Мужик от сохи, политработник от Бога

Боевому офицеру прочили большое будущее. Помешал трагический финал

1 февр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4075 (14) от 1 февр. 2017

Все дальше за горизонт времени уходит авиакатастрофа, произошедшая на военном аэродроме Пушкино под Ленинградом 7 февраля 1981 года, когда в результате падения самолета Ту-104 Тихоокеанский флот разом остался без командования. 

О той трагедии СМИ, в том числе и наша газета, писали много. А вот о погибших, за исключением командующего ТОФ адмирала Эмиля Спиридонова, члена военного совета ТОФ вице-адмирала Владимира Сабанеева, командующего 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирала Виктора Белашова, командующего ВВС ТОФ генерал-лейтенанта авиации Георгия Павлова и начальника разведки ТОФ контр-адмирала Геннадия Леонова, известно крайне мало.

Сегодня «В» заполняет еще одну белую страницу истории.

В приморском ЗАТО Фокино одна из центральных улиц носит имя контр-адмирала Постникова, а на фасаде центральной городской библиотеки висит посвященная ему мемориальная доска. Память о нем до сих пор хранят в соединениях подводных и надводных кораблей ТОФ на Камчатке и в Приморье. По совпадению ровно 40 лет назад Василий Постников был назначен членом военного совета – начальником политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ.

Простой крестьянский парень

Будущий флотоводец родился в глухой деревушке под Тамбовом. В семье Постниковых было 13 сыновей и дочерей (и, к слову, 23 внука и 30 правнуков), а мать была удостоена ордена «Материнская слава». Как позднее вспоминала супруга адмирала Людмила Филипповна, все дети с малолетства были приучены к крестьянскому труду. В годы Великой Отечественной войны с ранней весны до поздней осени они трудились на колхозных полях и фермах, снабжая продовольствием расположенные рядом на передовой части Брянского и Воронежского фронтов. Повзрослеть всем пришлось раньше срока. А развитой и смышленый не по годам Вася Постников возглавлял школьную полевую бригаду. Параллельно увлекся еще и спортом.

Постоянная работа по хозяйству дома и в колхозе не помешали ему с отличием окончить 10 классов. Затем выпускника призвали на срочную службу и отправили на Камчатку, где он дослужился до звания старшины 1-й статьи и стал комсомольским лидером части. А главное, влюбился в море и решил связать свою судьбу с военно-морским флотом. Потому с легкостью получил от командования направление на учебу в Киевское военно-морское политическое училище. Там всерьез занялся тяжелой атлетикой, стал чемпионом училища, участвовал в окружных и республиканских соревнованиях.

Во время очередных летних каникул Василий приехал домой к родителям. Вечером пошел в местный Дом культуры. Все девчонки сразу влюбились в статного, мужественного парня в курсантской форме. А он выбрал одну – Людмилу. Как оказалось, на всю жизнь. Пока ждали получения Василием офицерского чина и кортика, два года писали друг другу письма…

Нештабной «политрабочий»

В 1955 году в жизни Василия Постникова произошло несколько важных событий. Он успешно окончил училище и получил назначение в соединение торпедных катеров Северного флота. Состоялась и долгожданная свадьба с любимой девушкой.

Дивизия катерников в поселке Гранитном располагалась посреди скал Кольского полуострова. Соединение прославленное, офицеры и старшины – участники войны, именно они бесстрашно атаковали немецкие миноносцы и топили фашистские транспортные суда в Баренцевом море, высаживали морские десанты в портах Норвегии. Требовались особые усилия, чтобы среди таких морских волков проявить себя. Но молодой офицер не потерялся.

Постников не только выполнял прямые обязанности замполита, но и часто брал на себя задачи командира катера. Его экипаж все время числился лучшим в соединении, на учениях цели поражались первыми торпедами в любую погоду и в любое время суток, поэтому морякам его дивизиона поручали первыми осваивать поступающие на флот новые виды оружия. В соединении про него говорили «нештабной».

