​«Урал-байкер-блюз» Григория Моргуна

79-летний житель Владивостока и его друзья протестировали дороги Америки на российских мотоциклах

1 февр. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4075 (14) от 1 февр. 2017
6b14ade8072c121d884c6d9e90cb1efe.jpg

Трое жителей приморской столицы в сентябре 2016 года ударили мотопробегом по дорогам и бездорожью... Соединенных Штатов Америки. Стартовав в Сиэтле, за 12 дней они преодолели 3500 километров по нескольким штатам и вернулись в исходную точку.

На первый взгляд, в этом трансамериканском прохвате ничего нет удивительного. Сегодня дальние путешествия на мотоциклах, в том числе и кругосветные, для российских байкеров обыденное дело. Даже несмотря на напряженную политическую обстановку в мире. Но в данном случае есть две изюминки.

Во-первых, наши земляки прокатились по США не на заграничных байках, а на российских мотоциклах «Урал» с колясками. А во-вторых, в команде из трех человек помимо бизнесменов Михаила Пискунова и Вадима Третьякова был чемпион Приморья по мотокроссу аж 1957 года Григорий Моргун. На момент пробега ему исполнилось 79 лет!

Агитбригада на колесах

В это трудно поверить, но Григорий Романович и сегодня не отдыхает дома на диване перед телевизором, а работает начальником аккумуляторного цеха на одном из предприятий Владивостока. Причем трудится полный рабочий день, без скидки на возраст. Помните популярную песню советской эпохи: «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути»? Это про таких людей, как Моргун, – с высоким жизненным потенциалом и запасом энергии, с «комсомольским сердцем в груди».

По словам Григория Романовича, страсть к мотоциклам ему привил его лучший друг Николай Алексеевич Шульжицкий, ныне почетный житель Владивостока, основатель и бессменный директор знаменитого на всю Россию музея автомотостарины. В 1950-х они учились на одном курсе судоремонтного факультета ДВВИМУ.

– Коля частенько приезжал на занятия на одноместном мотоцикле «Ковровец» К-125 с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Мы называли эту тарахтелку «макака», – вспоминает Григорий Моргун. – Коля был фанатом мотоспорта, он организовал в училище мотосекцию и взял меня в команду. Тогда начальником ДВВИМУ был Анатолий Степанович Фролов. Он дал деньги, мы купили мотоциклы «Иж-49», стали тренироваться и в 1957-м взяли первые места на чемпионате Приморья по мотокроссу. Шульжицкий лидировал в классе мотоциклов с объемом двигателя 125 кубов, я – в классе 350. И в том же году нас послали в Вологду на первенство России по мотокроссу, где мы стали 13-ми. Это неплохой результат, учитывая, что соревновалось около сотни команд. На следующий год мы выступали в Куйбышеве и заняли 10-е место. Я гонял на «Иж-49», хотя свой самый первый кросс в Приморье прошел на «Ковровце». Я тогда убил мотоцикл и все-таки финишировал первым на квадратных в прямом смысле колесах. Коля посмотрел на меня и сказал: «Нет, Моргун, тебе нужен только «Иж», «кашка» тебя не выдерживает...».

Мотосекцию, организованную курсантом Шульжицким, субсидировало училище: в послевоенном СССР денег на спорт не жалели. У курсантов было шесть мотоциклов «Иж-49», шесть К-125 и два М-72 – прототипы будущих «Ирбита», «Урала» и «Днепра».

К слову, в ДВВИМУ была не только спортивная мотосекция, но и туристическая, в которую входила агитбригада. Перед началом очередных каникул будущие мореходы и судоремонтники досрочно сдавали сессию и отправлялись на мотоциклах в районы края с лекциями и концертами. Путевки самодеятельным артистам выписывал крайком комсомола, суточные – краевой совет профсоюзов, а родное училище выдавало двойные пайки. Агитпробеги по городам и селам Приморья проходили даже зимой! Сценические костюмы и музыкальные инструменты спортсмены в тельняшках брали с собой. Между прочим, в курсантской агитбригаде на саксофоне играл Витя Палло, известная в будущем личность. Виктор Тимофеевич (ныне покойный) был последним советским директором производственного объединения «Дальприбор», в 1990–1993 годах избирался народным депутатом РФ...

