Мастер-план не сошелся с генпланом
Зачем японцы запрашивают у приморских властей информацию под грифом «секретно»?
Как в будущем должна выглядеть столица Приморья? Сегодня ведется разработка сразу двух концепций развития города, причем параллельно. Первая – это собственно генплан Владивостока. Вторая – мастер-план, к которому подключены санкт-петербургское КБ «Стрелка» и японская архитектурно-инжиниринговая компания Nikken Sekkei.
Пока раздвоение градостроительных взглядов больше создает вопросов, чем их решает, считает Максим Веденев, и.о. директора департамента градостроительства Приморского края.
Хотят лучше, получается хуже
Напомним, что в мае прошлого года в Сочи прошла встреча глав Японии и России, на которой премьер Синдзо Абэ предложил план сотрудничества, состоящий из восьми пунктов. Один из них – развитие комфортных городов. В качестве модели для осуществления проекта были выбраны два муниципалитета: Владивосток и Воронеж. Японские специалисты уже навещали приморскую столицу для выявления ключевых направлений взаимодействия.
К мероприятиям привлечено сильное федеральное внимание: ответственным за реализацию проектов со стороны России назначен Минстрой, со стороны Японии – также профильное министерство.
Одновременно администрация Приморского края занимается формированием генплана Владивостокской агломерации, в которую помимо приморской столицы входят Артем, Шкотовский и Надеждинский районы. Работы ведутся в рамках программы «Подготовка проектов изменений документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, вошедших во Владивостокскую агломерацию». На их реализацию в 2017 году предусмотрено 12 млн рублей. Контракт заключен и будет завершен в конце третьего квартала.
– Работа гигантская, – прокомментировал Максим Веденев на заседании экономического комитета ЗС ПК. – И она осложняется инициативой Минстроя о включении в генплан мастер-плана, которым занимаются КБ «Стрелка» и компания Nikken Sekkei. Рабочие группы собираются регулярно, и вопросов пока возникает намного больше, чем нужно.
По его словам, самого понятия «мастер-план» в Градостроительном кодексе не существует. А концепция, предлагаемая сегодня японскими специалистами, меняет имеющийся генплан не в лучшую сторону.
– На последнем совещании у замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрея Чибиса мы просили его пересмотреть мастер-план, – сообщил Веденев. – Он существенно ухудшает существующий генплан Владивостока и прилегающих территорий. В нем, например, убраны планируемые мосты с острова Русского на остров Попова, а также с Попова на остров Рейнеке.
А что скажут спецслужбы?
Кроме того, взаимодействие обременяется тем, что японская сторона запрашивает материалы, которые являются… засекреченной информацией.
– Доходит до того, что мы представляем иностранным специалистам карту Русского острова в виде контура. Замминистра очень сильно ругает нас по этому поводу, – пожаловался Максим Сергеевич. – Но что я могу сделать? Буквально вчера я направил письма в прокуратуру и УФСБ Приморского края с просьбой дать четкое разъяснение, что можно представлять, а что нельзя. На все требования специалистов хочу заручиться поддержкой органов.
Отметим, что местные эксперты уже отмечали сложности в подключении японской стороны к развитию приморской столицы. Ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев считает, что мы навешиваем на сложившуюся структуру совместных действий новые проекты, усложняем и утяжеляем ее. По его мнению, это может привести к тому, что все предложения, которые делают японцы по логистике и транспорту, завтра или через два года могут оказаться не совсем уместными.
При этом одновременно эксперты говорят о том, что поддержка японцев – сильный козырь в развитии городской инфраструктуры. Профессор кафедры мировой экономики Школы экономических наук ДВФУ Тагир Худзиятов отмечает, что у японцев существует план экспорта инфраструктуры, и считает использование опыта специалистов из Страны восходящего солнца положительным.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