Трудно стать богатым, рассуждая по-бедному
Граждане не уважают тех, кто умеет «делать деньги», и не любят тех, у кого они есть. При этом любят деньги, которые у них в руках, и хотят иметь их больше, чем у соседа. Вырваться из этого круга не получается: трудно стать богатым, имея психологию бедняка, считает Владимир Рувинский, журналист издания «Коммерсант/Деньги».
По данным «Левада-центра», 70 % граждан РФ уверены, что законным способом разбогатеть невозможно. Это прогресс – в 2006 году так считали 83 %.
– Круг потребительских нужд у большинства российских семей ограничен текущими задачами повседневной жизни. Питание, одежда, отдых – это предел мечтаний, – говорит Марина Красильникова, глава отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра». – Невозможность вырваться из круга повседневности вызывает раздражение и озлобление, в том числе к богатым.
То, что большие деньги – это всегда криминал, конечно, миф. У его истоков, считает гендиректор консалтинговой компании Михаил Дымшиц, советское воспитание и марксистская политэкономия. Предприниматель якобы присваивает прибавочную стоимость, а сам ничего не производит.
– Неприятие возникает даже на уровне наемных сотрудников, когда люди видят, что человек из их коллектива, во-первых, хотел заработать, во-вторых, заработал больше, а они сидели ровно. Конечно, он гад, – рассуждает Дымшиц.
С начала нулевых число россиян, испытывающих уважение к тем, кто умеет «делать деньги», снизилось на треть – с 38 % в 2001 году до 27 % в 2017-м, следует из предоставленных изданию «Деньги» результатов свежего опроса «Левада-центра».
– Несмотря на рост уровня жизни в первые годы нынешнего века, большинству россиян денежные доходы не позволяют даже задумываться о том, чтобы самостоятельно решать свои жилищные проблемы, получать качественное образование и медицинскую помощь. Эти цели кажутся многим столь нереальными, что они даже не пытаются их достичь, – считает Красильникова.
Советское отношение
Российский человек по отношению к деньгам остался советским: деньги предпочитает не зарабатывать, а получать.
А вот доля инициативных людей, готовых взять на себя ответственность и открыть свое дело, все последние 27 лет была неизменно низкой – 7–10 %. Кроме того, 60 % россиян в опросах «Левада-центра» допускают неравенство доходов, но только если разрыв между бедными и богатыми не слишком велик. А еще 28 % вообще считают неравенство доходов вредным.
В 2016 году 80 % граждан сообщили, что им не хватает денег до зарплаты. Не хватает, впрочем, не только потому, что малы доходы, но и потому, что велики расходы. Тратить, а не копить в условиях, когда доходы годами росли двузначными темпами, а инфляция съедала сбережения, долго было рациональным поведением россиян.
В 1997 году с мнением, что лучше деньги потратить, потому что неизвестно, что будет в будущем, соглашались 17 % опрошенных. В 2016-м – всего 5 % (в обоих случаях больше всего – безработные и пенсионеры).
Не хотят россияне и планировать семейный бюджет. С тем, что это необходимо, согласны только 34 % опрошенных, рассказали «Деньгам» в «Левада-центре».
Но чтобы накопить на что-то более или менее значимое, нужны доходы хотя бы в 60–70 тыс. руб. в месяц. По данным Росстата, такие доходы лишь у 10 % населения.
То есть оказаться на этом финансовом плато жизненной стабильности для подавляющего большинства просто невозможно.
И не стоит обманываться тем, что на банковских депозитах граждан РФ скопилось уже больше 23 трлн руб., или около 160 тыс. на каждого россиянина. Это деньги даже не 10 % населения, а прослойки, которую можно было бы назвать статистической погрешностью, следует из соцопросов.
Автор: Отдел экономики «В»