ТОР: ТОРопятся создать новые и ТОРмозятся действующие
Особенности реализации прорывных экономических проектов в условиях Приморья и всего Дальнего Востока
Новая территория опережающего развития (ТОР) – «Нефтехимический» – появилась в марте в Приморье. Соответствующее постановление подписал председатель правительства России Дмитрий Медведев.
На сегодняшний день в нашем крае уже имеются три ТОР: «Михайловская» (аграрный бизнес, выпуск продуктов питания), «Большой Камень» (гражданское судостроительное производство на базе Дальневосточного завода «Звезда») и «Надеждинская» (логистика, транспорт, выпуск промышленных товаров). Ни одна из них еще не заработала, хотя их создали сразу же после Первого Восточного экономического форума в 2015 году совместно с порто-франко во Владивостоке.
Как развернется реализация нового проекта, покажет время. Перспективы же рисуются весьма заманчивые.
Приморье должно стать центром нефтехимии
Итак, что касается ТОР «Нефтехимический», то это давний проект по возведению нефтехимического комбината в Партизанском районе. Впервые «В» о нем написал еще 4,5 года назад, когда глава НК «Роснефть» Игорь Сечин рассказал об этой идее на брифинге по итогам саммита АТЭС-2012 на острове Русском. За это время создали штаб стройки, выбрали площадку, подготовили несколько экологических экспертиз и экономических обоснований, провели в Партизанском районе общественные слушания. Так что работы начнутся не с чистого листа.
Проект грандиозный. По заявленным масштабам его можно сравнить со строительством Восточного порта. Благодаря ТОР как механизму, позволяющему снизить себестоимость проекта, и будет возведен Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК). Строить его будет крупнейшая российская нефтедобывающая компания – «Роснефть».
По оценке Минвостокразвития, с созданием ТОР «Нефтехимический» планируется привлечь более 540 млрд рублей частных инвестиций и заемных средств. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано не менее 3,5 тысячи рабочих мест, не считая собственно строителей и производителей оборудования. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней до 2025 года ожидаются в размере более 111,7 млрд рублей.
Сырая нефть будет поставляться на ВХНК по имеющимся трубопроводам из Восточной Сибири, Якутии и с Сахалина.
Планируется, что проект будет реализован в две очереди. Первая предполагает создание производства по нефтепереработке мощностью 12 млн тонн нефти в год с выпуском светлых и темных видов топлива, включая бензин высокой очистки, солярку и авиационный керосин. Вторая очередь будет связана с производством продуктов нефтехимии мощностью 3,4 млн тонн (расчетное количество сырья).
Предполагаемые объемы выпуска готовой продукции гораздо больше, чем требуется для российского Дальнего Востока. Поэтому будущий комплекс изначально ориентируется на экспорт, благо что по соседству имеется специальный нефтяной порт в бухте Козьмина. Это значит, что в дальнейшем нефтяного сырья будет продаваться за рубеж меньше, а выпускаемых продуктов с высокой добавленной стоимостью – больше. Потребители в АТР будут вынуждены покупать продукты нефтехимии в Приморье. И никто не сможет уже бросить в спину России унизительно-презрительное – «региональная бензоколонка».
Вице-премьер, полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев отметил, что в рамках ТОР «Нефтехимический» будет реализован крупнейший инвестиционный проект в регионе, который также позволит решить ряд важнейших социальных задач.
– Планируется обеспечить жильем специалистов, которые будут трудиться на таком крупном производстве. Как и для судоверфи «Звезда», якорного резидента ТОР «Большой Камень», для работников ВХНК будет построен целый микрорайон со всей необходимой инфраструктурой: детскими садами, школами, поликлиниками, спортивными площадками, – уточнил полпред.
Морская акватория – перспективная территория
Вслед за ТОР «Нефтехимический» настанет очередь еще одной территории опережающего развития – по производству гидробионтов. Планируется за несколько лет вовлечь в производственный оборот не менее миллиона гектаров прибрежных морских акваторий.
Проект, по данным Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), уже прошел стадию публичных обсуждений. Инициировал разработку закона Минвостокразвития. Под его юрисдикцию подпадают предприятия аквакультуры, расположенные в ДФО.
В рамках проекта предусматривается широкая государственная поддержка предпринимателей, намеренных заняться выращиванием гидробионтов на прибрежных морских акваториях Дальнего Востока. В том числе по комплексному разведению и переработке ценных видов тихоокеанских лососей, камчатского краба, дальневосточного трепанга, приморского гребешка и других моллюсков.