От «Ирбита» до «Волги»

По окончании вуза дипломированный судоремонтник Григорий Моргун получил распределение на Сахалин, в город Александровск. Как опытного спортсмена, его сразу же включили в состав сборной Сахалинской области и в августе 1959 года откомандировали на II летнюю Спартакиаду народов СССР. Соревнования по мотокроссу проходили три дня в подмосковном городе Расторгуево. Здесь спортсменам выдали новые мотоциклы из резерва Центрального мотоклуба Москвы. Григорий Моргун тогда впервые в жизни сел на настоящий спортивный мотоцикл.

А по возвращении на остров начальство поставило перед ним вопрос ребром: либо спорт, либо работа.

Парень выбрал работу – надо было зарабатывать на жизнь. Но с мотоциклом не расстался. По просьбе председателя местного отделения ДОСААФ организовал курсы мотоциклистов. В 1958-м Сахалин впервые получил мотоциклы «Ирбит» для продажи населению. До прилавков техника не дошла, мотоциклы разобрали работники торговли, но удостоверения водителя ни у кого не было.

– В Южно-Сахалинске я получил корочки преподавателя и начал учить народ водить мотоцикл. После этого меня тут же поставили в очередь на автомобиль «Москвич», о котором я и не мечтал, денег-то не было. У меня тогда был мотоцикл «Ирбит» с коляской, и мне его хватало, – рассказывает Григорий Романович. – А в 1960-м на остров пришли в ящиках три «Волги» ГАЗ-21. Мне звонит начальник торгового отдела и предлагает взять «Волгу». Я стал отказываться, мол, не по карману, но меня уговорили. Занял денег и купил-таки автомобиль. Причем половину нужной суммы заработал на курсах мотоциклистов.

Став счастливым обладателем ГАЗ-21, Моргун продал свой «Ирбит». На этом его отношения с мотоциклом и мотоспортом закончились. И трудно сказать, возобновились бы они в дальнейшем, если бы Григорий Романович не вернулся во Владивосток, где судьба свела его с директором компании «Аркон-Авто» Михаилом Пискуновым, у которого были налажены деловые связи с Японией.

Чем русский байк покорил японцев

Однажды во время очередного визита в Страну восходящего солнца Михаил задал себе вопрос: как так получается, что в Россию из Японии возят подержанные автомобили, строительную и бытовую технику, а в Японию из России – цветной и черный металл, древесину, то есть сырье (читай стратегические ресурсы)? Ведь в нашей стране тоже делают отличную технику, например, лучшие в мире военные самолеты, ракеты, подводные лодки, атомные станции.

– Я тогда задумался: а что кроме сырья можно возить из России в Японию? И в 2007 году мне на глаза попался буклет на английском языке, в котором американская компания рекламировала в Штатах мотоцикл «Урал» – продукцию Ирбитского мотоциклетного завода. Я вышел на руководство этой компании, это оказались русские парни, в свое время купившие пакет акций предприятия в славном городе Ирбите, и предложил быть их официальным представителем в Японии. Они согласились, хотя уже продавали «Уралы» в Японию через японского посредника, – рассказывает Михаил.

В том же 2007-м Пискунов отправил в Японию первый 40-футовый контейнер с мотоциклами «Урал», предварительно договорившись о сотрудничестве с самым крупным продавцом русских мотоциклов на территории островного государства. А в 2008-м Михаил с группой товарищей совершил промопробег на «Уралах» по Японии, проехав 2700 километров от Нагасаки до Хокадате. Целью акции было показать недоверчивым японцам, что русский мотоцикл изменился с тех пор, как впервые появился в их стране (а было это аж в 1970-х годах). И что «Урал» такой же надежный, как и его японские сородичи – «Кавасаки», «Хонда» или «Ямаха». Среди участников рекламного прохвата был и Григорий Моргун. Впрочем, как и всех последующих мотопробегов.

