Сделано в СССР

Подлинные образцы советского дизайна способны вернуть россиянам память и гордость

26 апр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4121 (60) от 26 апр. 2017
8f86cefda33bd1a92260798ae480ca5b.jpg

«У советских собственная гордость», в том числе и в области дизайна

Когда к людям почтенного возраста, которые приходят на эту необычную выставку, смотрители залов обращаются с вопросом: «Может быть, вам экскурсию устроить?» – они в ответ обижаются. И гордо говорят: «Да мы сами вам можем тут экскурсию провести! Это же все про нашу жизнь!» И действительно – про жизнь. До последней спички, можно сказать.

Выставка «Советский дизайн 1950–1980» рассказывает именно о том, что окружало советского человека каждый день, в любую минуту его жизни. Ведь дизайн – это не что-то там такое заоблачное. Это удобная кружка, которую приятно держать в руке. Красивая и со смыслом игрушка. Удачная обувь. Комфортное кресло. Да все на свете! Дизайн окружает нас, является и всегда был неотъемлемой частью жизни любого человека. Цель дизайна – сделать жизнь человека проще, удобнее, безопаснее, и в этом смысле советский дизайн был поистине образцовым.

Спасли и сохранили

Выставка «Советский дизайн 1950–1980» открылась на днях и будет работать фактически все лето в центре современного искусства «Заря». А придумали ее и собрали экспонаты по крохам сотрудники Московского музея дизайна. Начало было положено пять лет назад, в 2012-м.

– Тогда мы, группа энтузиастов – архитекторы, дизайнеры, искусствоведы (я вот, например, окончила Строгановское художественное училище), зарегистрировали Московский музей дизайна, – рассказывает куратор выставки Александра Санькова. – Мы все бывали за границей и знали, что в любой развитой стране есть музей дизайна, причем иногда даже не один. А в России дизайн есть, а музея нет... Мы решили сделать его сами.

Кое-что у каждого из нас было в коллекциях, а за более серьезным пополнением мы обратились к знакомым, преподавателям, у которых учились. И они шли навстречу, многое дарили. А затем слух о том, что образовывается такой музей, разнесся по столице, по профессиональным сообществам, и на нас стали выходить люди, работавшие в ХКБ – художественно-конструкторских бюро при разных заводах, в НИИ, занимавшихся технической эстетикой. И они говорили с досадой: ребята, где ж вы были раньше, ведь по нам прошлись лихие 90-е...

Знаете, 90-е годы были и впрямь сущим ужасом. Вот смотрите, в СССР в каждой отрасли существовал НИИ по дизайну. Например, институт «Игрушка», ВНИИТЭ – Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, отделение при Московском союзе художников «Промграфика», которое разрабатывало фирменный стиль каждому советскому крупному заводу, и так далее. При каждом министерстве было ХКБ, например, «Легмаш» при министерстве легкой промышленности. В этих бюро работали невероятно творческие, уникальные люди, высокопрофессиональные.

ВНИИТЭ открыли в конце 60-х, у него были филиалы по всей стране, в том числе в Хабаровске. Именно в белорусском филиале ВНИИТЭ, например, разработали дизайн «БелАЗа», самого большого в мире самосвала, который выпускается и сегодня в том виде, в каком его придумали.

Этот институт вел потрясающую выставочную деятельность, возил выставки советского дизайна по всему миру, тесно сотрудничал с западными коллегами. Причем следил и за тем, чтобы наши разработчики не копировали западный дизайн, а, опираясь на имеющийся опыт, придумывали свое.

И вот пришли 90-е, и страна вдруг стала активно избавляться от «балласта». В том числе от художественно-конструкторских бюро, от ВНИИТЭ. Архивы филиалов были просто выброшены, было закрыто опытное производство ВНИИТЭ, дизайн-центр на Тверской улице, где хранились перспективные разработки, макеты новых товаров. Все это собрали в два контейнера и отвезли на помойку. Людей увольняли. В итоге от ВНИИТЭ почти ничего не осталось. Создатель института Игорь Соловьев, основатель Союза дизайнеров СССР, разочаровавшись в том, что творилось во времена Ельцина, уехал в Англию...

Работавшие в институте до разгрома дизайнеры с радостью открывали нам свои тайны: я унес с собой чертежи, когда меня сократили; эскизы забрал домой; спрятал и унес макет; сохранил что мог... И мы начали все это собирать. А потом узнали, что некоторое время назад в Россию вернулся и Игорь Соловьев. Познакомились с ним, а он познакомил нас со своей старой гвардией. Именно от этих людей мы получили множество даров, записали интервью с ними.