Сегодня возможности региона в этой перспективной отрасли экономики используются слабо. Это потому, что сейчас более выгодным кажется эксплуатация естественных запасов водных биологических ресурсов. Но, во-первых, их резервы небезграничны, а во-вторых, промысел в прибрежной акватории, а тем более в дальней морской зоне, требует все больше затрат. Меры поддержки промышленного разведения гидробионтов, разработанные Минвостокразвития и Росрыболовством, позволят устранить сложившийся дисбаланс. Появится возможность формирования рыбоводных участков на любой морской акватории, которую не запрещено использовать для создания предприятий аквакультуры. Передача площадки в пользование возможна только после проведения рыбоводно-биологических обоснований. В качестве стороны, формирующей участок площадью до тысячи гектаров, могут выступать региональные власти, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Законопроект детализирует механизм предоставления в пользование рыбоводных участков. Первоначальный период пользования составляет 7 лет. В последующем, если предприниматель не допустит критических нарушений, акватория под хозяйство марикультуры закрепляется на более длительный срок – до 49 лет. Региональным властям вменяется в обязанность предоставление предприятиям аквакультуры земельных участков под производственные и инфраструктурные объекты без проведения процедуры торгов.
Меняется и порядок исчисления срока, с которого у пользователя участка появляется право частной собственности на гидробионты, выращиваемые в естественной среде. Сегодня оно наступает с момента изъятия объектов аквакультуры из среды обитания. А это означает, что в течение достаточно продолжительного времени, пока рыба, моллюски, ракообразные подрастают, имущественные права владельца рыбоводного хозяйства не защищены. Новый документ предполагает, что право частной собственности у предпринимателя появляется с момента выпуска молоди в садки.
Правовой акт предусматривает возможность создания на площадках ТОР индустриальных парков морской аквакультуры. В обязанности управляющих компаний подобных парков входит предоставление резидентам готовых плантаций для выращивания гидробионтов.
Вопрос создания предприятий аквакультуры в Дальневосточном бассейне недавно рассматривался на заседании правительственной подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. По ее итогам вице-премьер Юрий Трутнев заявил о том, что рыбоводные участки в ДФО должны быть выставлены на аукционы в течение трех лет. Пока, по его словам, площади предоставленных морских акваторий не превышают одного процента от общего объема участков, пригодных для промышленного выращивания гидробионтов.
Почему созданные ТОР до сих пор не заработали?
За комментарием корреспондент «В» обратился к члену Приморского регионального штаба ОНФ Валентину Лабонину.
– Проблема создания новых экономических режимов – территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток – проблема комплексная, имеющая много аспектов и подводных камней, – говорит Валентин Леонидович. – Экономические выгоды для региона понятны: это создание льготных режимов налогообложения и растаможивания для бизнеса, который работает в этих проектах. Однако помимо привлечения инвестиций и увеличения экономической активности на территории края эти проекты должны нести существенную социальную нагрузку – массово создавать новые, желательно высококвалифицированные рабочие места, увеличивать общий объем налоговых отчислений за счет увеличения оборота и так далее. То есть реализация проектов свободного порта и ТОР должна привести к развитию всего региона, к существенному рывку вперед в экономике и социальной сфере.
Однако на сегодняшний день эти проекты в полной мере не заработали, и когда это произойдет, пока непонятно. Причин тут много: это и отсутствие инфраструктуры для реализации таких проектов, и определенное недоверие со стороны как российских, так и зарубежных инвесторов, а также высокие накладные расходы. Вместе с тем определенные усилия предпринимаются, благодаря в том числе тому, что Общероссийский народный фронт неоднократно поднимал вопрос о высокой стоимости энерготарифов, на высшем государственном уровне принято решение об их снижении для предприятий промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока.
Если говорить о других мерах, которые должны предпринимать власти, то тут необходимы комплексные шаги.
Во-первых, нужно упростить процедуру получения бизнесом земельных участков, именно на этот камень преткновения указывают многие представители деловой сферы. Речь идет как о выкупе в собственность, так и об аренде земельных участков.
Во-вторых, нужно быстрее решать вопросы обеспечения новых экономических проектов инфраструктурой. Речь прежде всего об инженерных сетях, электричестве, автодорожной и в некоторых случаях железнодорожной инфраструктуре.
В-третьих, есть проблемы, связанные с рынком труда и образования. К великому сожалению, практически разрушена система подготовки квалифицированных специалистов со средним специальным образованием. Такие кадры нужно готовить в более массовом порядке, при этом ориентировать их на нынешнюю экономическую систему и запросы рынка труда. Потому что фактически мы имеем либо очень много специалистов с высшим образованием, для которых нет необходимого количества рабочих мест, либо неквалифицированный персонал. Средняя прослойка отсутствует либо крайне мала. Вот тут и надо предпринимать усилия, причем чем скорее, тем лучше.
Автор: Николай КУТЕНКИХ