Космос, море и культура
Что на Дальнем Востоке лучше всего поддается развитию?
В преддверии третьего Восточного экономического форума, который состоится во Владивостоке в начале сентября, эксперты региона делятся своими взглядами на то, какие направления наиболее привлекательны для иностранного капитала. Эти точки зрения могут быть и справедливыми, и спорными, но они имеют право на существование.
Свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития, дальневосточный гектар – за последние годы властью принимаются беспрецедентные меры поддержки нашего региона. Были созданы мощные инструменты для привлечения инвестиций. Однако многое зависит не только от инструментария, но и от умелости рук, которые за него берутся. Готов ли регион к прорывам? Об этом рассуждали гости передачи «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Диалог с Японией
– Министр обороны РФ Сергей Шойгу и глава министерства иностранных дел Сергей Лавров в эти дни находятся в Токио и ведут разговоры с японскими коллегами, – начал разговор Андрей Калачинский. – Это одна новость. Вторая – японские специалисты, сотрудники института Номура, проводят крупное комплексное исследование во Владивостоке, анкетирование жителей и ищут пути, как улучшить инфраструктуру города. Как эти события связаны? Если бы премьер-министр Японии Синдзо Абэ на Восточном экономическом форуме в сентябре прошлого года не сказал, что Япония готова сделать все от нее зависящее, чтобы заключить мирный договор с Россией, не было бы ни визита министров, ни визита японских специалистов во Владивосток.
Напомним: в прошлом сентябре Синдзо Абэ пообещал, что японская сторона возьмет пять городов в России для исследования и разработки проектов улучшения их инфраструктуры. В список попали Владивосток, Воронеж, Волгоград, Новосибирск и Казань. Основные направления: исследование трафика и транспортных схем для подготовки предложений по изменению пассажиропотоков, бестраншейный ремонт трубопроводных систем, малоэтажное строительство с использованием экологически чистых материалов и переработка твердых бытовых отходов.
– Ситуация, прямо скажем, замечательная, – отметил Юрий Авдеев, ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии. – Возникает картина, что Япония после долгого периода наблюдения за нами со стороны включается в активный диалог. Но давайте вспомним начало 90-х годов, когда Владивосток наконец-то стал открытым городом. Одним из наиболее активных потоков иностранцев был как раз японский. Были установлены побратимские связи, были обмены делегациями и первые попытки бизнеса обозначить здесь свой интерес. К слову, там, где сейчас стоит гостиница «Хендэ», изначально планировали строиться японцы. Место выбирали они. Дальше дело не пошло, потому что мы тогда не были готовы. То есть на экономическом уровне попытки прийти во Владивосток у Японии были уже давно.
Сейчас все рассматривают российско-японский диалог через призму ВЭФ, забывая о том, что история нашего диалога гораздо старше. Начинать нумерацию международных встреч надо не с ВЭФ и не с саммита АТЭС-2012. Еще в 1990 году (в режиме закрытого города) во Владивостоке была проведена первая Азиатско-Тихоокеанская встреча. Между прочим, делегацию СССР возглавлял тогдашний министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе. Отсюда стоит брать отсчет. Затем в середине 2000-х у нас проходили Тихоокеанские форумы. Все они служили подготовкой, созданием почвы для дальнейших действий.
Мы довольно часто упускаем из виду то, что было, и каждый раз стараемся начать диалог с чистого листа, отбрасывая в сторону накопленный опыт взаимоотношений.
Поэтому то, что делается сейчас, прекрасно. С одной стороны. С другой – мы навешиваем на сложившуюся структуру совместных действий новые проекты, усложняем и утяжеляем ее. Например, сегодня все экономические тенденции указывают на то, что логистический центр Приморья перемещается в Артем. В связи с этим все предложения, которые делают японцы по логистике и транспорту, завтра или через два года могут оказаться не совсем уместными.
Дела стратегические
По словам эксперта, чтобы специалисты Страны восходящего солнца работали эффективно, нужно обратиться к Стратегии развития Владивостока.
– Мы какую задачу решаем? Глава Минвостокразвития Александр Галушка предлагает в качестве главной темы повестки третьего ВЭФ взять развитие Дальнего Востока. Но это очень обобщенная тема, – считает Юрий Авдеев. – Также меня насторожило, когда доктор технических наук и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский на экономическом форуме в Сочи заявил, что нечего на грядущем ВЭФ разводить теорию, что нужно заниматься практическими вопросами. Но разве мы с теорией совсем разобрались? Или мы все-таки должны посмотреть, как развиваться Владивостоку, Приморскому краю и Дальнему Востоку в перспективе?
