По пиратам – авторитетом и кипятком
Что могло заставить морских разбойников поджать хвосты
Почему пираты XX века, в отличие от пиратов века нынешнего, опасались нападать на советские суда
Нападение пиратов на сухогруз BBC Caribbean в территориальных водах Нигерии в феврале 2017 года оказалось едва ли не самой обсуждаемой новостью в мировых СМИ в те дни. Напомним, что в результате этого абордажа были похищены с целью выкупа семь граждан России и гражданин Украины.
В ноябре 2016 года в территориальных водах Бенина в результате бандитского нападения на судно-рефрижератор «Сароник Бриз», принадлежащий судоходной компании «Дальрифер», были захвачены трое моряков – российских граждан. Их освободили только через месяц.
В январе 2014-го военные Сенегала задержали российское рыболовное судно «Олег Найденов» в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау. Сенегальские власти обвинили его экипаж в незаконном лове рыбы в водах своего государства. Между тем, по информации представителя компании-судовладельца «Феникс» (Мурманск), судно вело промысел с соответствующими разрешениями. На борту траулера находилось 62 гражданина России и 23 гражданина Гвинеи-Бисау...
Этот список можно продолжать еще долго. Участившиеся налеты современных корсаров на гражданские суда – огромная проблема для мирных мореходов. Своим видением ситуации поделился с корреспондентом «В» Анатолий Семашко, бывший капитан-директор рыбомучной плавбазы «Алексей Чуев», 40 лет своей жизни отдавший рыбной промышленности нашей страны.
Оборонялись ломами и кипятком
Как утверждает Анатолий Александрович, во времена Советского Союза ничего подобного не произошло бы. В те годы флот, рыбодобывающий и торговый, был государственной собственностью. И государство его защищало, в какой бы части Мирового океана наши суда ни работали. А капитан судна был представителем государства.
Устав рыбопромыслового флота СССР был почти военным. Его утверждали ЦК КПСС, генпрокуратура, КГБ, профсоюзы. У капитана была непомерно тяжелая ответственность перед государством. Капитан плавбазы утверждался министерством рыбного хозяйства. И за проступки его привлекали к ответственности, как государственного преступника.
– Советский Союз свою собственность охранял на всех морях и океанах. У нас в Индийском океане была мощнейшая группировка – 80 боевых кораблей, все западное побережье Африки контролировалось ими, – вспоминает Анатолий Семашко. – В 1974 году, когда я ходил в кругосветку с курсантами Дальрыбвтуза на учебно-производственном судне «Квадрант», у меня была карта с указанием дислокации наших боевых кораблей на протяжении всего моего маршрута. И я знал: если с нами что-то случится, мне достаточно дать в эфир специальный кодированный сигнал, и помощь придет незамедлительно. Это во-первых. Во-вторых, иностранные государства боялись и уважали Советский Союз.
Со мной был интересный случай. Прохожу я на «Квадранте» Сингапурский пролив – самый опасный по тем временам район. Тогда много писали о пиратах мадам Вонг, так это была их вотчина. Они там хозяйничали, как у себя в огороде. Мы шли ночью при погашенных огнях. Помощник мне докладывает: «Нас догоняют две быстроходные цели». Я сразу понял, что это пираты. Они нас догнали, осветили прожекторами трубу, а на трубе с двух сторон – красный флаг с серпом и молотом. Пираты тут же развернулись и скрылись в темноте. На советские суда боялись нападать!
На памяти Анатолия Семашко единственное нападение на советское судно произошло в районе восточного побережья Африки. Сухогруз Таллинского пароходства стоял там на рейде, когда его попытались захватить пираты. Капитан по трансляции напрямую обратился к властям: «Нападение на советское судно! Снимаюсь с якоря, выхожу в море». Он действительно поднял якорь и вышел в море. Когда представители местной власти на катере подошли к судну, около него плавали 12 трупов пиратов. Вот так оборонялись горячие эстонские парни – ломами и кипятком.
Мы были под защитой Родины
– В море советские суда были защищены своим военным флотом. Но в иностранных портах, куда заходили наши моряки и рыбаки и где не было российских военных, наверняка случались провокации?
– Не исключаю такой возможности, – соглашается Анатолий Александрович. – Но на территории заграничных портов, где швартовались российские суда, работал авторитет нашей страны. В 1968-м (мне тогда был 31 год) на пути в Антарктику мы зашли в Сингапур. А этот город только что стал республикой. Раньше мы тоже заходили в Сингапур и от проституток и наркоманов нам проходу не было. А через год – все чисто, все по-другому. Тогда на рейде стояло авианосно-ударное соединение США с кучей кораблей охранения. И боты с матросами и морскими пехотинцами мотались от кораблей до берега и обратно, как челноки. На берегу, прямо на вокзале, была размещена их радиостанция, а по городу барражировала военная полиция.
