Святые с соседнего двора

Лики пермских богов скульпторы ваяли со своих родичей

24 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4135 (74) от 24 май 2017
da40939921af3d4d6a6cb7d417b167dd.jpg

«Коллекционируя Россию» – так называется проект, придуманный год назад в музее имени Арсеньева. Цель его очень важна – помочь нам, приморцам, приобщиться к сокровищам русской культуры, хранящимся не в Эрмитаже или Историческом музее в Москве, а в фондах региональных музеев нашей страны. 

Мы не отрезанный ломоть

Первая выставка этого проекта состоялась в прошлом году – мы могли увидеть коллекцию русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII–XIX веков из Муромского историко-художественного музея. И вот во Владивостоке новые музейные гастроли. Пермская художественная галерея показывает уникальную коллекцию деревянной религиозной скульптуры «Пермские боги».

– В нашей огромной России жители отдаленных территорий традиционно страдают «островным синдромом», ощущая себя как бы не частью страны, а отрезанным ломтем, – говорит директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай. – Нам далеко лететь до столиц, и не все жители Дальнего Востока успевают хотя бы раз в жизни посетить Москву или Санкт-Петербург, тем более не у всех находится возможность пройтись там по музеям. А еще мы привыкли думать, что все самое интересное, важное, в том числе в области культуры, сосредоточено именно в столицах.

На самом же деле сокровища русской культуры, причем такие, какие столицам подчас даже не снились, хранятся в региональных музеях. Но совершенно ясно, что шанс проехать по России, например от Мурома до Перми, и побывать в местных музеях есть у очень немногих. Поэтому мы и придумали вот такие музейные гастроли – показы лучшего из коллекций музеев других регионов в наших залах. Это поможет и нам с коллегами лучше узнать друг друга, и жителям Приморья прикоснуться к культуре и истории родной страны.

Как пермяки православие «одомашнили»

Выставка «Пермские боги» рассказывает о том периоде жизни нашей страны, про который мы и вправду знаем не так много.

– Прикамье окончательно присоединилось к России в XVI веке, когда Строгановы получили жалованную грамоту от Ивана Грозного и снарядили отряд Ермака на покорение Сибири. Это развертывание России на восток, точнее, одна из частей этого процесса, и отражено оно в нашей выставке, – рассказывает Юлия Товризян, директор Пермской художественной галереи. – Ведь одновременно началась и христианизация народов, населявших этот регион. Завершилась она поздно, но главная особенность в том, как приняли христианство языческие племена коми-пермяков, татар, жившие в Прикамье. Они сумели удивительным образом ассимилировать эту религию, связать ее с древними верованиями, сделать, скажем так, домашней.

Создавать из дерева фигуры православных святых, Иисуса, Девы Марии, ангелов для умелых резчиков Прикамья было в определенном смысле легко, ведь веками до этого они вырезали идолов, обереги.

– История пермской деревянной скульптуры весьма драматична, как и история православной деревянной скульптуры в России в целом. Она знала периоды подлинного расцвета и популярности, а было время, когда резные иконы, в отличие от икон на красках, были под строгим запретом. Таким образом православная церковь боролась с влиянием католицизма, – объясняет Юлия Товризян. – Пермский край – земля поздней христианизации, православие здесь легло на языческую почву в XV веке, соединившись с культовым искусством севера. А еще, как только Прикамье присоединилось к России, сюда стали ссылать заключенных, в том числе много католиков: чехов, шведов, поляков. То есть в регион пришла еще и католическая культура, которую народы Прикамья тоже восприняли. Вот такой сплав мы и видим в каждом из образов.

Люди, создававшие эти скульптуры, безусловно, были православными, они принимали все каноны религии, но представление о церкви как о доме Божьем составляли, опираясь на близкие и понятные им образы, пришедшие из древних веков язычества с одной стороны и соседней деревенской улицы – с другой.

В ликах деревянных пермских святых и правда очень мало той величественной неземной красоты, которая так поражает, например, в католических храмах. Создавая эти скульптуры, резчики давали им лица знакомые и родные – соседей, родственников. И коми-пермяцкие, татарские черты проступают в деревянных статуях очень ярко. Мало того, рассказывают пермские музейщики, когда к ним в залы приходят врачи, то руками всплескивают: да по этим лицам можно изучать историю болезней в конкретных селах и семьях резчиков! Вот так сумели пермяки «одомашнить» православие...

Один из самых распространенных в пермской деревянной скульптуре – образ Христа в темнице. Чаще всего он изображается в одежде синего цвета, похожей на пермяцкий шабур – верхнюю одежду из синенного холста.

Или вот, например, святой Николай Можайский – один из типов иконографии Николая Чудотворца – изображается с мечом в правой руке и градом в левой. По преданию, именно в образе грозного защитника и мстителя святой явился в небе над собором, где собрались жители осажденного врагами Можайска и молились святому о спасении города. И враги в страхе бежали... В Прикамье изваяния святого Николая Можайского (или Николы Можая, как в обиходе звали его пермяки) были очень почитаемы.

Хрупкие, но стойкие

– Это уникальная страница русского культурного наследия, повествующая о смешении языческих и христианских традиций. На Дальнем Востоке, где музеи появились намного позже, чем в европейской части страны, подобных экспозиций просто нет, – подчеркивает Виктор Шалай.

Коллекции деревянной скульптуры хранятся в Архангельске, Сольвычегодске, Ульяновске, Моршанске, Русском музее в Москве. Но самое большое собрание экспонатов – более 400 – в Пермской картинной галерее.

– Наши фонды были собраны в основном в 1920-е годы, когда разрушались и уничтожались православные церкви по всему Прикамью, – говорит Юлия Товризян. – Искусствовед Николай Серебренников в те годы сумел организовать несколько экспедиций и буквально спасал скульптуры. А в каких условиях приходилось работать собирателям, ярко характеризует фраза из письма одного из участников экспедиции жене: «Не уверен, что сумеем вернуться»...

Дерево – материал из всех музейных самый капризный и в хранении, и в транспортировке. Поэтому сокровища деревянной скульптуры покидают залы галереи в Перми крайне редко. Даже на выставки во Франции и в Русском музее их отправляли не более десятка. А во Владивосток пермские музейщики привезли аж 35 экспонатов! По словам Юлии Тавризян, это впервые за всю историю галереи.

Так что нам с вами, уважаемые приморцы, просто грех не познакомиться с этими необычными святыми «с соседней улицы». Они – та часть русской культуры и истории, которую мы здесь, на окраине России, малость подзабыли. Пришло время вспомнить.

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