– Губернатору важно знать, сколько приедет гостей, на какую сумму будут заключены возможные инвестиционные предложения, сколько рабочих мест будет создано, – отметил Андрей Калачинский. – По этим показателям он отчитывается. Но конкретного видения, что будет во Владивостоке через два-три года, нет. При этом запущены механизмы свободного порта Владивосток, ТОР, облегченного визового режима. Есть какие-то сдвиги в области сельского хозяйства, приходят крупные агрохолдинги, создают большие предприятия по производству мяса и свинины. Но дальше что? С чем нам выходить на мировой рынок и почему бизнес должен выбрать Владивосток, а не китайский Шэньчжэнь?
От крупного к малому
Один из индикаторов эффективности инвестиционных инструментов, который сегодня широко обсуждается, – снижение планки при входе резидентов в свободный порт Владивосток. В первоначальном проекте она была обозначена суммой в 50 миллионов рублей инвестиций. Затем ее снизили до 5 миллионов. Сейчас разговор идет о том, чтобы опустить ее до миллиона или 500 тысяч.
– На самом деле это свидетельствует о том, что крупный бизнес к нам не идет, – сообщил Юрий Авдеев. – При отсутствии общей стратегии пытаемся ее заместить мелочовкой, из которой общая стратегия не сложится. Меня волнует даже не это, меня волнует следующий момент: всем льготам через десять лет придет конец. Останутся ли эти мелкие производства?
– Было время, когда в Приморье пришел инвестор из Южной Кореи и развернул сеть пошивочных мастерских, – отметил Андрей Калачинский. – Более 27 фабрик. Через пять лет, когда закончился режим преференций, они все свернулись и исчезли. Это был капитал низшего уровня, который пришел, воспользовавшись льготами, и ушел, когда они прекратились.
– Скоро будет третий ВЭФ, на котором губернатор привычно отрапортует о планируемых миллиардных инвестициях, и все уляжется до четвертого, – считает Юрий Авдеев. – Разговоры о планируемых денежных вливаниях останутся разговорами, пока в повестку не будет внесено главное. Почему нет ставки на передовые области?
Сильные стороны ДВ
По словам Юрия Авдеева, у России есть как минимум три конкурентные области, которые присутствуют и на Дальнем Востоке.
– Первое – это все, что связано с космосом, – отметил эксперт. – Тут все не просто, потому что Китай нас догоняет со страшной силой. Есть опасность эту нишу упустить. Но на данном этапе мы имеем превосходство, которое должно быть использовано.
Второе – освоение Мирового океана. Сюда включены и исследовательская деятельность, и судостроение, и судоремонт, и современная энергетика, и шельфы, и запуск космических кораблей с экваториальной части Тихого океана, и многие другие вещи, включая марикультуру, биоразнообразие, рыболовство.
Третье – культурная сфера, которую часто обходят стороной и не рассматривают серьезно. Но в достижениях театра, драматургии, живописи, балета и музыки наша страна по-прежнему ценится очень высоко и представляет продукт, интересный мировому сообществу.
– Это три основных момента, – подчеркнул эксперт. – И меня беспокоит, что, когда в сентябре соберется третий ВЭФ, вновь разговоры будут касаться инвестиций, планов и денег, которые, может быть, придут, а может быть, не придут. А инвестор ждет от нас ответа на простой вопрос: чего вы сами-то хотите? На мой взгляд, на форуме необходимо показать наши сильные стороны. Направления, в которых мы уже развиты. И те преференции, которые несут СПВ и ТОР, должны направляться по этим трем названным областям.
Мы живем в городе, миссия которого заключается в том, чтобы стать одним из важнейших центров Азии. С одной свининой и молоком мы таким центром не станем.
На мой взгляд, на восточной окраине России должен быть создан мировой город, подобный Москве или Санкт-Петербургу. Владивосток объединяет всю Россию и Европу с Азией.
И бюджет, и кадры
По мнению эксперта, для реализации этой цели серьезной трансформации должна быть подвергнута бюджетная и кадровая политика.
– Сегодня бюджет Владивостока составляет около 11 миллиардов рублей, – сообщил Юрий Авдеев. – Мне кажется, у города должен быть намного больший ресурс развития. Более того, когда все решения азиатских вопросов принимаются в Москве, это не совсем правильно. Решения должны приниматься здесь. Все функции по линии министерства иностранных дел, связанные с Азией, должны также осуществляться здесь. И глава Минвостокразвития должен 90 процентов времени проводить здесь, а не в Москве. Нужно подготовить программу, по которой часть управленческого аппарата работала бы во Владивостоке.
Автор: Евгений СИДОРОВ