Обычно в город мы выбирались группами, но в тот день я пошел один. Как полагается – в шортах, в гольфах, знаков отличия нет, весь в белом и в очках. На берегу в диспетчерской подаю документы девушке-диспетчеру и называю себя по-английски, так, мол, и так, капитан советского судна. Отметился, иду по причалу в сторону проходной. И тут с рейда подходит очередной бот с американскими матросами. Человек, наверное, 30. Галдят, шумят, что-то обсуждают. И вдруг – бабах, грязная банановая кожура падает на мою белую рубашку! Диспетчер это видела, она подошла к двум офицерам, сопровождавшим матросов, и что-то им сказала. Я услышал лишь слова «советский капитан». Один из офицеров тут же построил свою команду в шеренгу и стал допытываться, кто это сделал. Подходит к одному матросу: «You?» («Ты?»). Тот молчит, а он ему кулаком по морде! К другому подходит: «You?» – и снова бах по фейсу! К третьему: «You?» – и вновь по морде. После экзекуции офицер подошел ко мне, правую руку под козырек: «I’m sorry, captain!» («Извините, капитан!»). Я ему: «No problem» («Без проблем»)... Вот как тогда уважали нашу страну! Мы тогда были в авторитете.
– В последние пять-шесть лет участились случаи нападения пиратов на гражданские суда. Как вы думаете, почему?
– Потому что в начале 70-х годов изменилась военная концепция на море: корабли не топить, не торпедировать, а захватывать в качестве трофея. Сейчас есть вертолет, высадил на борт спецназ – и все! А раньше пираты и иностранные военные, зная, что советские моряки не сдают свои суда, никогда не нападали на нас. Хотя мы имели информацию, что в районе Индонезийского архипелага, в районе Малой Азии регулярно происходили нападения на суда других государств. Даже в районе Южной Америки пиратство процветало. Но нас, русских, боялись. Повторяю: все потому, что суда были собственностью государства, а не каких-то фирм и компаний-однодневок.
Рэкет – родной брат пиратства
В истории плавбазы «Алексей Чуев» тоже был один налет. Только не в тропических морях, а на ближнем рейде... Владивостока.
Когда плавбаза вернулась с пятимесячной путины, руководство ВБТРФ, которой принадлежало судно, желая наградить рыбаков за доблестный труд, отправило «Алексея Чуева» в южнокорейский порт Пусан. На борту также находились туристы.
В ночь на 13 июля 1994 года плавбаза вернулась во Владивосток и встала на рейд вблизи бухты Диомид. После завершения таможенного досмотра к ней пришвартовалось несколько катеров, и с них на борт плавбазы беспрепятственно забрались около 30 молодчиков в спортивной форме. Они стали угрожать туристам и членам экипажа ножами и пистолетами. Рэкетиры жестоко били всех, кто не хотел отдавать вещи, купленные в Корее. Избиение и грабеж растянулись до поздней ночи. На одной из палуб даже была слышна стрельба, однако в милицейском протоколе о каких-либо жертвах не было сказано ни слова.
В момент нападения на «Алексее Чуеве» находилось свыше 500 человек, в основном рыбаки. К слову, на протяжении всего рейса из Владивостока в Пусан и обратно плавбазу будто бы преследовал злой рок: двое членов экипажа умерли от употребления паленой водки, купленной в Пусане, еще один повесился...
– Ходил слух, что в 1988 году, когда во Владивостоке готовились к встрече секретаря ЦК КПСС Александры Бирюковой, в спешном порядке не только красили облезлые стены здания Морского вокзала, но и вырезали кусок стального борта у плавбазы «Алексей Чуев», чтобы высокой гостье удобнее было взойти на борт.
– Да это неправда! – смеется Анатолий Александрович. – Вырезали только кусок фальшборта – по сути, лист железа. И закрепили его на петлях, как калитку, потому что трап не ложился горизонтально с берега на плавбазу.
– Вы наверняка помните черно-белый фильм «ЧП» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, где было показано нападение на советский танкер. А ведь он снят на основе реальных событий.
– Это было не нападение, а захват судна. Это была политическая акция марионеточного правительства Тайваня против нашего государства с подачи американцев. Но это уже другая история...
Справка «В»
Анатолий Александрович Семашко – заслуженный работник рыбного хозяйства России. Родился 7 ноября 1937 года. Окончил Дальневосточную мореходную школу, Дальрыбвтуз. Работал капитаном на многих судах, в том числе 12 лет капитан-директором рыбомучной плавбазы «Алексей Чуев» Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота Министерства рыбного хозяйства СССР. Его 40-летняя работа в рыбной отрасли страны отмечена орденами Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «300 лет Российскому флоту».
Автор: Сергей КОЖИН