Не шагайте через ступеньки

Чтобы претензии к работе коммунальщиков были услышаны, нужно грамотно их предъявлять

10 май 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4127 (66) от 10 май 2017

Список жителей Владивостока, сведущих в деле жилищного управления, пополнили 40 выпускников очередного экспресс-курса «Молодой управдом». Всем им вручили сертификаты о прохождении обучения в сфере ЖКХ.

– В домах, где есть толковые и энергичные управдомы, грамотно представляющие интересы собственников, людям живется хорошо. Потому что такие управдомы умеют отстаивать свою позицию и делают это эффективно. Надеюсь, что наши выпускники придут в управление своими домами, смогут сплотить жильцов и совместными с управляющими организациями усилиями поддерживать в домах полный порядок, – такими словами напутствовала молодых управдомов главный эксперт муниципальной школы жилищного просвещения «Управдом» Наталья Войновская.

Выпускники экспресс-курса искренне благодарили организаторов занятий.

– К нам приходили настоящие эксперты в сфере ЖКХ, на каждом уроке мы разбирали реальные примеры. Жилищная тематика для обычного горожанина – это до сих пор, к сожалению, темный лес, немногие решаются разобраться в этой сфере. Я горжусь, что оказалась среди тех, кто решился. Теперь я знаю, как организовать совет многоквартирного дома и товарищество собственников жилья, составить договор управления с управляющей компанией, пересчитать плату за коммунальные услуги и многое другое. Я уверена, эти знания мне пригодятся, – рассказала слушательница «Молодого управдома» Александра Раткевич.

Жилинспекция информирует

На завершающее занятие организаторы школы пригласили руководителя Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Приморского края Сергея Мандрыко.

– Основные функции инспекции – это жилищный надзор и лицензионный контроль, – пояснил он. – С 2015 года в задачи ГЖИ входит и выдача лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД).

Лицензию могут получить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Раньше, когда УК получали лицензию, в нее уже были включены дома, находящиеся под их управлением. Сегодня правила несколько изменились. Управляющая организация может получить лицензию только пустую – «бездомную», просто потому что на рынке не осталось свободных домов. Во всяком случае, согласно законодательству их не должно быть – все МКД должны находиться под чьим-то управлением. А новичкам остается разве что завоевывать рынок, доказывая свои преимущества.

По словам Сергея Мандрыко, на сегодня в крае лицензии получили 415 УК. При этом 23 УК было отказано в выдаче лицензии, семь прекратили свою деятельность и порядка 60 – «бездомные». Во Владивостоке реально работают 95 УК (к ним не относятся ТСЖ и жилищные кооперативы), у которых в управлении находится от одного до 400 домов.

Хотя в обязанности ГЖИ входит выдача лицензий, решение об этом она принимает не самостоятельно. Предварительно рассмотрев документы, ГЖИ направляет свое заключение в лицензионную комиссию, подведомственную краевому департаменту ЖКХ, и только после положительного решения комиссии выдает лицензию.

УК проверяют по графику

Поскольку одна из основных функций ГЖИ – жилищный надзор, зашла речь об обращениях граждан и о проверках управляющих организаций. Так, график плановых проверок на следующий год формируется до 1 сентября года текущего. О времени их проведения можно узнать на сайте краевой прокуратуры, сюда график поступает на согласование.

Основанием для плановых проверок УК является постановление правительства № 416, в котором есть также список, на что должна обратить внимание ГЖИ. Перечень весьма обширен: наличие договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями (РСО), то, как УК рассматривает обращения граждан, ведется ли претензионная работа с должниками, перечисляются ли РСО деньги, степень подготовки домов к зиме, паспорта готовности, наличие технической документации. В ближайшем будущем в стандарты управления будут внесены изменения (информация об этом размещена на сайте Минстроя РФ). Изменится и список объектов для проверки, в частности, будет прописан временной режим реагирования аварийной службы.

Что касается проверок по обращениям граждан, то они узконаправленные. Если в обращении содержится жалоба на текущую кровлю, то и проверять будут исключительно кровлю, даже если в доме очевидны проблемы, например с подвалом.

Предъявите доказательства!

А вот информацию о том, как надо грамотно подавать жалобу, стоило послушать не только будущим управдомам.

По словам Сергея Мандрыко, в ГЖИ поступает огромный поток обращений (504 только за минувшую неделю).

– По закону мы имеем право проводить проверки документально, без выезда на место, – рассказал Сергей Анатольевич. – И зачастую выясняется, что обращение в жилинспекцию – это первое и единственное действие, которое совершил гражданин.

Однако собственник жилья должен понимать: за все, что происходит в его доме, по закону отвечает в первую очередь он сам! Он должен выбрать УК (действительно выбрать, а не согласиться на предложение первой попавшейся), составить грамотно (с учетом всех нюансов) договор управления с ней (а не подписать не глядя стандартный договор, который подсовывает УК), контролировать ее работу. И если возникли какие-то неполадки (например, ливневка засорилась и вода стоит на крыше), спросить именно УК, почему они возникли. Но прежде он должен взять договор управления и выяснить, есть ли там в пункте «Обязанности управляющей организации» строка «Чистка ливневых стоков».

В общем, прежде чем куда-то жаловаться, нужно задать вопрос себе: а что уже сделал я? Сергей Мандрыко привел пример. ГЖИ проиграла в суде одной из УК иск о текущей кровле просто потому, что представитель УК заявила: «А мы не знали об этой проблеме – нам жильцы не сообщили».

– Очень часто собственники вообще не сообщают о возникших проблемах в свою УК. Или сообщают не так. Сообщать нужно письменно и узнавать входящий номер регистрации обращения, – подчеркнул чиновник. – На деле многие жалобщики даже не знают о наличии договора управления! Так что, прежде чем от кого-то что-то требовать, подумайте, а выполнили ли вы свои обязательства. В ГЖИ идти нужно с доказательствами того, что вы уже обращались в свою управляющую организацию, и в этом случае мы сможем вам помочь. Это касается и формы обращения.

В настоящий момент законодательство установило: электронная форма обращений обязательно подтверждается регистрацией в ЕСИА. То есть вы заходите на портал госуслуг в свой личный кабинет (если вы в нем зарегистрированы, а если нет, самое время это сделать) или на портал ГИС ЖКХ и отправляете обращение. Таким образом, получатель понимает, кто действительный отправитель обращения. Только в этом случае оно будет рассмотрено.

Полезно знать

Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) – портал, на котором указаны все многоквартирные дома Приморья (и всей страны), почти все УК и примерно 50 % ТСЖ.

Чтобы пользоваться этим ресурсом, необходимо зарегистрировать свой личный кабинет через ЕСИА. В этом случае вам будет доступна информация о вашем доме, вашей УК (или ТСЖ), о том, с кем она заключила договоры на получение ресурсов.

Со следующего года возможности портала расширятся: через ГИС ЖКХ в обязательном порядке должна будет представляться платежная квитанция, соответственно, через портал граждане смогут оплачивать коммунальные и жилищные услуги. Также из личного кабинета можно отправлять жалобы и претензии как управляющим, так и ресурсоснабжающим организациям, вносить информацию по приборам учета, отслеживать потраченные ресурсы.

Справка «В»

Следующий экспресс-курс «Молодой управдом» состоится весной 2018 года, а занятия школы «Управдом» будут продолжены в этом году. Анонсы семинаров будут размещены на официальном сайте администрации Владивостока. Организаторы школы – администрация города и некоммерческая организация «Домовой контроль». Обучение проходит на бесплатной основе.


Автор: Лика ТКАЧЕНКО