Библейские мотивы и немного мистификации

Павел Шугуров не был бы самим собой, если бы перед отъездом на Сахалин не устроил для владивостокской публики очередную выставку-мистификацию – из разряда тех, на которые он мастер.

26 янв. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4072 (11) от 26 янв. 2017

Помнится, в середине августа 2015 года возглавляемое им арт-сообщество «33+1» пригласило посетителей в галерею «Арка», где взглядам изумленной публики предстала инсталляция «Художник и вещь», глубинную суть которой должен был оттенять полуразмороженный куриный окорочок, заботливо уложенный рядом с «арт-объектом»… Тогда о выставке много говорили, правда, мало хорошего. Все понимали, что современное искусство сиюминутно, держится на эмоциональном порыве, на провокации и даже частично на скандале, поэтому в целом выставка своего добилась – публику эпатировала.

Анонс новой выставки «33+1» вызвал уже осторожное внимание: а что же там будет? И кто такой этот автор – Петр Работник, мы о таком не слышали, да и имя звучит уж как-то сильно по-библейски, перекликаясь с Петром – рыбаком, сыном рыбака, одним из апостолов.

Легкая настороженность чувствовалась в зале «Арки». Все понимали, что выставка «Забытая графика» – это мистификация, но зачем и почему?

По залу ходили несколько Петров Работников – девушки в мужской одежде. Наученные горьким опытом «Художника и вещи», журналисты к ним уже не обращались, понимая, что о сути выставки эти милые, но все же нелепые персонажи ничего им не расскажут…

И правда. Гораздо больше о задумке, о сути выставки рассказала сама экспозиция.

В ней были представлены, как написано в пресс-релизе, «работы разных лет, исполненные в разных техниках от легких набросков и эскизов до крупноформатных литографий».

Те же, кто присматривался к развешанным на стенах «Арки» листам, понимал: это своего рода отчет Павла Шугурова и «33+1» за прошедшие годы. Вот «Обитатели Миллионки» – один из лучших арт-проектов, осуществленных во Владивостоке за последние 10 лет, тесно связанный не только с искусством, но и с историей нашего города. «Наташа и интервент», «Китайский водонос», «Японский городовой» – каждый из арт-объектов можно увидеть в центре Владивостока в закоулочках и подворотнях Миллионки. Они многое расскажут любознательному туристу о том, как жил наш город в лихие революционные времена прошлого века…

Также на стенах галереи – фотографии эскизов и проектов, воплощенных участниками сообщества (напомним, что «33+1» изначально организовалось в Санкт-Петербурге, а уже позже появились отделения в других городах) в Питере, Москве…

– Что хотел сказать художник, когда озаглавил выставку «забытая графика»? Возможно, он подчеркнул, что работы создавались на протяжении нескольких лет, но были отложены, а потому на время забыты. А возможно, художник хотел обратить внимание на одну из основных функций памяти – забывать, благодаря которой у человека всегда есть возможность взглянуть на время и осмыслить события из прошлого совершенно иначе, – считает искусствовед Юлия Климко. – Выставка «Забытая графика» – тот случай, когда, стараясь быть внимательным и адекватно воспринимать работы художника, важно быть чутким к самому себе, чтобы найти золотую середину между своей реальностью и реальностью другого человека.

Да, на этот раз мистификация Павлу Шугурову и «33+1» удалась. Возможно, потому, что в эту выставку действительно вложено больше смысла – она о многом напомнит тем, кто следит за арт-жизнью Владивостока, и позволит добрым словом вспомнить, как изменили наш город активные молодые художники, возглавляемые Павлом Шугуровым: от самой первой «золотой рыбки» на льду Амурского залива до расписанных по-настоящему художественно подпорных стен. И если пройти по пространству «Забытой графики» именно с таким настроением, вы поймете слова этого самого Петра Работника, вынесенные в пресс-релиз выставки: «Я постоянно рисую. Когда не в мастерской и не занят созданием очередного цементного панно на улице, я рисую в своем блокноте, а нет блокнота – на газете или на полях в журнале». Молодым это действительно свойственно – работать, творить, изменять мир вокруг себя. Почти что апостольский труд…

 

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН