Будет ли у Приморья своя киностудия?

Денег не хватит, уверен известный кинематографист

1 февр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4075 (14) от 1 февр. 2017
0a71133932ac41da860a6edf152815d0.jpg

Почему фильм, обласканный десятками солидных кинофестивалей, не взяли в прокат в родном городе его автора?

На экраны кинотеатров России 26 января вышел полнометражный художественный фильм «Джокер» режиссера Александра Каурых, начинавшего свою карьеру 30 лет назад во Владивостоке, на Приморском телевидении, в качестве помощника режиссера. Он же написал сценарий вместе со своим бывшим студентом – продюсером картины Сергеем Охотиным.

«Джокер» – это экранизация ранних рассказов Антона Павловича Чехова, издававшихся под псевдонимом Антоша Чехонте. Стержнем сюжета стал рассказ «Женщина без предрассудков», написанный в 1883 году. Ранее это произведение не экранизировалось.

До проката в нашей стране фильм Александра Каурых был представлен на различных международных и отечественных кинофестивалях, где завоевал в общей сложности 16 призов во всевозможных номинациях. К примеру, в октябре 2016 года он взял пять главных наград фестиваля в Лос-Анджелесе: как лучший игровой фильм, за лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу, лучшую мужскую и женскую роль.

За несколько дней до российской премьеры «Джокера» корреспондент «В» связался с Александром Каурых, который сейчас живет и работает в Москве, по телефону.

«Меридианы...» в списках не значатся

География кинопроката «Джокера» велика. Фильм будет демонстрироваться в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Омске, Ростове-на-Дону, Ульяновске, Хабаровске – всего в 31 городе. Но только не во Владивостоке, родном городе режиссера.

– В начале июня прошлого года мы отправляли заявку на фестиваль «Меридианы Тихого». Пришел официальный отказ без объяснения причины. Позже я пытался выяснить, что не понравилось в нашем фильме отборщикам «Меридианов...», хотя понимал, что они не обязаны давать рецензии, – говорит Александр Каурых. – У меня была мысль, что фильм не попадает под формат фестиваля, поскольку он не политический и не остросоциальный. Но я думаю, что Чехов еще в меньшей степени подходил под формат кинофестивалей в Голливуде, Англии, Швейцарии, Испании, Индии, где «Джокер» завоевал несколько призов. Но там почему-то фильм посмотрели и приняли должным образом, а в Приморье его сочли за неформат. Мне это было непонятно.

Мне все задают вопросы на эту тему, и я всех отсылаю к отборщикам «Меридианов...». К слову, в «Джокере» в роли отца героини снялся Андрей Бажин. Он когда-то работал в Приморском академическом театре имени Горького во Владивостоке, был главным режиссером театра ТОФ и главным режиссером драматического театра в Южно-Сахалинске. Сегодня Андрей – один из топовых актеров Российского академического молодежного театра в Москве, а до этого работал у Дорониной во МХАТе.

– Бог с ними, с «Меридианами...». Но почему «Джокер» не пустили на экраны Владивостока, когда он уже вышел во всероссийский прокат?

– Я этого тоже не мог понять. И прокатчик признался, что не понимает Владивосток. Фильм взяли в Нижнем Тагиле, два кинотеатра в Хабаровске, Петербурге, три кинотеатра в Мурманске, Новосибирске, Омске. А во Владивостоке не взяли. Прокатчик сказал, что здесь берут либо кассовые блокбастеры, либо то, на чем можно сделать какой-то шум. А наш фильм в эти рамки не вписывается.

– В этом году во Владивостоке пройдет очередной фестиваль, может быть, еще раз попробовать?

