Ликвидация ПХФЗ рождает будущее фармгорода

Сегодня практически можно подвести черту под “жизнью” Партизанского химико-фармацевтического завода (ПХФЗ). Жизнь эта оказалась очень недолгой, и рассказ о ней не успеет наскучить читателю. Небольшой экскурс в историю.

19 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №41 от 19 дек. 1996

Сегодня практически можно подвести черту под “жизнью” Партизанского химико-фармацевтического завода (ПХФЗ). Жизнь эта оказалась очень недолгой, и рассказ о ней не успеет наскучить читателю. Небольшой экскурс в историю.

В ту пору, когда страной правила “идея”, возникла мысль создать на Дальнем Востоке громадный завод по производству химико-фармацевтических препаратов, да такой, чтобы в случае войны с азиатскими “буржуями-империалистами” он мог оперативно обеспечивать наших солдат своей медицинской продукцией. Все помнят, как “холодно” было тогда на границах СССР. А посему проектировалось предприятие под исключительно “совдеповское” оборудование (чтобы не зависеть от “врагов”), под завозное с запада страны сырье (в то время местной лекарственной сырьевой базой серьезно интересовались только народные целители) и ориентировалось на массовый выпуск нехитрой, но необходимой при определенных условиях продукции военно-медицинского назначения.

Но с потеплением мирового климата таяли финансовые вложения в стратегическую стройку, и у завода, как и во всей стране, начались проблемы. С большим трудом удалось достроить несколько корпусов и в 1993 году наладить выпуск бинтов, таблеток и мазей в небольшом объеме. Однако “запрятанное” географическое положение не спасло предприятие от знакомства с уже ставшими в то время актуальными понятиями себестоимости и рентабельности производства, конкуренции предложения при отсутствии спроса, другими признаками рыночной экономики. Государство к этому завод не готовило, и без его “родительской опеки” стал он болеть. Тем, чем болели все предприятия в период реформ. “Недоделанный” завод, без связей и места на товарном рынке, с высокой себестоимостью производимой продукции (запрограммированной проектом), при отсутствии профессионально подготовленного управленческого и технического персонала фактически был обречен.

В 1994 году производство остановилось. Рост долгов при отсутствии источников их погашения привел к признанию Партизанского ХФЗ неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Тянуть было бессмысленно, и собственник - государство в лице территориального агентства федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий (ТАФУ) - по согласованию с Минздравмедпромом, краевой и местной администрациями на основании указа президента № 1144 принял решение о продаже предприятия-должника путем ликвидации с последующей реализацией его имущества (активов).

Ликвидационная комиссия, созданная из специалистов антикризисного управления, краевой и городской (г. Партизанска) администраций, представителей Минздравмедпрома, КРУ, финансовых структур, довольно оперативно провела необходимые в таких случаях процедуры и оптимистично оценила шансы на продажу активов предприятия. Был разработан инвестиционный проект, который по замыслу его создателей ставил целью возрождение завода путем привлечения крупных финансовых вложений и организации выпуска лекарственных средств, производства пищевых добавок, парфюмерно-косметических изделий, средств гигиены и пр. Близость к крупнейшим морским портам Приморья и аэропорту, потенциал местной ресурсно-сырьевой базы с привязкой к научно-экспериментальной базе ДВО РАН, автономность, близость к бурно развивающейся СЭЗ “Находка” должны были заинтересовать потенциальных инвесторов.

Но, увы... продавец - Фонд имущества Приморского края пять раз объявлял торги несостоявшимися по причине отсутствия покупателей. А искали их везде - среди крупнейших российских компаний и банков, по каналам Минздравмедпрома, сети “Интернет”, среди представительств иностранных фирм. Обширная рекламная кампания в местной и центральной прессе, на телевидении не давали результатов. Разве что появились различные слухи. Процесс затягивался, назревала опасность растаскивания по кусочкам основных фондов и тем самым ликвидации производственных мощностей. Как говорится, не от хорошей жизни ликвидационная комиссия разбивает имущество на лоты, надеясь продать его по частям и спасти то, что осталось.

В таких крайних для предприятия обстоятельствах Фонд имущества Приморского края только через год после объявления о продаже зарегистрировал первых участников аукциона, который был назначен на 2 октября. Непростой ход торгов показал настойчивое желание одного из покупателей приобрести завод, цена лотов поднялась от стартовой почти наполовину. Первый успех вселил надежду, что “агония” умирающего госпредприятия вскоре закончится и возродится его новая, “рыночная” жизнь. Бывшие работники получат пособия по ликвидации (а может, и работу на будущее), бюджеты всех уровней - свои долги, кредиторы также заждались своей очереди. Однако такой ход событий устроил не всех.

Оказалось, что Партизанский ХФЗ попал в сферу коммерческих интересов и брокерской компании, и частного предпринимателя, и физических лиц. Последовательная и твердая позиция ликвидационной комиссии, ТАФУ, Фонда имущества края обеспечила проведение открытых торгов 6 ноября 1996 года (в которых, кстати, почему-то столь “заинтересованные” лица не участвовали). На них участник, купивший часть завода на предыдущем аукционе, дополнил свои приобретения оставшимся имуществом и стал фактически его новым владельцем. Им оказалось ОАО “СЭЗ-Фармгород” - предприятие, специально созданное для дальнейшего развития проекта химико-фармацевтического производства. Стержневую роль здесь сыграл административный комитет СЭЗ “Находка”, разумно рассудивший, что производства, развернутые на территории Партизанского ХФЗ, могут быть кооперативно связаны с теми проектами, которые планируется развивать в российско-корейском и российско-американском технопарках, тем более что завод имеет все элементы инфраструктуры для обеспечения производства любой малотоннажной продукции.

В ближайших планах ОАО “СЭЗ-Фармгород” намечено задействовать уже освоенные мощности, начать производство кровезаменителей и переработку молока. А в дальнейшем - создание холдинговой компании, которая могла бы в комплексе решать проблемы выпуска новых лекарственных препаратов, пищевых лечебно-профилактических продуктов, парфюмерно-косметических изделий, начиная с их научно-исследовательской проработки и опытного производства и кончая развитием высокотехнологичных мощностей на основе уникальной и богатейшей сырьевой базы Приморского края. В этой связи мне рассказывали о медицинских сорбентах (для связывания и выведения токсичных веществ из организма), получаемых из скорлупы маньчжурского ореха, морской травы зостеры и ламинарии, о лекарственных чаях, соках и сиропах из аралии и о многом другом, очень полезном для здоровья.

С точки зрения экономического развития территории, Партизанск с его закрывающимися нерентабельными угольными шахтами получит “второе дыхание” в результате развития проекта “Фармгорода”. И дай бог - этот город станет известен не голодовками шахтеров, а новыми технологиями, помогающими человеку жить.

Автор: Андрей ИЛЬИН, начальник отдела продаж Фонда имущества Приморского края