Урок радости

Почему на занятиях у физрука Валерия Думлера не бывает прогульщиков

24 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4135 (74) от 24 май 2017
017b9477a14fff8df0cea3377f676f42.jpg

Это событие можно считать историческим. Впервые за все время проведения городского конкурса «Учитель года» в число призеров вошел учитель физкультуры. Мало того, участвуя в следующем этапе – краевом конкурсе, физрук владивостокской школы № 82 занял первое место.

Сам же победитель, Валерий Думлер, считает такой исход вполне закономерным. По его глубокому убеждению, физкультура – основной предмет в школе.

– Если у тебя нет силы, быстроты, выносливости, то и сил на покорение наук не будет, – аргументировал свою позицию Валерий Владимирович, выгуливая корреспондентов «В» по стадиону своей школы (ну где же еще мог назначить встречу учитель физкультуры?).

Заметим сразу, что Валерий Думлер не просто физрук – он руководитель методического объединения учителей физкультуры и ОБЖ своей школы и методобъединения учителей ОБЖ Первореченского района. В его подчинении более молодые коллеги, он же разрабатывает или помогает им разрабатывать учебные программы.

Главное – сила

Сам он взял в обучение (как говорили раньше мастера) мальчишек-старшеклассников. Специально – он их делает сильными.

– Сила – это базовое качество, которое должно быть у мужика, – еще одно убеждение Валерия Владимировича. – Скорость, выносливость – эти качества тоже должны быть сформированы, но они могут пригодиться, а могут и не пригодиться. А вот без силы никак.

Никакой революции в его методиках нет, утверждает Думлер. Как и в любой другой школе, занятия по физкультуре ведутся в соответствии с учебной программой, рекомендованной Минобрнаукой. Ученики 82-й школы так же, как все, играют в волейбол (девочки, к слову, в этом году взяли бронзу на городских соревнованиях, да и мальчишки регулярно занимают призовые места), баскетбол, занимаются легкой атлетикой. Но преподаватели вправе эту программу дополнять. Валерий Думлер, например, занятия для старшеклассников дополнил упражнениями из гиревого спорта для развития силы.

Очевидцы рассказывают: когда на очередном этапе городского конкурса «Учитель года» Думлер проводил открытый урок физкультуры с учениками другой муниципальной школы, те, познакомившись с гиревым спортом, сразу же стали его фанатами. И дело тут определенно не в гирях, а в методике преподавания.

– На силе базируется все. Не будь ее, ты не прыгнешь, не ударишь, не поднимешь, – следующая аксиома от Валерия Думлера.

В этом году старшие классы 82-й школы на уроках физкультуры разделились, хоть и условно, по гендерному признаку. Парней взял Валерий Владимирович, чтобы подготовить их к поступлению в военные училища. Дело в том, что школа расположена в Снеговой Пади, микрорайоне, построенном для семей военнослужащих, и основная часть учеников здесь – дети офицеров. Так что вполне естественно, что многие их сыновья планируют пойти по стопам отцов. А в военных вузах при поступлении учитывается и физическая подготовка. Пацанам нужно будет либо гирю поднять, либо на перекладине подтянуться. И будь у них в активе хоть 100 баллов по ЕГЭ, если норматив не выполнят, в курсанты путь заказан.

Девчонки, к слову, тоже охотно гирьки поднимают (именно гирьки – небольшие и нетяжелые), для того чтобы мышцы подтянуть.

– Мы полноценным гиревым спортом не занимаемся, мы занимаемся именно физической культурой, – уточняет учитель.

Реферат – это не физкультура

Не секрет, что практически в каждой школе, особенно в старших классах, особенно среди девчонок, есть те, кто проводит физкультуру в раздевалках. Или в спортзале, но на скамеечке. Только не в 82-й.

– Таких у меня в принципе не бывает. Может быть, не совсем охотно, может быть, с какими-то оговорками, но они все ходят на физкультуру. Не потому, что я звоню родителям, ругаюсь. Просто я доношу до ребят мысль о необходимости развиваться. Вообще, здесь все влияет: и личность учителя, и то, как я с ними говорю и что я им говорю, как я до них довожу мысль о необходимости физкультуры, – рассуждает Валерий Владимирович.

И даже те, кто освобожден от занятий физкультурой по состоянию здоровья, на уроках скамейки не обживают.

– Ребенок все равно приходит в форме – от ходьбы ведь никто не освобожден. Поэтому мы бегаем – они ходят. Мы делаем разминку – они те упражнения, что им по силам, выполняют вместе с нами, – объясняет физрук. – Естественно, ни о каких нормативах речи не идет, но человек честным путем, а не вымаливанием зарабатывает себе хорошую отметку. И никаких рефератов! Это что же за задание такое по физкультуре, для выполнения которого нужно опять сидеть у компьютера?