– Я не знаю, о каком фестивале идет речь, поскольку Владивосток не объявляет фестивали через международные информационные каналы. В Канаде, в Ванкувере, есть ресурс FilmFreeway, это большая централизованная база данных, где зарегистрировано более 600 кинофестивалей со всех континентов – от самых масштабных, с многолетней историей, до появившихся только вчера. Туда можно подать заявку на участие фильма любого жанра и формата в любом фестивале в любой части света. После этого FilmFreeway регулярно рассылает авторам фильмов приглашения на все фестивали, которые только есть в мире. Мы тоже зарегистрированы в его базе. В июне 2016-го я сам подал заявку на «Меридианы Тихого», потому что знал, что такой фестиваль есть. Но в этом году приглашения от FilmFreeway на кинофестивали во Владивостоке мы не получали.

Нет ни специалистов, ни денег

– В последнее время во Владивостоке муссируется тема создания киностудии на острове Русском. Якобы ее строительство и приобретение оборудования будут финансироваться из краевого бюджета. Согласись, идея заманчивая. Международный кинофестиваль у нас уже есть, и своя киностудия не помешает.

– Я слышал эти разговоры, и у меня к ним скептическое отношение. Я знаю, какие деньги реально уходят на производство кино, сколько стоит нормальное кинооборудование, сколько стоит свет. Я точно знаю, почем московские холдинги дают эту технику в ренту. Кино – это не телевидение. Его нельзя делать на основе художественной самодеятельности. Иначе на экране будет художественная самодеятельность.

Живя во Владивостоке, я сам был горячим поклонником идеи создания киностудии в Приморье. Но когда посмотрел, что такое настоящие киностудии и как делают настоящее кино, неважно где, в России или за рубежом, то понял, что современную киностудию невозможно построить не только во Владивостоке, но и в других региональных центрах России. Если не будет очень серьезного финансирования – а это десятки, даже сотни миллионов долларов. Плюс нужна продуманная комплексная программа, включающая подготовку кадров на высоком профессиональном уровне. Возможно, потребуется целевое обучение ключевых кадров в московских или зарубежных киношколах. Это прежде всего. Кадры должны быть не только творческие, но и технические, организационные, хозяйственные. С программой подготовки кадров для кинопроизводства ни ВГУЭС, ни ДВФУ в одиночку не справятся.

– Но во Владивостоке нет специалистов кинопроизводства. Кто будет готовить кадры для киностудии, если она будет организована?

– Здесь ты попал в яблочко. Самая главная проблема в том, что профессионалов должны готовить профессионалы-киношники, а не телевизионщики и видеографы – это разные профессии. Должны готовить практики, а не теоретики-культуроведы, искусствоведы или театральные режиссеры. Должен быть хотя бы один серьезный кинорежиссер, хотя бы один кинооператор, один серьезный художник-постановщик, один грамотный сценарист. Потому что написание киносценария и написание пьесы для театра или телевизионной передачи – это разные вещи. А таких специалистов во Владивостоке нет или почти нет.

Никого не хочется обижать в родном городе, и город не хочется обижать. Просто надо принять этот факт как должное и искать верное решение, если город и регион действительно хотят создать и развивать свою кинематографию. Можно накупить кучу железа, которое будет ржаветь без дела или на котором будет создаваться кинопродукция, неконкурентная даже на российском рынке. Как вариант – смогут приезжать варяги и что-то на ней будут снимать. Но это будет просто арендный бизнес – никакого развития кинематографической культуры на Дальнем Востоке такой подход не даст.

– Иными словами, кинопроизводство – это бег на длинную дистанцию с препятствиями, которую без специалистов и без денег не осилишь...

– Но и это еще не все. После завершения съемок дело дойдет до цветокоррекции, сведения звука, монтажа и так далее. И с этим у нас дело обстоит еще хуже, чем во всем мире. В России сводить звук толком не могут. В Москве есть лишь пара фирм, которые могут нормально свести звук для фильма. Одна из них – «СинеЛаб», это серьезный производственный комплекс звуковых студий, просмотровых залов, аппаратных цветокоррекции и VFX-обработки изображения. И Михалков, и Хотиненко, и другие мэтры отечественного кино предпочитают сводить звук именно здесь, а не на «Мосфильме». Звук на «Джокере» 5.1 «долби» мы тоже сводили в «СинеЛабе». Мой бывший студент – генеральный директор этой студии, он пошел нам на уступки и сделал серьезные скидки.