Кольская природа сурова, кругом сопки да скалы, полгода снежная зима. Из всех развлечений – матросский клуб и библиотека. Постников организовал строительство спортивного зала и все выходные сам трудился на стройке, за что его прозвали «политрабочий». В спортзале открылись секции тяжелой и легкой атлетики, гимнастики, в которых занимались не только моряки, но и жители поселка. С легкой руки Постникова на Северном флоте появилась женская спортивная команда «Прибой», сразу же занявшая первое место на флотских соревнованиях по многоборью. Совместно с комсомольской организацией лейтенант организовывал кружки художественной самодеятельности, вечера отдыха, читательские конференции для личного состава дивизии и семей военнослужащих.

Эта работа не осталась незамеченной. В 1959-м командующий флотом адмирал Андрей Чабаненко рекомендовал молодого офицера на учебу в Военно-политическую академию в Москве. Постников успешно сдал вступительные экзамены по девяти предметам и прошел жесткий конкурсный отбор. И вновь пришлось корпеть над учебниками и уставами. Он не только стал отличником, но и занялся научно-исследовательской работой. А кроме того, каждый год становился чемпионом академии по штанге и гиревому спорту.

В 1963 году перспективный офицер поступил на заочное отделение аспирантуры. Вновь пришлось сдавать экзамены, на сей раз на получение кандидатского минимума, была выбрана и тема диссертации. Однако науку пришлось отложить. И тому была веская причина.

Связан с флотом морским узлом

В начале 1960-х шло становление атомного флота СССР. Для службы на новых крейсерах отбирали лучших офицеров. Постникова направили осваивать атомные подлодки. После подготовки в Учебном центре подводников в Обнинске он получил назначение на подводный крейсер К-42. И на нем же отправился к новому месту службы – на Камчатку. Основная часть пути прошла подо льдами.

Вот что написал о своем замполите командир лодки капитан 1-го ранга (позднее контр-адмирал) Вячеслав Заморев: «Подводные ракетоносцы осваивали арктические маршруты плавания. В 1968 году наша подлодка в трудных условиях арктического подледного плавания совершила переход с Северного Ледовитого на Тихий океан. Вспоминая пройденный путь, можно с удовлетворением отметить, что корабль, экипаж по всем показателям были в числе лучших на флоте. Была изучена возможность применения оружия в заполярных широтах. Большая заслуга Василия Сергеевича в том, что в сжатые сроки он сплотил личный состав, подготовил корабль к сложному плаванию и благополучно его завершил. За мужество и героизм, проявленные в этом походе, большинство офицеров, мичманов, старшин и матросов награждены правительственными наградами».

В мирные годы Василий Постников был удостоен поистине фронтовых наград – ордена Боевого Красного Знамени, медали «За боевые заслуги». В 1974-м его, в звании уже капитана 1-го ранга, назначили на должность заместителя начальника политотдела Камчатской флотилии.

Один из руководителей флотилии того периода контр-адмирал Михаил Озимов предсказывал ему большое будущее: «Боевой, мудрый офицер. Отличается организаторским талантом, толково работает с людьми. Как говорится, мужик от сохи, а политработник от Бога. Родился за тысячи километров от моря, в тамбовской деревне, а морским узлом связал свою судьбу с флотом. Наверняка в будущем – крупный политработник».

А начальник политуправления ВМФ адмирал Павел Медведев вспоминал в своих мемуарах, что приглашал Постникова на службу в Москву: «Не раз беседовал с ним по этому поводу. Но всякий раз он уклоняется. Говорит, что любит свой Тихоокеанский флот. Еще в 1949 году начинал здесь службу матросом. Да и большая семья: жена, трое детей – Таня, Оля и Аня».

Свой среди своих

В 1977 году Василий Постников получил назначение на должность начальника политотдела – члена военного совета Приморской флотилии (ПФ).