В общем, когда мы в Лондоне показали выставку, которая сейчас представлена во Владивостоке, мы слышали постоянно одну и ту же реакцию: «Как?! У вас все это было и вы сами все это разрушили? Как же так?!» Европейцы, у которых в музеях дизайна хранятся предметы XVII века, которые бережно собирают все эскизы и архивы, не могли понять, как же так можно было поступить. Ну вот, отвечали мы, так вот бывает...

От неваляшки до «Фотоснайпера»

Да, читатель, создатели Московского музея дизайна, которые привезли во Владивосток выставку советского дизайна, не просто сохранили и спасли уникальные предметы. Они вернули нам, россиянам, память и гордость.

Между прочим, именно за выставку советского дизайна музей получил главную награду Лондонской биеннале дизайна, и мы, владивостокцы, увидим ее именно в том виде, в каком ею восхищались и лондонцы, и голландцы, и москвичи.

– Во Владивосток мы не привезли только автомобиль «Москвич», так как это было технически сложно, – говорит Александра Санькова. – Вообще, владивостокцы и жители Приморья увидят даже больше, потому что с 2012 года нам принесли и подарили немало новых экспонатов. Бывало, на выставку приходили бабушки с чемоданами и тележками и говорили: я вот тут храню-храню, сама не знаю зачем, может, вам пригодится...

Выставка сформирована по разделам – от игрушек до мебели и техники. К каждому разделу есть видеоинтервью с теми советскими дизайнерами, которых музейщикам удалось найти, которые и создавали эти предметы.

– Смысл дизайна – сделать жизнь человека проще, лучше, практичнее, безопаснее, – объясняет куратор выставки. – И в своем музее мы решили рассказать историю российского дизайна от авангарда до настоящего времени. Мы хотели узнать (ведь нам самим было интересно) и рассказать людям, кто спроектировал, например, знаменитую неваляшку, кто придумал термосы, из которых мы пили на даче чай, и многое другое...

Прогулка по этой выставке может стать своего рода ностальгическим путешествием в детство и юность – для тех, кто родился в СССР. Или целым миром открытий – для тех, кто эту эпоху уже не застал.

В самом деле, где сегодня такое можно увидеть? Вот факел Московской Олимпиады и кеды с ее же символикой. Вот этикетки от советских вин и крепких напитков, упаковки парфюма советского производства – от всем известных духов «Красная Москва» до легендарного одеколона «Север», флакон которого, по легенде, создал Казимир Малевич. Набор кукол в одежде для разных профессий. Этот детский прогулочный автомобильчик сделан в конце 60-х, а кататься на нем можно и сегодня – вот пример неубиваемого производства! Коробка из-под макаронных изделий «рожки» и бутылки из-под молока, ряженки и сливок (как известно, в СССР они различались только цветом крышек из фольги).

А вот истинное чудо – телевизор «КВН» с линзой, в которую надо было наливать воду. Или радиоприемник «Воронеж» в виде книги. Настоящие, сделанные во ВНИИТЭ макеты снегохода и автобуса РАФ. Фотоаппарат «Фотоснайпер» в виде ружья с прикладом. Трюмо и кресла, диван из лимитированной партии мебели, выпускавшейся только для творческой элиты – знаменитых писателей, актеров. Образцы росписи тканей, часы, кинокамеры, коробки из-под конфет... Ей-богу, глаза разбегаются! И это только малая часть того, что можно увидеть на выставке.

И никакой пошлости

– В СССР не было такого слова – «дизайн», было понятие технической эстетики. Драйверами развития этой сферы в стране был не запрос потребителя, не спрос на функциональную и эстетичную продукцию, а плановая экономика, определение дизайна сверху. Это уникальная ситуация, когда дизайн определялся не только функционально, но и идеологически, – рассказывает Александра Санькова. – Вот пример: набор игрушек, где каждая кукла в костюме представителя какой-то профессии. Это имело глубокий смысл. Ребенок с младых ногтей самоопределялся, выбирая, что ему больше нравится, – кукла-пожарный или кукла-врач. Малышу как бы говорили: ты вырастешь и выберешь профессию, будешь работать на благо общества. Не было того ощущения, которое несут многие современные игрушки, что ты сначала вырастешь, а уж когда-то потом определишься, кем хочешь быть...

Более 500 предметов (все до единого – оригиналы!) советского быта представлены на выставке. Мало того, во время ее работы будет действовать большая просветительская и образовательная программа, в рамках которой состоится показ фильма «Советский дизайн», снятый силами ВНИИТЭ в 70-х годах и коротко и ясно рассказывающий, зачем и для чего в СССР нужен был дизайн.

– Однако неправильно было бы считать, что это выставка советского быта, – подчеркивает Александра Санькова. – Мы берем в коллекцию не все. Были, разумеется, в то время и пошлость в ширпотребе, и неудачные разработки. Мы же показываем только то, что является образцом хорошего дизайна, только те модели, в технологии которых присутствовала инновация, либо те, которые идеально отражают время и стиль. 

                 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