На протяжении всего маршрута японцы встречали наших мотоциклистов, как долгожданных друзей: крепкие рукопожатия, добрые слова, угощения и, конечно, саке в изобилии. Члены байкерского клуба «Днепр-Урал-Перестройка» накормили наших парней русским борщом, приготовленным по японскому рецепту. Встреча закончилась совместным импровизированным концертом.

– В Японии издается журнал, в котором специалисты описывают всевозможные технические новинки, и их очень трудно чем-либо удивить. Сотрудники журнала взяли наш «Урал», прокатились на нем и потом сказали много хороших слов не только о мотоцикле, но и о грузовиках «Урал» и КамАЗ, – вспоминает Пискунов. – Кстати, японцы – владельцы наших «Уралов» признавались, что их распирало чувство гордости, когда они в полевых условиях могли самостоятельно починить наш мотоцикл. А вот «Хонду» или «Кавасаки» в случае поломки надо везти в сервисный центр или вызывать мастера.

– На заключительном банкете в Японии один из членов нашей команды – Виталий Колесов – сказал, что настоящий байкер должен пересечь Америку по 66-й дороге. Но мы не байкеры, по крайней мере я. И Григорий Романович не байкер, он – гонщик. В нашей команде вообще не было байкеров. Мы – советские люди, и мотоцикл «Урал» – это часть нашей жизни. Тем не менее слова Виталия запали мне в душу, – признается Михаил. – Это зерно проросло, и на следующий год мы поехали в Америку.

Сделано надежно, под войну

По знаменитой Road 66 между Лос-Анджелесом и Чикаго Михаил Пискунов сотоварищи прокатились в 2009 году, в общей сложности проехав по дорогам США 7100 километров. На следующий год состоялся прохват по Австралии, еще через год – по странам Европы, затем – по Скандинавии.

В сентябре прошлого года Михаил и Григорий Романович вновь отправились в Штаты вместе с другом Вадимом Третьяковым. И опять на «Уралах», которые брали напрокат у дилеров Ирбитского завода по прибытии на место. Прокат одного мотоцикла стоит 100 долларов в сутки. Сегодня эта услуга доступна практически во всех цивилизованных странах, с недавних пор даже в Китае.

Американцы, кстати, охотно покупают наши «Уралы», несмотря на их высокую цену. Например, новый Ural Gear Up Sahara в США стоит 18 тысяч долларов без учета налогов. К этой цене прибавьте пакет гаджетов с 12-вольтовой розеткой, зарядкой для смартфона и набором инструментов стоимостью 1999 долларов. Плюс улучшенная система выхлопа за 1499 баксов. Если брать на круг, то примерно столько же стоят трехколесные мотоциклы Harley-Davidson, Honda Gold Wing и Can-Am Spyder. Тем не менее спрос на наши «Уралы» в Штатах не падает. Сегодня 99 % продаж Ирбитского завода приходится на экспорт. Из них половина мотоциклов продается в США. Янки ценят российские байки за наличие заднего хода, а также коляски с приводом. Более того, Ural – единственный продукт российского автомотостроения, который официально поставляется в Штаты. Право, россиянам есть чем гордиться!

– Американцы покупают «Урал», несмотря на высокую в нашем понимании цену. Для них они все равно гораздо дешевле аналогов, которые могут предоставить компании BMW или «Харлей-Дэвидсон». Соответственно, если американец на дорогом BMW или «Харлее» с коляской выехал в лес, на речку или на грунтовку и отскочивший камушек отколол кусочек покраски от корпуса мотоцикла или его поцарапала ветка, то для владельца байка это уже психологическая травма. Почти траур. А нашему «Уралу» эти камушки и ветки по барабану. Он сделан грубо, но надежно, как и все наше. Мы всегда все делали под войну – чтобы техника работала в любых условиях, даже на воде, чтобы ее можно было отремонтировать быстро и просто, – говорит Михаил Пискунов.

По словам пилигримов на колесах, ежегодные поездки на «Уралах» стали для них отдушиной, временным уходом от повседневной суеты.