Это был период наивысшего расцвета ТОФ. Ни до, ни после это оперативно-стратегическое объединение ВМФ СССР не было столь мощным, сравнявшись по своим возможностям и силе с 7-м флотом США. По сути, в стране был создан боеспособный океанский ракетно-ядерный флот, который успешно выполнял важнейшую задачу сдерживания от развязывания широкомасштабной войны. Надводные и подводные корабли ТОФ несли боевое дежурство на огромных акваториях от западных берегов Америки до восточного побережья Африки. Боевых единиц хватало для 8-й и 10-й оперативных эскадр (для сравнения: сейчас силами четырех флотов удается поддерживать лишь Средиземноморскую эскадру).

В состав Приморской флотилии входили тяжелые авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск», тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», ракетные и артиллерийские крейсера, большие и малые противолодочные корабли, эскадренные миноносцы и тральщики, разведывательные и десантные корабли, атомные и дизельные подводные лодки, малые ракетные корабли и вспомогательный флот. Вот с каким огромным хозяйством и личным составом в десятки тысяч человек нужно было справляться командованию флотилии.

С командующим ПФ вице-адмиралом Василием Тихоновым у Постникова сложились не просто хорошие деловые, а доверительные отношения. Их общими усилиями в Фокино были открыты музыкальная школа, музей боевой славы, памятник герою войны 1945 года Марии Цукановой. Начальник политотдела был организатором новогодних огоньков и детских утренников, вечеров русского романса и фестивалей советской песни, спортивных соревнований и субботников.

А еще приходилось заниматься благоустройством в гарнизонах, строительством жилья для семей офицеров и детсадов, обеспечением продовольствия, коммунальным хозяйством военных поселков. В Шкотово-17 Постникова знало все население, любой человек мог прямо на улице обратиться с вопросом или просьбой, и каждому Василий Сергеевич старался помочь.

Он не выслуживался перед вышестоящим начальством, зато уважал своих подчиненных и был всегда справедлив к ним. За боевые заслуги в этот период был награжден орденами «Знак Почета» и «За службу Родине в Вооруженных силах» III степени, а за самоотверженное служение Родине, эффективное воспитание личного состава флотилии и высокий профессионализм Василию Постникову присвоили звание контр-адмирала.

Но это был не предел. Именно его прочили в скором времени на должность члена военного совета ТОФ с последующим присвоением звания вице-адмирала. Но не сложилось. Прекрасная жизнь и честная служба оборвались на взлете Ту-104…

Справка «В»

В катастрофе 1981 года на военном аэродроме в Пушкино в результате падения самолета Ту-104 отряда управления 25-й морской ракетоносной дивизии ВВС ТОФ погибли 50 человек. В их числе были 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов 1-го ранга и полковников, а также опытный экипаж летчиков. На борту было также несколько гражданских пассажиров: жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина, жена командующего ТОФ Валентина Спиридонова, журналист Борис Макаренко с супругой Еленой и еще несколько человек.

Интересный факт: тем бортом должны были лететь еще несколько высокопоставленных военных чинов. Но не сложилось, к счастью для них. Отпросился и вылетел в Североморск к дочери начальник штаба ТОФ вице-адмирал Рудольф Голосов. Командование Камчатской военно-морской флотилии решило отправиться напрямую в Елизово обычным пассажирским рейсом «Аэрофлота».

После трагедии КГБ СССР и контрразведка флота проводили тщательное расследование, в числе других проверялась версия вражеской диверсии. И все случайно выжившие попали под подозрение.

Уже через час после катастрофы весь флот и силы ПВО на Дальнем Востоке были приведены в состояние повышенной боевой готовности: ждали удара США и НАТО по местам базирования ТОФ.

Потерю блестящих командиров восполнили за несколько недель. Прислали опытных моряков и летчиков с других флотов, повысили в должностях тихоокеанцев с академическим образованием, из академии ВМФ срочно направили специалистов.

По официальной версии, был допущен перегруз самолета, а также неправильно разместились пассажиры и груз. Это привело к преждевременному отрыву самолета от взлетно-посадочной полосы и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости и в результате – к падению на землю.


Автор: Николай КУТЕНКИХ