«Скорая» – не танк, но зашибить может

Нужно ли медицинскому спецтранспорту идти на таран ради спасения человеческой жизни

26 янв. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4072 (11) от 26 янв. 2017

Минздрав РФ после трагедии в Петропавловске-Камчатском, где «скорая помощь» не успела к пациенту из-за перегородившей ей путь иномарки, предложил разрешить медтранспорту таранить автомобили, мешающие спасению человека.

Для Владивостока, перенаселенного автомобилями, проблема бодания на дорогах стоит остро. Однако, как признаются местные медики, в подобные ситуации, когда им намеренно преграждали бы путь, они не попадали.

– У нас подобных прецедентов, к счастью, не было, – утверждает главный врач КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи города Владивостока» Дмитрий Чурилов. – Гораздо больше проблем доставляет езда по дорогам общего пользования. Бывает, нам не дают воспользоваться преимуществом на дороге, задерживая в пробках, не пропуская на перекрестках. Бывает, везешь больного, а впереди машина не пропускает, человек смотрит в зеркало заднего вида и демонстративно не хочет освобождать полосу. Большинство водителей, находясь в пробке, копаются в телефонах, слушают музыку и не видят, что происходит позади них. Приходится маневрировать, уходить от таких ситуаций, терять время, а у нас на счету каждая секунда.

Пролезть в игольное ушко

Одна из самых актуальных проблем для «скорой» – забитые машинами дворы. Узкие одноколейные проезды, хамство и упрямство местных жителей, придомовые шлагбаумы заставляют медиков опаздывать к пациентам. Особенно ситуация осложняется зимой и в темное время суток.

– Мы делаем все, чтобы проехать к месту вызова, протискиваемся буквально в угольное ушко – водители крупногабаритных машин скорой мастерски лавируют в ограниченном пространстве. Стараемся встать как можно ближе к подъезду, потому что нести пациента на носилках по льду чревато последствиями, – объясняет Дмитрий Чурилов. – Кроме того, более двух третей персонала «Скорой помощи» – женщины, им физически сложно вынести пациента на носилках. Почему-то некоторые люди, видя авто с красным крестом у подъезда, думают, что мы сюда чай приехали пить, а не жизнь спасать. Ругаются, скандалят.

Впрочем, как отметил доктор Чурилов, все же подавляющее большинство горожан у нас вполне адекватные люди. Часто соседи вызвавшего «скорую» помогают врачам донести пациента до машины или отъезжают, пропуская автомобиль медиков.

Исход тарана непредсказуем

А вот инициативу Минздрава узаконить для машин скорой помощи «лобовую атаку» Дмитрий Чурилов считает сырой. Во-первых, надо понимать, что конструкция кареты скорой помощи не предусмотрена для бодания на дорогах.

– Мы ездим не на танках, а на обычных «уазиках», «Газелях», «Фиатах», «Фордах», – продолжает Дмитрий Чурилов. – При столкновении с другими транспортными средствами наши машины тоже получат повреждения. Возможно, после тарана служебное авто вообще не сможет продолжить движение.

Во-вторых, выступив с инициативой, чиновники не уточнили, как будет решаться вопрос целесообразности тарана: в каких случаях можно идти напролом, а в каких нельзя.

– Бывает, что автомобили чисто физически не могут уступить нам дорогу. К тому же далеко не каждый наш водитель сможет умышленно пойти на таран мешающего проезду авто, – уверен Дмитрий Чурилов. – Кроме того, ресурсы «скорой помощи» далеко не безграничны. Поврежденные служебные машины будут простаивать, придется тратить много времени на выяснение степени виновности сторон, общение со страховыми компаниями.

Пешком – не напасть, самим бы не пропасть

Пока идут споры вокруг возможного законопроекта, общественность задается вопросом: неужели врачи не могут сами пройти лишних сто метров до подъезда пациента? Мол, не такой уж это и подвиг.

На это главврач «Скорой» уверяет: медперсоналу регулярно приходится ходить пешком по запутанным скользким дворам наперевес с «дежурными чемоданами», в которых находятся дефибриллятор, аппарат ЭКГ и другая аппаратура – до 8 кг общим весом.

– Всем тем, кто считает, что врачи скорой помощи работают спустя рукава, предлагаю подежурить у нас хотя бы сутки, – говорит доктор Чурилов. – На каждую бригаду приходится по 15–20 вызовов. Мы никогда не знаем, что в действительности происходит на том конце телефонного провода, но всегда едем на помощь. И еще одно маленькое замечание: учиться на врача нужно дольше, чем на любую другую специальность, в среднем восемь лет. За это время каждый студент – будущий врач осознает, может он работать с людьми или нет.

Полномочия расширить. До каких границ?

А если водителям неотложки все же законодательно разрешат идти на таран мешающих авто, не станут ли они потом сами козлами отпущения? Не придется ли им оплачивать ремонт не только своей машины, но и чужого авто? Как считают юристы, необходимо внести поправки сразу в несколько законов.

– Во-первых, необходимо прописать в Правилах дорожного движения, что водитель «скорой помощи» может идти на таран при условии включения спецсигналов и при этом не будет являться нарушителем. Конечно, ДТП должно быть зафиксировано на видеорегистратор, – объясняет руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров. – Также нужно ужесточить наказание для водителей, не пропустивших «скорую», до существенных штрафов в несколько десятков тысяч рублей или пожизненного лишения водительского удостоверения. Такие же поправки должны появиться в Кодексе об административных правонарушениях. Необходимы поправки и в закон об ОСАГО, где виновником в ДТП нужно будет считать водителя транспортного средства, не пропустившего машину скорой, спешащей на вызов.

Обязательны поправки в Уголовный кодекс, которые бы предусматривали уголовное преследование для водителей, чье упрямство на дороге привело к задержке «скорой» и связанной с этим гибели пациента. Помимо этого, мы думаем, что для неотложки нужно сделать исключение в статье УК о причинении неумышленного ущерба другим лицам. Такие же поправки необходимы и в Гражданском кодексе.

В целом мы поддерживаем инициативу о расширении полномочий автомобилей скорой помощи.

Кстати

Как сообщает пресс-служба краевого управления ГИБДД, в 2016 году в Приморье было зарегистрировано пять ДТП с участием автомобилей скорой медицинской помощи, в результате которых получили травмы 11 человек: два столкновения транспортных средств, один наезд на стоявший автомобиль, один наезд на пешехода, один съезд с дороги. По одной аварии произошло во Владивостоке, Дальнегорске и Пожарском районе, две – в Октябрьском районе.

Так, 12 июля случилось ДТП в селе Покровка. При выезде со второстепенной дороги на главную 35-летний водитель автомобиля Toyota Camry не уступил карете скорой помощи и столкнулся с ней. Пострадали четыре человека: водители обоих транспортных средств и пассажиры «скорой».

Автор: Кристина МУРЛЕЕВА