Безбашенные немцы

В 2016 году мотопутешественники специально полетели в Америку, чтобы встретиться и потусоваться с немецкими байкерами, с которыми познакомились во Владивостоке минувшим летом. Михаил называет их безбашенными. Немцы совершали кругосветку на мотоциклах «Урал». В прошлом году они почти месяц сплавлялись на понтонах по реке Колыме в Магадан вместе с мотоциклами, проплыв 1600 км. Надувные понтоны немцы разработали заранее и специально привезли их в Россию из Канады. При этом «Урал» стоял на специальной подставке между понтонами, а карданный вал его заднего моста через цепную передачу крутил винт под водой. Изначально на такой хлипкой конструкции они хотели пересечь Берингов пролив. Но потом решили не рисковать.

– Будучи во Владивостоке, немцы показывали нам фильм о том, как тащили тяжелые «Уралы» по лесотундре буквально на плечах. Чтобы протащить мотоциклы через болотистые места, они использовали лестницы из алюминия, – рассказывает Григорий Романович.

А когда Михаил спросил их, почему они выбрали «Уралы», гости уверенно заявили: «В путешествие из Германии через Россию в Монголию, потом во Владивосток и далее на Магадан можно отправляться только на «Урале»!»

Немцы вообще беспрестанно восхищались: «Это удивительно: в Монголии заходишь в магазин, а на прилавке лежат спички, веревка и прокладки из каучука для «Урала»! Мы поняли, что в России, Казахстане и Монголии проблем с запчастями для мотоцикла не существует. И нам обидно, что в Европе мы покупали «Уралы» по две тысячи евро и они были хуже, чем те мотоциклы, которые мы покупали в России в деревнях за 10 тысяч рублей на запчасти».

А еще немецкие байкеры рассказали, что были шокированы русским гостеприимством. По их словам, они приезжали в глухую деревню, никого не предупреждая, а их встречали хлебом-солью, накрытыми столами и натопленной баней. И отказаться от такого радушия было невозможно. В некоторых деревнях им пришлось отдыхать несколько дней. Из-за невозможности сесть за руль трезвыми.

«Был случай, когда в глухой тайге нам навстречу попался грузовик, и водитель попросил нас позвонить по мобильному какому-то человеку, которого мы не знали. А он, оказывается, нас давно ждал!» – вспоминали восторженные путешественники.

Чтобы попасть на Чукотку, необходимо спецразрешение, которое они никак не могли получить. Все инстанции, куда они обращались, вплоть до правительства Чукотки и ФСБ отвечали молчанием. Но немцы все равно решили ехать, понадеявшись на русское авось и прихватив с собой переписку с нашими чиновниками. Потому что включать заднюю скорость было поздно: в Магадане их ждали мотоциклы и конструкции канадских понтонов.

Но в случае с немцами наше авось не сработало. Когда они уже передвигались по Чукотке на мотоциклах, на одном из постов их тормознули пограничники для проверки документов. А у немцев вместо спецразрешения только письма во всякие инстанции. Короче, полный алес капут! Поначалу стражи границы хотели применить к ним самые строгие меры вплоть до задержания с последующим выдворением за пределы страны. Но когда узнали, что нарушители пограничной зоны снимают фильм о России и мотоцикле «Урал», смилостивились и выписали им... предупреждение. Старший наряда, как рассказывали байкеры, даже спросил: «Вы не против? Да не переживайте, вам за это ничего не будет. Это всего лишь формальность. Работа у нас такая». А поскольку выбора у задержанных не было, они согласились. Оформив протокол, пограничники пожелали безбашенным немцам счастливого пути. И уже на следующих кордонах их останавливали, чтобы только сфотографироваться на память...

Негатива на себе не ощущали

У команды Михаила Пискунова во время путешествия по Америке в прошлом году тоже были незабываемые встречи с местным населением. Путешественники из Владивостока передвигались на двух мотоциклах с колясками. Одна была забита вещами, продовольствием и палаткой, в другой ехал сменный водитель. В день преодолевали по 350 км, если ехали одни. И по 50 км, если ехали вместе с теми самыми немцами, у которых постоянно ломались байки.

