда – память. У нас память – это бизнес. И большинство актеров забывают через десять лет после их ухода. Надо сделать так, чтобы Илюшу помнили. И я это делаю. И скоро вернусь на телевидение. Подробностей пока сообщить не могу, но надеюсь, это будет то, чего так ждет наш зритель.

Автор: Мария Донская, ИА «Столица»