Пока не придумали фотопортретов...
Что помогало нашим предкам запечатлевать любимые лица
Еще свежи в памяти многих жителей Владивостока воспоминания о шедеврах из фондов Третьяковки, выставлявшихся в Приморской картинной галерее, а в залы на Алеутскую, 12 снова приглашают публику – взглянуть на нежную, хрупкую красоту старинных акварелей.
Уникальную выставку «Русский акварельный портрет XIX века» из собрания музея-усадьбы Останкино привезли на тихоокеанскую окраину России впервые. Жителям и гостям приморской столицы представилась счастливая возможность полюбоваться работами, которые не всегда могут увидеть даже москвичи. Да что там, шанс взглянуть на эти шедевры еще раз, возможно, не выпадет уже никогда...
Долгая жизнь – лишь в темноте
Без малого 60 миниатюрных акварельных портретов, а также подлинные предметы быта XIX века – перчатки, веера, кошельки, сумочки, лорнеты и многое другое – выставлено в залах Приморской картинной галереи.
– Куратор выставки Варвара Ракина, хранитель коллекции рисунка нашего музея-усадьбы, формировала выставку так, чтобы продемонстрировать все разнообразие самого жанра акварельного портрета, представить самых ярких художников, работавших в этом жанре, – рассказывает Александра Синелобова, научный сотрудник выставочно-экспозиционного отдела музея-усадьбы Останкино. – Здесь представлены и столичные, санкт-петербургские, художники, и московские, и даже художники-любители. Портреты также самые разнообразные – официальные, домашние, изображения и взрослых, и детей.
Отличить портрет домашний от официального несложно. На официальных герои запечатлены при всем параде – в мундирах, с регалиями, они более отстраненные, более холодные. Домашние портреты намного теплее, можно сказать, интимнее, люди на них улыбаются, изображены в свободных позах, не в парадной одежде, в любимом кресле или с лорнетом в руке... Особенно хороши детские портреты – они естественные и нежные.
Но самое главное, по словам Александры Синелобовой, в другом – выставка акварельного портрета в принципе редкая птица в любом музее. А все потому, что свет, тем более яркий, – страшный враг нежных акварельных красок и бумаги, и потому во всех музеях, в том числе и в Останкино, акварельные портреты в основном лежат в полной темноте в запасниках, а выставляются не дольше, чем два месяца подряд. После завершения выставки во Владивостоке (а она продлится лишь до конца апреля) эти чудесные миниатюры около полугода будут отдыхать и приходить в себя в фондах музея-усадьбы. И будь ты хоть важный иностранец, хоть житель столицы, увидеть собрание акварельного портрета не сможешь...
Нарисуйте меня красиво
XIX век – время расцвета русского акварельного портрета. Это самобытное явление было связано одновременно и с общественными, и с историческими сдвигами, произошедшими в то время. Давайте вспомним, что пережила Россия в самом начале позапрошлого века – Отечественную войну 1812 года! И конечно, такое поистине катастрофическое событие не могло не повлиять на изменения в жизни общества.
С одной стороны, реалии жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием, были таковы: на смену шикарным салонам и залам, в которых висели громоздкие официальные портреты маслом, пришли уютные особнячки с мезонинами, где висели небольшие и менее официозные акварели.
С другой стороны, в это же время по всей Европе и в России набирал популярность сентиментализм с его интересом к приватной стороне жизни. А техника акварели давала художнику больше возможностей в передаче не только облика, но и душевного состояния модели. У портретистов расширился и круг заказчиков: недорогие акварельные портреты были по средствам не только знати, но и купцам, средней руки чиновникам, интеллигенции. Выбор художника определялся достатком человека, который желал быть запечатленным, с живописцем обсуждались и наряд, и аксессуары.
На выставке, добравшейся к нам из музея-усадьбы Останкино, представлены работы очень разных художников, ставших знаменитыми именно благодаря акварельному портрету. Например, Владимир Гау был любимцем знати и чрезвычайно модным, востребованным художником. Его портретов добивались, ими гордились. Гау умел тонко польстить своей модели, изобразив человека чуть красивее, чуть изящнее, чем он был на самом деле. Мелочь вроде бы, но кому не хочется быть капельку красивее?
Очень интересны работы загадочного художника Алексеева, о котором не сохранилось ни биографических, ни каких-либо иных сведений, даже инициалы неизвестны. Известны только его картины. Художник работал в Москве, качество его рисунков обнаруживает недюжинный талант и творческую плодовитость. На выставке представлены четыре портрета его кисти – это два поколения одной купеческой семьи.
Всегда со мной твой облик нежный...
Ближе в 30-м годам XIX века акварельный портрет обрел такую популярность, что стал предметом домашних упражнений, им стали заниматься художники-любители. Некоторые достигали большого мастерства, например, Екатерина Бакунина-Полторацкая, юношеская любовь Пушкина, которой он посвятил немало лирических стихов. Ее акварельные портреты были весьма хороши, и на них тоже можно взглянуть на выставке.
– Музей-усадьба Останкино обладает прекрасными коллекциями, среди которых выделяется собрание именно русского акварельного портрета. Показать ее в нашем музее – особая честь, ведь акварель – нежный экспонат, в зале, где находится выставка, даже свет приглушен, потому что яркий свет вреден работам, – говорит Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Не каждый столичный музей рискнет везти столь хрупкие во многих смыслах вещи так далеко, и тем больше наша благодарность музею-усадьбе Останкино за то, что он активно с нами взаимодействует и доверяет нам.
Посмотрите, это камерные, не парадные портреты, чаще всего они писались не для величественных залов, а для уютных комнат, покоев, где должны были висеть только изображения самых любимых людей. Многие миниатюрные портреты в бархатных рамках, их брали с собой в поездки, чтобы вспоминать родные лица, помнить о них.
Выставка эта потому и имеет такую камерную атмосферу, передает настроение акварельного портрета...
В России акварельному портрету довелось пережить, как говорится, и взлет, и падение. Уже к концу XIX века этот жанр почти сошел на нет – после появления и распространения в России фотографии, более дешевого и легкого в исполнении способа запечатлеть себя или своих близких. И замечательно, что прекрасные лица тех, кто жил в то время, когда еще не придумали фотопортретов, смотрят на нас с нежных, лиричных акварелей...
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