По словам Григория Романовича, цели прокатиться по хорошим дорогам у них не было. Они хотели испытать мотоциклы не на бетонке или асфальте, а на бездорожье, которое, правда, находили с трудом.

Во время путешествия постоянно происходили встречи с американцами, среди которых, как оказалось, немало поклонников «Уралов». Некоторые приглашали переночевать, почиститься, принять душ.

– Мы не заезжали в города, передвигались по сельской местности, где живут фермеры. Американцы относились к нам очень дружелюбно и не заводили разговоры о политике и санкциях. Этой темы вообще никто не касался. Все были приветливы, не спрашивали о жизни в России, их интересовали только техника и наше путешествие. Спрашивали, почему мы путешествуем и надежны ли наши мотоциклы. При этом у всех были «Харлеи», они садились на них и сопровождали нас до следующей фермы, – рассказывает Григорий Моргун.

А Михаил Пискунов подметил, что отношение американцев к русским в 2016-м по сравнению с 2009-м ничуть не изменилось, все то же дружелюбие и любопытство. Будто и нет никаких санкций.

– Негатива мы не ощутили. Жизнь простых людей и политика – это разные вещи, – уверен Михаил.

– А я даже не почувствовал, что я в Америке, – признается Григорий Романович. – Принимали-то нас русские ребята, которые там живут. Некоторые раньше жили в Приморье. То есть мы были среди своих. Но и американцы молодцы. Однажды мы ехали по дороге в лесу, проторенной лесозаготовителями. Выехали на перевал и не знаем, куда дальше ехать: GPS что-то показывает, но что – непонятно. И тут прямо перед нами останавливается джип, из которого выходит водитель с банкой пива. Он так обрадовался, когда узнал, что мы из России! Помог сориентироваться и еще пивом угостил.

Надо сказать, случались в пути и неприятности, причем не по вине наших героев. Однажды их колонну на полном ходу обогнал серый седан. Автомобиль промчался так близко от «Урала», за рулем которого был Моргун, что едва не сбил его. Григорий Романович чудом успел увести мотоцикл в сторону и избежать столкновения. Но лихач и не думал скрываться: вклинился между двумя мотоциклами и преспокойно продолжал движение. А через некоторое время колонну догнала полицейская машина.

Отношения с представителями порядка выяснял Михаил, благо отлично говорит по-английски. Выяснилось, что водитель седана заявил в полицию, будто бы у него произошло столкновение с байком и в результате у его машины повреждена дверь. Царапина на правом боку седана действительно имелась, словно по кузову прошлись гвоздем. Но у «Урала» никаких следов столкновения не было. Полицейские в этом убедились, проверили документы у Григория Романовича и отпустили с богом. Однако владелец седана продолжал настаивать: мол, мотоциклист виноват в причинении дефекта его авто. Скорее всего, пытался выбить себе страховку, повесив царапину на чужестранца, но это у него не прокатило. В Штатах тоже есть справедливые полисмены.

А однажды у мотоцикла Михаила застучал коленчатый вал. Оказалось, рассыпался шатунный подшипник, двигаться дальше нельзя. Парни вызвали по телефону эвакуатор, погрузили на него мотоцикл, а сами поехали дальше втроем на одном мотоцикле. Дело было к вечеру, на улице холодно, а до Сиэтла, финишной точки, еще 250 км. Не успели они проехать и пяти минут, как мотоцикл окружили четыре (!) полицейские машины и прижали его к обочине. А надо сказать, что за рулем «Урала» был Вадим Третьяков. И тут выяснилось, что его международное водительское удостоверение просрочено! Но он об этом никому не говорил. Нетрудно представить, что сделали бы в данной ситуации российские автоинспекторы. Но американские полисмены не стали измываться над русским нарушителем, лишь попросили сесть за руль Михаила, у которого документы были в порядке.

До Сиэтла путешественники добрались в три часа ночи. Это был последний день их мотопробега по Америке. Но сам мотопробег явно не последний в их жизни. В том числе и в жизни 79-летнего Григория Моргуна. Старость его дома не застанет! 

         

Автор: Сергей КОЖИН