Разумеется, коли уж выпал случай пообщаться с учителем физкультуры, да еще таким маститым и опытным, мы не могли обойти стороной тему трагических случаев, участившихся на уроках физкультуры по всей стране, когда у ученика вдруг останавливалось сердце, рвался сосуд и ребенок внезапно погибал.

– Медики дали этому явлению определение «синдром внезапной смерти». Причины его до сих пор не выяснены, – вздыхает Думлер. – Я анализировал все известные случаи. Дети умирают не только на уроках физкультуры. Но те трагедии, что происходят на физкультуре, более резонансные.

Последняя подобная трагедия в Приморье, например, произошла вовсе не из-за больного сердца или слабых сосудов у ребенка. Там мальчик плотно поел перед уроком физкультуры, и во время занятий ему стало плохо. Начали оказывать первую помощь, а он в итоге захлебнулся рвотными массами... Тут еще точно надо знать, какие действия предпринимать, ведь универсального алгоритма для всех нет. Если бы ребенка просто перевернули на живот, все бы обошлось.

Я очень пристально слежу за подобными ситуациями и каждый раз предостерегаю своих учеников: если у тебя что-то болит, ты не должен об этом молчать. Если болит сердце, никакой активности до тех пор, пока врач не даст разрешение.

Из геймеров – в атлеты

Особенность нынешних детей в том, что у большинства из них замечательно развита моторика рук, в том числе мелкая, за счет интенсивного пользования компьютерной мышью и смартфонами, но вот общее физическое развитие оставляет желать лучшего. Так сказать, общая картина поколения. При этом на своих занятиях Валерий Думлер формирует атлетов! Точно – сама видела. Каким образом происходит трансформация?

– Ребята к нам приходят (обучение у Думлера начинается с 8-го класса. – Прим. авт.), находясь еще на стадии развития. Они все еще вытягиваются, нарабатывают мышечную массу. Пока мы им даем общую подготовку, на нормативы, по большому счету, даже не глядя. Смотрим исключительно на прирост личных достижений, – объясняет учитель. – Допустим, нужно 60 метров пробежать за 4-5 секунд. А парень пробегает это расстояние за 5,6 секунды. Но спустя какое-то время он его преодолевает уже за 5,2 секунды. Прогресс? Прогресс! Пусть он не уложился в норматив, но он показывает прогресс своих сил. Базируется на личных достижениях относительно самого себя, а не придуманных кем-то нормативов. Главное, что он сам стремится превысить свои же достижения. А наше дело – мотивировать, заставить их думать. Каким образом? Это процесс длительный, сложный. Тут нет рецепта: взял, перемешал – получился пирожок... Может быть, влияет еще и то, что большинство наших учеников – дети военных, которые знают, что такое дисциплина, понимают необходимость соблюдения определенных уставных требований...

А может быть, дело в том, как общаются педагоги со школярами? Например, мне со стороны было очень интересно наблюдать за тем, как здоровается учитель с учениками: крепким мужским рукопожатием, давая мальчишкам возможность приобщиться к исконно мужскому ритуалу.

Литература – такая прелесть

Чтобы понять установку Валерия Думлера на формирование будущих защитников Отечества, нужно познакомиться с его биографией. С 20 лет он воспитывал бойцов, будучи инструктором-методистом по физкультуре и спорту в мореходной школе ВМФ. Так что педагогика в его жизни была всегда. Настолько, что в свое время он поступил в Уссурийский педагогический институт – вот не поверите! – на филологический факультет. Так что по специальности Валерий Владимирович еще и учитель русского языка и литературы.

– Русский язык, литература – это прелесть, – эмоционально объясняет он мне свой выбор. И в подтверждение цитирует «Анну Снегину» Есенина:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Из вдохновенных рассказов физрука-филолога я поняла, что в литературе его страсть – первая половина XX века: Булгаков, поэты Серебряного века, Есенин. «Его я могу читать с абсолютно любого места», – говорит Думлер. И цитировать может, кажется, бесконечно.

Честное слово, это было впервые в моей жизни: учитель физкультуры, прогуливаясь со мной по стадиону, читал Есенина...

– Может быть, это и помогло мне победить в конкурсе «Учитель года», – размышляет Валерий Владимирович. – А вообще, мы никого не побеждали, просто выступали как могли.

Мнение

– Физкультура – это урок радости. Мы здесь физически нагружаемся, а психологически разгружаемся, – делится впечатлениями о занятиях у Валерия Думлера 11-классник Сергей Перфилов. – Здесь мы даже о ЕГЭ не думаем.

– Физкультура должна приносить мышечную радость. Когда ты устал, ты доволен. Ты себя преодолел, ты молодец, – добавляет учитель. – И, уходя с урока, они чувствуют себя более свободными. Во всяком случае, мне так кажется. И я хочу, чтобы так было.


Автор: Анжелина ШИЛАН