У нас был невысокий бюджет, под 20 миллионов рублей, а затраты росли не по дням, а по часам. Костюмы, реквизит, интерьеры (мы арендовали музейные помещения) тоже были из того, чеховского, времени. Спасало самоотверженное отношение актеров и съемочной группы, которые были готовы работать почти за бесплатно, потому что это был Чехов. Я безмерно благодарен всем, кто трудился на площадке и на постпродакшене за идею и портфолио для своей творческой биографии.

«Джокер» – это не ржачка

– Сейчас в моде арт-хаусное кино, и его авторы не всегда учились во ВГИКе или даже не учились хотя бы на режиссерских и сценарных курсах. Тем не менее арт-хаусные фильмы получают призы на кинофестивалях...

– В сценарии для так называемого арт-хауса действительно можно писать все, что хочешь. И снимать все, что хочешь и как хочешь, если найдешь для этого необходимое финансирование. И потом, соответственно, этот фильм посмотрит тот, кто захочет: десять, сто человек или даже несколько тысяч. Но есть понятие «жанровое кино», или голливудское кино, или коммерческое кино. И, как говорит Александр Митта, и не только он, ничего плохого в этом слове нет. То есть это кино, которое делается для зрителя, а там очень жесткие законы. Или ты их соблюдаешь, и тогда есть шанс, что твой фильм увидит массовый зритель в кинотеатрах. Или не соблюдаешь, и тогда твое кино посмотрят друзья, товарищи, в лучшем случае друзья друзей. Оно не будет востребовано ни за рубежом, ни в родной стране. За исключением какой-нибудь фестивальной истории. Да, для старта фильма это полезно. Подать заявку на один фестиваль стоит 50–100 долларов. Но даже если ты подашь заявку на десять фестивалей, попасть на них шанс невелик. Потому что на известные фестивали подают заявки не 10–20 фильмов, а тысяча, полторы, две, три. И это нормальное явление.

– В «Джокере» нет известных актеров, которые бы сыграли на популярность фильма. Почему?

– Это был наш принцип: на экране не должно быть медийных лиц. Хотя у нас должен был сниматься Игорь Ясулович. Но в его театре умер актер, и Ясулович уехал на гастроли вместо умершего коллеги. У нас была готова сниматься Галина Беляева, ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Но она заболела. Готова была сниматься Агриппина Стеклова из театра Константина Райкина, мы с ней встречались. Были еще известные имена. Но нам мешал какой-то злой рок, артисты выпадали из обоймы один за другим. Даже те, с кем мы уже начали репетировать и разжевывать роль.

– Реклама называет «Джокер» комедией...

– Это чеховская комедия. В своем отзыве Александр Митта очень точно написал, что произведения раннего Чехова – совсем не те, что создавались, когда Чехов уже болел и у него поменялось отношение к жизни, к людям. Здесь нет ржачки, здесь есть улыбка. Я считаю, что это ироническая комедия на историческом фоне.

Будем надеяться, что Владивосток все-таки увидит фильм «Джокер». Пусть и не в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого». 

Справка «В»

Александр Каурых – российский режиссер, сценарист, педагог. После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности «режиссура» и аспирантуры Санкт-Петербургского университета кино и ТВ стажировался на студиях компании CBS Drama в городе Бурбанке (США). На протяжении пяти последних лет читает лекции в Московской школе кино и киношколе Александра Митты, а также в Канаде в Vancouver Film School и Centre for Digital Media (на английском языке). Автор эксклюзивного образовательного курса «Грамматика языка кино и выразительное мизансценирование на камеру».

   

Автор: Сергей КОЖИН